Разговор о литературе

26 сентября в Донской государственной публичной библиотеке в рамках проекта «Большая книга – встречи в провинции» состоялась синектическая сессия «Что читает молодежь: проблематика современной отечественной прозы». Сотрудникам библиотеки имени Н.А. Некрасова посчастливилось присутствовать на этом мероприятии.

На вопросы ростовчан отвечали:

Роман Сенчин — российский прозаик, литературный критик, лауреат Национальной литературной премии «Большая книга» 2015 года за роман «Зона затопления», автор романов «Нубук», «Лед под ногами», «Елтышевы», «Дождь в Париже».

Андрей Филимонов — писатель, поэт, журналист. Финалист Национальной литературной премии «Большая книга» 2018 года за книгу «Рецепты сотворения мира». Автор нескольких поэтических сборников и романа «Головастик и святые» (шорт-лист премий «Национальный бестселлер» и «НОС»).

Вячеслав Ставецкий – молодой начинающий писатель из Ростова-на-Дону. Финалист Национальной литературной премии «Большая книга» 2019 года за книгу «Жизнь А.Г.»

Елена Шубина – литературовед, издатель, член жюри Национальной литературной премии «Большая книга.

Беседа длилась около двух часов, и за это время о многом удалось поговорить.

Вопрос из зала: Для кого вы пишете? Знаете ли вы своего читателя?

Вячеслав Ставецкий: «Нет. Литература никогда не оглядывается на читательский спрос. Не должна оглядываться. Это бесполезно. Если повезет – создашь своего читателя».

Елена Шубина: «Сейчас, принимая решение издавать произведение или нет, я руководствуюсь тем, есть ли на моей полке такая книга. Издаю только то, что хотела бы иметь в своей библиотеке».

Роман Сенчин: «Знаю ли я своих читателей? Ну, человек 20-30 знаю лично. А вообще я считаю, что нужно писать во Вселенную, но помнить, что там живут разные люди».

Почему в русской литературе так плохо с положительными героями? Когда уже у нас появится герой сложный, сомневающийся, рефлексирующий, но счастливый?

Этот вопрос ставит в тупик не первое поколение русских писателей. Каждый отвечает на него по-своему. Кто-то считает, что это временно, кто-то не видит в таком герое необходимости, а кто-то и вовсе не согласен с этим утверждением.

Андрей Филимонов, отвечая на вопрос о писательском предназначении, вспомнил фразу из произведения Сергея Довлатова «Ремесло»:  «Не пиши ты эпохами и катаклизмами! Не пиши ты страстями и локомотивами! А пиши ты, дурень, буквами».

Известный ростовский филолог Екатерина Сергеевна Жак высказала свою озабоченность тем, что молодые люди практически не читают, а произведения русских современных авторов — это интеллектуальный междусобойчик мало интересный обывателю. Писатель Денис Гуцко, присутствующий на встрече, с ней не согласился. «Молодежь читает. Но читает в основном переводную литературу. Вот почему они предпочитают иностранные романы отечественным – это вопрос, на который и нужно искать ответ. Я считаю, что мы их отвращаем от чтения еще в школе. Ну не осиливают они «Войну и мир», ломаются. Для них XIX век, как для нас XVII, он от них далек, он им не интересен и не понятен. А еще мы, российские писатели, к сожалению никак не изживем эту нашу постсоветскую травму. Мы все про вчера, а молодежь хочет слышать про завтра».

По-моему, лучше и не скажешь.

Советуем прочитать:

Роман Сенчин «Елтышевы»

«Елтышевы» — семейный эпос Романа Сенчина. Страшный и абсолютно реальный мир, в который попадает семья Елтышевых, — это мир современной российской деревни. Нет, не той деревни, куда принято ездить на уик-энд из больших мегаполисов — пожарить шашлыки и попеть под караоке. А самой настоящей деревни, древней, как сама Россия: без дорог, без лекарств, без удобств и средств к существованию. Деревни, где лишний рот страшнее болезни и за вязанку дров зимой можно поплатиться жизнью. Люди очень быстро теряют человеческий облик, когда сталкиваются с необходимостью выживать. И осуждать их за это может только тот, кто сам прошел путь возвращения: от успеха и денег — к нищете и страху, от сытости — к голоду и холоду… Сенчин жесток и не жалеет никого — но в этой жестокости кроется очищение. После «Елтышевых» не так-то просто будет сказать привычное «люблю». Это слово для вас изменится на вкус…

Андрей Филимонов «Рецепты сотворения мира»

«Рецепты сотворения мира! – это «сказка, основанная на реальном опыте», квест в лабиринте семейной истории, петляющей от Парижа до Сибири через весь XX век. Члены семьи – самые обычные люди: предатели и герои, эмигранты и коммунисты, жертвы репрессий и кавалеры орденов. Дядя Вася погиб в Большом театре, юнкер Володя проиграл сражение на Перекопе, юный летчик Митя во время войны крутил на Аляске роман с американкой из племени апачей, которую звали А-36… И никто из них не рассказал о своей жизни. В лучшем случае – оставил в семейном архиве несколько писем… И главный герой романа отправляется на тот берег Леты, чтобы лично пообщаться с тенями забытых предков.

Be the first to comment on "Разговор о литературе"

Leave a comment

Your email address will not be published.