Древний. Важный. Загадочный

Час краеведения к 450-летию города Аксая

Аксай основан во второй половине XVI века донскими казаками. Одно из старейших казачьих поселений на Дону упоминается в летописи 1570 года, когда казаки провожали в Турцию царского посла Новосильцева.

На склонах Кобяковской балки, отделяющей город Аксай от Ростова-на-Дону, находится Кобяково городище. По преданию, здесь в 1185 году в стане половецкого хана Кобяка томился плененный новгород-северский князь Игорь Святославович – герой «Слова о полку Игореве».

В период Азовских походов Петра I в 1695 – 1696 годах и впоследствии в борьбе с турками за выход России к южным морям станица служила сторожевым постом, контролирующим подступы к Черкасску – в то время центру Области войска Донского.

В XVIII в. здесь существовала система земляных фортификационных сооружений, соединенных подземными переходами и оборудованных складскими помещениями с запасами продовольствия и оружейных припасов.

В 1720 – 40-х годах здесь находилась сначала царская застава, затем таможенная застава, рядом с которой было небольшое поселение.

Место расположения города у впадения реки Аксай в Дон столь удачно и живописно, что несколько раз Аксайская могла стать столицей войска Донского.

Уже в 1742 году на карте появляется Усть-Аксайский стан.

Географическое положение Аксая было столь благоприятным, что его соседи – торгово-промышленные города Ростов и Нахичевань – длительное время не могли с ним соперничать.

С момента основания в 1805 году города Новочеркасска и до 1837 года казаками на самых высоких уровнях управления государством поднимался вопрос о перенесении столицы войска Донского из Новочеркасска в Аксай. Но попытка перенесения не удалась…

Устройство в 1854 году капитальной Ольгинской дамбы через все займище (долину) Дона еще больше способствовало выгодам станицы.

В годы Крымской войны 1853 – 1856 годов Аксаю отводилась особая роль. На случай возможного продвижения по реке Дон турецких и английских пароходов с десантом здесь, во время весеннего паводка 1856 года, должна была преградить им путь третья линия обороны.

В 1854 – 1855 годах в устье реки Аксай сооружалась Азовская гребная флотилия, несколько позже открылись мореходные классы. Начал выпускать продукцию пороховой завод, расположившийся на пологом склоне балки северо-западной окраины станицы.

Юрий Загайнов «У причала» (Причал на Дону у Аксая)

Апогея своего развития Аксайская станица достигла в начале 1860-х годов, когда от Грушевских копей (г. Шахты) до Аксая была проведена первая на Дону железная дорога.

Продление этой железной дороги в 1868 году до Ростова и затем соединение ее с общей железнодорожной сетью, с образованием в Ростове-на-Дону узла трех дорог окончательно лишило Аксай прежнего значения, и торговая деятельность в станице перешла в область преданий. (Оригинал статьи)

Викторина

Что посмотреть

Be the first to comment on "Древний. Важный. Загадочный"

Leave a comment

Your email address will not be published.