О чём расскажет музыка?

Час эстетики к Международному Дню музыки

«Слово никогда не может до конца объяснить всю глубину музыки, но без слова нельзя приблизиться к этой тончайшей сферы познания чувств»

В. А. Сухомлинский

Экскурс в историю

Международный день музыки каждый год отмечается во всем мире 1 октября. Инициатором его создания стал международный музыкальный совет при ЮНЕСКО. Решение было принято в 1973 году. 1 октября 1975 года впервые был проведен Международный день музыки. Основные цели праздника: обмен опытом между культурами разных стран и распространение музыкального искусства.

В этот день музыканты исполняют всемирно известные произведения, являющиеся мировым культурным наследием.

В нашей стране Международный день музыки празднуется с 1996 года. Одним из инициаторов его учреждения в России стал Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Он был знаменитым советским композитором, пианистом, педагогом и общественным деятелем. Произведения Шостаковича известны во всем мире. Шостакович с письмом обратился к международной общественности, он хотел обратить внимание общества на огромную роль музыки в нашей жизни. Шостакович считал, что музыка способна открывать людям новые миры и объединять их. В 1996 году исполнилось 90 лет со дня рождения этого великого композитора. Тогда и было принято решение начать отмечать Международный день музыки.

Дмитрий Шостакович

Международный день музыки — это праздник для певцов и музыкантов, для композиторов, учителей музыки и преподавателей консерваторий, студентов и учащихся музыкальных учебных заведений, но его могут также отмечать и, просто, все любители музыки.

Нельзя сомневаться в том факте, что музыка интересовала людей еще в далекой древности. Уже тогда она влияла на людей и будила в них чувства. А в 2000 году археологи из Китая нашли музей музыкальных инструментом, который был создан 2 тысячи лет тому назад и относится к эпохе династии Хань.

И сегодня музыка способна будоражить наши чувства и оказывать сильнейшее влияние на наши эмоции. Музыка нам необходима и она не стареет. Сегодня существует большое количество разнообразных музыкальных жанров: народная музыка, блюз, духовная музыка, джаз, кантри, рок, поп, шансон, электронная музыка, регги, рэп, романс и т.д.

Пожалуй, людей, абсолютно равнодушных к музыке, найдется совсем немного. Талантливым композиторам при помощи музыки удается выражать состояние своей души. Их имена навсегда вписаны в историю.

Каждый из нас имеет свои любимые мелодии, заставляющие нас плакать и радоваться, позволяющие задуматься о смысле жизни. Греческие философы считали даже, что музыка способна формировать характер человека.

Интересные факты

Ученые установили, что под действием музыки у человека, а также некоторых животных изменяется кровяное давление, происходит увеличение частоты сердечных сокращений, снижается ритм и глубина дыхательных сокращений. В медицине с давних времен научились использовать нейрофизиологическое воздействие музыки.

В Японии был проведен специальный эксперимент с кормящими матерями. Оказалось, что во время прослушивания классической музыки, у них количество молока увеличивалось на 20-100 %. Классическая музыка способна снижать агрессивность у пчёл.

Музыка является чудодейственным средством привлечения к добру и красоте. Пробуждает в нас представление о возвышенном и величественном, является великолепным фоном для возникновения духовной общности.

Музыка в русской литературе

Евгений Онегин был поклонником балерины Авдотьи Истоминой, Илья Обломов питал слабость к бельканто, а на балу у сатаны в «Мастере и Маргарите» оркестром дирижировал сам Иоганн Штраус. На вкусы литературных героев повлияли вкусы самих авторов — собирателей фольклора, знатоков оперы и любителей балета.

Толстой: Шопен и Бетховен

В доме Льва Толстого часто собирались профессиональные музыканты, звучали произведения Бетховена, Гайдна, Моцарта, Глюка, Глинки. Особенно Лев Николаевич любил Шопена, он говорил: «Шопен в музыке — то же, что Пушкин в поэзии».

Толстой с дочерью за роялем

Однажды директор Московской консерватории Николай Рубинштейн устроил для писателя музыкальный вечер. «Может быть, никогда в жизни я не был так польщен и тронут в моем авторском самолюбии, — вспоминал присутствовавший на концерте Чайковский, — как когда Лев Толстой, слушая анданте моего квартета и, сидя рядом со мной, залился слезами». Чайковский включил в Первый квартет народную мелодию «Сидел Ваня на диване». Толстой чрезвычайно ценил фольклор, а после того концерта подарил Чайковскому сборник народных песен.

Толстой немало внимания уделял музыке в своих произведениях, через нее он раскрывал характер персонажей. Одна из сцен с участием Наташи Ростовой в «Войне и мире» — русская пляска:

«Наташа сбросила с себя платок, который был накинут на ней, забежала вперед дядюшки и, подперши руки в боки, сделала движенье плечами и стала. Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, — эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, — этот дух, откуда взяла она эти приемы, которые pas de châle давно бы должны были вытеснить?»

