Судьба казачества в истории России

Исторический экскурс, посвящённый Году единения казачества

В 2020 г. исполнилось 450 лет со дня призыва царём всея Руси Иоанном IV (Грозным)  донских казаков на государственную службу: в 1570 году он прислал «на Донец Северской атаманам казатцким и казакам всем без отмены» с послом И. П. Новосильцевым жалованную грамоту о военной помощи, в которой повелел донскому атаману проводить царского посла, направлявшегося в Турцию, до донских зимовищ у Аксайского устья. В грамоте говорилось: «…тем бы вы нам послужили, а мы вас за вашу службу жаловать хотим». Этот момент считают днём официального образования Войска Донского.

Казачество — потомственное военное сословие , которое стало складываться на южных и юго-восточных окраинах Российского государства из вольнолюбивых крестьян, бежавших от крепостного гнёта. По берегам Дона, Волги, Днепра, Терека, Яика (Урала) возникали вольные казачьи общины, которые за короткий срок освоили огромные пространства вплоть до Чёрного и Каспийского морей, Кавказских гор. Казаки также активно участвовали в продвижении русских землепроходцев в Сибирь и на Дальний Восток, со временем стали нести военную службу на русских границах.

Историческим ядром российского казачества являются донские, уральские и терские казаки. Первое документальное упоминание о донских казаках относится к 1570 году.

Памятник «Казачья Слава» в г. Волгограде

Основу хозяйственной жизни казаков  вначале составляли промыслы – охота, рыболовство, скотоводство; со второй половины  XVII в. стало распространяться земледелие.

В XVI-XVII вв. основными источниками существования казаков были военная добыча и жалование от государства.

В XVI — первой половине XVII века русское правительство использовало казаков для обороны южных границ, с XVII века –  как вооружённую силу в войнах. В начале XVIII века  казачьи общины были преобразованы в иррегулярные казачьи войска. В 1721 г. они перешли в ведение военного ведомства; постепенно была ликвидирована выборность войсковых атаманов и старшин, которые стали назначаться правительством.

К XVIII  в. казачество превратилось в особое привилегированное военное сословие.

За службу государству за каждым казачьим войском закреплялась занятая им земля, которую войско передавало в пользование казачьим станицам.

В вооружённых силах России казачество в основном было представлено кавалерией, но были и пехотные, и артиллерийские казачьи части.

Все казачьи войска изначально отбывали воинскую повинность по особым правилам, в основу которых были положены обязательность и всеобщность её отбывания.

Основанием для освобождения от службы являлись физическая негодность или принадлежность к духовному званию.

Служба всех казаков начиналась с 18 и длилась 20 лет, после чего казак зачислялся в ополчение.

Вооружение казаков составляли шашка казачьего образца, винтовка драгунского образца и пика (только в передней шеренге), у кавказских казаков пик не было, но имелись кинжалы.

Обмундирование казаков отличалось от общеармейского своим покроем. Кавказские казаки имели бешметы, черкески и бурки (вместо шинели). Ездили казаки на особых казачьих сёдлах без мундштуков и шпор, управляя лошадью посредством уздечки и нагайки.

Кроме службы в действующих войсках, конные и пешие казаки несли внутреннюю службу.

Донское, Уральское, Кубанское и Терское казачьи войска выставляли кроме армейских ещё и гвардейские части.

Конно-артиллерийские части имелись не во всех казачьих войсках. Впервые они появились у донских казаков в начале 19 в.

Памятник «Казакам-гвардейцам» в ст. Кущевской

Всевеликое войско Донское прекратило существование в 1920 году, что стало одним из итогов Гражданской войны. С конца 80-х годов прошлого века в Ростовской и Волгоградской областях действует движение по возрождению донского казачества. В 1997 г. решением главного управления казачьих войск при президенте РФ войсковое казачье общество «Всевеликое войско Донское» внесено в государственный реестр.

В рамках празднования 450-летия служения донского казачества России в Ростовской области в шестой раз пройдёт Всемирный конгресс казаков. Его участниками, как правило, бывают не только россияне, но и гости из Германии, Чехии, Франции, Италии и США.

Это интересно:

В начале XX в. в России существовало 11 казачьих войск: Донское, Кубанское, Терское, Астраханское, Уральское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское, Забайкальское, Амурское и Уссурийское. Кроме того, было небольшое количество красноярских и иркутских казаков, образовавших в 1917 г. Енисейское казачье войско и Якутский казачий полк министерства внутренних дел.

Жалованная Иваном Грозным грамота – первое сохранившееся свидетельство начала государственного служения донских казаков.

300-летний юбилей служения донского казачества России торжественно отмечался в 1870 году по прибытии царя Александра III в Новочеркасск. Тогда казакам был дарован герб, и с этого момента территория их проживания стала называться Областью войска Донского, а срок службы казаков был снижен с 25 до 15 лет.

В год 400-летия служения казаков государству по инициативе Михаила Шолохова был открыт Старочеркасский историко-архитектурный музей-заповедник.

Старочеркасский музей-заповедник

В 450-ю годовщину в свет выйдет монография – трехтомный научный труд – «История Донского казачества», а донские казаки совершат конный переход протяжённостью 1200 километров.

Викторина

Рекомендуем прочитать:

Плеханов, А. А. «Казачество на рубежах Отечества»

Большая часть книги посвящена роли казачества в освоении и защите новых территорий, строительстве крепостей, укреплённых линий и инженерных сооружений, службе на кордонных линиях и государственной границе, участии в войнах и вооружённых конфликтах.
Книга богато иллюстрирована, снабжена примечаниями и пояснениями, а также именным указателем.

Астапенко, Г. Д. «Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XVII — XX вв.»

Здесь вы найдёте информацию о казаках-земледельцах, рыболовах, виноградарях, огородниках. Отдельные главы посвящены воспитанию детей и юношей в казачьих семьях, увеселениям и забавам донцов, донской казачьей песне, одежде, трапезе, празднованию в среде донских казаков Пасхи, Масленицы, Троицы. Отдельные главы отведены исследованию быта и культуры старшинской и дворянской усадьбы на Дону в XVIII-XIX вв.

Be the first to comment on "Судьба казачества в истории России"

Leave a comment

Your email address will not be published.