Тот, кто написал будущее

Час литературы к 100-летию Рэя Брэдбери

Будущий писатель-фантаст родился 22 августа 1920 года в Уокигане. Небольшой городок находится в штате Иллинойс, рядом с озером Мичиган. Родители назвали мальчика по имени известного актера немого кино Дугласа Фербенкса (полное имя писателя Рэй Дуглас Брэдбери). Рэй Брэдбери был неординарной личностью, его биография наполнена интересными и интригующими фактами:

В 4 года мальчик смотрел фильм «Собор Парижской Богоматери». В нем силы добра вели войну с темными силами. Фильм так испугал Брэдбери, что после этого он засыпал только при включенном освещении, боясь темноты.

Всю свою жизнь, как утверждал сам автор, он мечтал полететь на Марс. В то же время, все изобретения, не связанные с космосом, вызывали у него панику – даже с появлением персональных компьютеров он продолжал писать рассказы на печатной машинке.

В детстве Рэй Брэдбери считал себя правнуком Мэри Брэдбери – колдуньи, якобы сожженной в 1692 году во время знаменитого Салемского процесса. Приговоры всем осужденным ведьмам были отменены в 1957 году. Ведьмы из Салема постоянно фигурируют в мистических произведениях, в «Дневниках вампира», «Гарри Поттере», «Американской истории ужасов». Сейчас телеканал WGN America снимает сериал «Салем», в котором салемские ведьмы показаны не невинными жертвами, а могущественными колдуньями.

Рэй Брэдбери обладал уникальной памятью. По его словам, он помнил все, что услышал и увидел, едва ли не с момента рождения. Позже с такой же легкостью он запоминал все прочитанное. Брэдбери писал, что может мысленно вернуться к часу своего рождения: «Я помню обрезание пуповины, помню, как в первый раз сосал материнскую грудь. Кошмары, обыкновенно подстерегающие новорожденного, занесены в мою мысленную шпаргалку с первых же недель жизни». Некоторые исследователи считают, что Рэй мог родиться переношенным, десятимесячным. В последний месяц пребывания в утробе у младенца могли развиться зрение и слух.

Хотя маленький Рэй был окружен заботой и вниманием, одним из самых ярких впечатлений детства для него стала смерть. Мальчику было шесть лет, когда в один год умерли его дедушка и годовалая сестренка. Тогда же он сделал свой литературный выбор. Мистика, фэнтэзи, фантастика, сказка – миры, в которых смерть не является окончательной, а умершие близкие иногда возвращаются. «Смерть! Я буду бороться с ней моими произведениями, моими книгами, моими детьми, которые останутся после меня».

Мать Рэя потеряла двух маленьких детей, поэтому излишне опекала младшего сына. Стоило мальчику простудиться, и его надолго укладывали в постель. Дошло до того, что до шести лет его не могли отучить от бутылочки с соской. Наконец папе Брэдбери это надоело, и однажды во время ужина он подошел к сыну, выдернул из его рук бутылочку и швырнул ее в раковину. Бутылка разбилась, а папа стал единственным человеком из окружения Рэя, не удостоившимся литературного воплощения. Все остальные члены семьи вплоть до дядюшек и тетушек встречаются на страницах «Вина из одуванчиков» и других произведений. Только после смерти отца Рэй посвятил ему книгу «Лекарство от меланхолии». Там были слова: «Отцу с любовью, проснувшейся так поздно и даже удивившей его сына».

Во время Великой депрессии семье пришлось несколько раз пересекать страну в поисках места, где можно было обосноваться. Несколько раз Рэй становился свидетелем страшных автомобильных аварий. Однажды он оказался совсем близко возле разбитой машины, в которой лежала умирающая женщина. Некоторое время они смотрели друг другу в глаза. Впечатлительный мальчик в тот же день заболел. Он дал слово никогда не садиться за руль автомобиля, и до конца жизни не мог избавиться от тяжелых воспоминаний, иногда прорывавшихся в его рассказах. Позже в его кабинете на стене висел автомобильный номер «F-451» – но это уже была отсылка к «451 градусу по Фаренгейту».

Рэй окончил школу в разгар Великой депрессии. У семьи не было денег, чтобы купить приличную одежду, поэтому на выпускной вечер Рэй пошел в костюме покойного дяди Лестера. Дядю застрелили уличные грабители. Маме пришлось привести пиджак в порядок и аккуратно заштопать дырки от пуль на спине и на животе.

В 1938 году Рэй окончил среднюю школу. На этом его формальное образование завершилось. Дни напролет Рэй проводил в библиотеке, читая Шоу, Честертона, Стивенсона, Шекспира, Диккенса. «Когда мне было 19 лет, я не мог поступить в колледж: я был из бедной семьи. Денег у нас не было, так что я ходил в библиотеку. Три дня в неделю я читал книги. В 27 лет вместо университета я окончил библиотеку».

Рэй познакомился со своей будущей женой Мэгги Маклюр в книжном магазине. Обаятельная женщина с тонким чувством юмора, сразу освободила его от поиска дополнительного заработка. Публикации приносили Брэдбери стандартные 250 долларов гонорара. Первый экземпляр «Марсианских хроник» был отпечатан Маргарэт, ей же и был посвящен этот сборник. «Марсианские хроники» стали первым успехом писателя. Брэдбери вез издателю сборник из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк на автобусе, на поезд денег не хватило. В следующий приезд в Нью-Йорке его встречала толпа людей с изданной книгой, все они пришли за автографом. Позже Маргарэт выучила четыре языка и стала настоящим знатоком литературы. Вместе они прожили 56 лет, воспитав четырех дочерей. Любимыми писателями Мэгги были Марсель Пруст, Агата Кристи и Рэй Брэдбери.

Мировую славу писателю принес роман «451 градус по Фаренгейту». Интересно, что был он опубликован в первых номерах журнала «Плэйбой» в далеком 1951 году. У Брэдбери было такое определение фантастики: «Фантастика – это наша реальность, доведенная до абсурда». В романе Брэдбери предугадал и описал нашу современную жизнь, точнее уничтожение мировой культуры массовой. Годы спустя, отвечая на вопрос, почему не сбылись многие его предсказания, писатель ответил: «Потому что люди – идиоты». Современное общество хочет заниматься потреблением – пить пиво и смотреть сериалы. Они придумали костюмы для собак, должность рекламного менеджера и бесполезные штуки вроде айфона. А ведь можно было развивать науку и осваивать космос.

Главной темой романа «451 градус по Фаренгейту» большинство читателей считают подавление индивидуальности через правительственную цензуру, однако сам Рэй Брэдбери заявляет, что такое восприятие неверно. Основной посыл автора заключается в опасности телевидения, которое уничтожает интерес к чтению литературы, заменяя его развлечениями, а глубокие знания — поверхностными «фактоидами».

Брэдбери написал 11 романов, 21 пьесу, 28 сценариев для кинофильмов и около 400 рассказов. Цитаты и афоризмы Брэдбери настолько глубоки и точны, что всегда остаются актуальными.

Убедиться в этом мы вам предлагаем прямо сейчас.

Соберите тематический пазл

Be the first to comment on "Тот, кто написал будущее"

Leave a comment

Your email address will not be published.