В приоритете — жизнь

26 июня во многих странах мира отмечается Международный день борьбы с наркоманией. Стремительное распространение наркотиков обрушилось на мир, как лавина. Беда пришла и во многие российские семьи. Жаль, что многие молодые люди не читали «Плаха», «Морфия» и «Бациллы», иначе бы не сделали первого рокового шага, ведь литература – это отражение действительности.

«Меня часто называют первооткрывателем проблемы наркомании. Это, конечно, не совсем так. Во-первых, потому, что мне кажется, самой по себе проблемы наркотиков не существует. Есть проблема духовной опустошенности человека, когда он ищет суррогаты, чтобы заполнить чем-то свою неудовлетворенность… Люди победили чуму ,малярию , тиф , но пьянство, наркомания, СПИД , словно злые джинны, терзают человечество. эти проблемы в нашем обществе долгое время предавались забвению, но и в эту бездну пришлось заглянуть…»

Ч. Айтматов

Русская литература никогда не чуралась запретных тем, и наркотики в той или иной степени присутствуют на её страницах.

В ХХ веке в его второй половине появился роман Ч. Айтматова «Плаха». Этот роман стал как разорвавшийся фугас. Впервые для советского читателя была приподнята завеса над одной из острых социальных проблем — проблеме наркомании. Автор рассказал о гонцах, устремляющихся в Моюнкумскую долину в поисках дикорастущей конопли и ищущих возможности пожить в иллюзиях. Главный герой — Авдий Каллистратов — сын священника, изгнанный из академии как «еретик — новомысленник» – мучается мыслью о спасении хотя бы одного человека. Он устремляется навстречу падшим.

Есть в Авдии почти детская беспомощность, беззащитность. Айтматов наделяет его способностью к самопожертвованию, силой, достаточной, чтобы не бросить крест, им же на себя возложенный.

Роман Айтматова — воззвание к совести каждого: не жди, выходи воином в поле за правду. Тревога — вот основной мотив романа. Это тревога за утрату веры в высокую мораль, за падение нравов, за рост наркомании, тревога за человека. Роман заставляет задуматься, как мы живем, припомнить, как коротка жизнь.

Мастер слова и врач-практик, Михаил Афанасьевич Булгаков почти столетие назад написал пронзительный рассказ «Морфий», в котором описал историю доктора Полякова, наркомана и самоубийцы.

«Морфий» – это рассказ-исповедь, тематически продолжающий «Записки юного врача» и связанный с биографическими обстоятельствами жизни писателя. В 1916–1917 годах М. А. Булгаков работал врачом в земской больнице Смоленской губернии – сначала в селе Никольском, а затем в Вязьме. Это была тяжелая, изнуряющая работа провинциального доктора в глуши, вдалеке от цивилизации, да еще в годы таких потрясений для страны, как Первая мировая война, февральский и октябрьский перевороты. Там он и пристрастился к морфию.

Булгаков впервые принял наркотик как обезболивающее: заразился дифтерией при лечении больного ребенка, а после введения противодифтерийной сыворотки почувствовал себя очень плохо. От зуда, болей он не мог спать и попросил впрыснуть себе морфий. Повторение инъекций в течение нескольких дней привело к эффекту, которого он, медик, не предусмотрел из-за тяжелого физического самочувствия: возникло привыкание. В отличие от своего персонажа, доктора Полякова, автор рассказа сумел вовремя остановиться. От увлечения морфием его спасла жена Татьяна Лаппа.

Людмила Петрушевская. «Бацилла»

Современные авторы не так часто обращаются к теме наркомании как линии жизни конкретного человека. Признанный мастер «нуара» Людмила Петрушевская посвятила проблеме наркозависимости рассказ «Бацилла», написанный в характерной для нее манере «жестокого реализма».

Рассказ «Бацилла» включен автором в цикл «Реквиемы»: он буквально наполнен смертью, рисуя при этом короткую жизнь Бациллы (кличка девушки-наркоманки) и жутковатый мир Системы.

Система – это еще один, параллельный, но реальный мир, который «пригревает на флэтах своих детей», всех отверженных. Люди Системы не имеют ничего: они теряют индивидуальность, внешность, настоящее имя, утрачивают большинство человеческих чувств.

Бацилла предстает пред нами существом без разума и эмоций. Она жила в Системе до определенного момента, придя туда в шестнадцать лет. О прошлой ее жизни не знал никто, но изначально Бацилла была творческой личностью: писала стихи, играла на флейте. Пока не перешагнула роковую черту.

Проблема профилактики наркомании у подростков отражена в притче о тонущих детях.

«Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего мимо человека, он стал звать его на помощь. Тот стал помогать тем, кто еще держался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали и его на помощь.… Но он, не обращая внимания на призывы, ускорил шаги…

«Разве тебе безразлична судьба детей?»- спросили спасатели.

Третий путник им ответил: «Я вижу, что вы вдвоем справляетесь.

Я добегу до поворота, узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь предотвратить это».

Эта притча иллюстрирует возможные подходы к решению проблемы наркомании. Можно спасать «тонущих» детей, строя лечебницы и реабилитационные центры, воевать с наркодельцами. Заниматься этим должны, и занимаются профессионалы. Задача педагогов и родителей – «добежать до поворота реки и не дать детям упасть в воду», то есть заниматься профилактикой.

Такова роль художественной литературы — реально показать через художественные образы все ужасы наркозависимости , показать пути преодоления наркомании.

Be the first to comment on "В приоритете — жизнь"

Leave a comment

Your email address will not be published.