Писатель философски смотрел на музыку. В повести «Крейцерова соната», которая открывала изнанку несчастного брака, герой восклицал: «Вообще, страшная вещь музыка. Что это такое? Я не понимаю. Что такое музыка? Что она делает? И зачем она делает то, что делает?»

Название для произведения подсказал Николай Рубинштейн. Толстой однажды спросил его, какое произведение для скрипки и фортепиано тот считает самым значительным. Рубинштейн назвал «Крейцерову сонату» Бетховена. И вот герой Толстого слушает ее: «Разве можно играть в гостиной среди декольтированных дам это престо? Сыграть и потом похлопать, а потом есть мороженое и говорить о последней сплетне… тогда, когда требуется совершить известные, соответствующие этой музыке важные поступки».

Чехов: домашний хор и Чайковский

Детство Антона Чехова прошло в Таганроге, где больше половины жителей были иностранцы — греки, итальянцы, англичане и немцы. Они устраивали концерты европейских исполнителей, в домах звучала музыка из «Травиаты» и «Трубадура» — известных опер Верди. Чеховы на досуге тоже музицировали, отец Павел Чехов даже организовал семейный хор. Михаил Чехов вспоминал: «Петь и играть на скрипке, и непременно по нотам, с соблюдением всех адажио и модерато, было его призванием. Для удовлетворения этой страсти он составлял хоры из нас, своих детей, и из посторонних, выступал и дома, и публично».

В 1888 году Антон Чехов познакомился с Петром Чайковским и посвятил ему сборник «Хмурые люди». Писатель и композитор планировали создать оперу «Бэла» по мотивам произведения Лермонтова, но в 1890 году Чехов уехал на Сахалин, а в 1893-м не стало Чайковского.

Чехов и Чайковский

Опера Чайковского «Евгений Онегин» фигурирует в рассказе «После театра». Ариозо Ленского «Что день грядущий мне готовит» Чехов ввел в «Рассказ неизвестного человека» как лейтмотив, чтобы подчеркнуть непредсказуемость жизни главного героя — подпольного революционера.

Романс Чайковского на стихи Якова Полонского «Ночь» («Отчего я люблю тебя, светлая ночь») исполняет Маша — героиня повести «Моя жизнь»: «Вот она кончила, ей аплодировали, она улыбалась очень довольная, играя глазами, перелистывая ноты, поправляя платье, точно птица, которая вырвалась наконец из клетки, и на лице было нехорошее, задорное выражение, точно она хотела сделать всем нам вызов или крикнуть на нас, как на лошадей: «Эй, вы, милые!»

На страницах чеховских произведений можно встретить упоминание мелодий и других композиторов — Глинки и Даргомыжского, Бородина и Шуберта, Гуно и Листа. Да и сами названия часто связаны с музыкой — «Скрипка Ротшильда», «Контрабас и флейта», «Певчие», «Хористка», «Тапер».

Литература –это искусство слова, а слова как известно, состоят из звуков и, конечно же, из звуков создаётся музыка.
Музыка, так же, как и литература, сопровождает нас всю жизнь, она учит, в ней человек находит выражение самых высоких чувств и тонких душевных переживаний. Так что эмоциональное воздействие этих двух видов искусств огромно и это, безусловно, их роднит.

Советуем послушать

Советуем почитать

Найджел Клифф «Подмосковные вечера. История Вана Клиберна: как человек и его музыка остановили холодную войну»

Вана Клиберна, победителя Первого международного конкурса имени П. И. Чайковского, обожали миллионы людей в СССР и в Соединенных Штатах. На некоторое время он стал послом надежды и мира… В своем захватывающем и безупречно строгом труде Найджел Клифф воссоздает драму и напряженность времен холодной войны, ставя в центр повествования глубоко убедительный образ талантливого исполнителя, чья музыка временами служила мостом над опасной пропастью, разделявшей противоборствующие державы. Захватывающий исторический очерк, рассказывающий о драматической истории талантливого техасского пианиста Вана Клиберна, который «пробил» стену холодной войны, покорил сердца американского и российского народа и смягчил напряженность между двумя сверхдержавами, находившимися на грани ядерной войны.

Патрик Зюскинд «Контрабас»

Пьеса «Контрабас» – первое произведение выдающегося немецкого писателя Патрика Зюскинда. После премьеры в Мюнхене она стала одной из самых популярных в Европе. Хотя сам Патрик Зюскинд играет не на контрабасе, а на фортепиано, ему удалось создать то, «что не написал еще ни один композитор: меланхолическое произведение для одного контрабаса» (Дитер Шнабель).

В одноактном монологе «Контрабас», написанном в 1980 г., Зюскинд блестяще рисует образ «аутсайдера, психически неуравновешенного индивида» (Вольфрам Кнорр), который, тем не менее, почти сразу завоевывает симпатии читателей. Это объясняется тремя особенностями блестящего стиля Зюскинда-литератора: его «юмором, почти контрабандным наслаждением языком и напоминающей о Чехове слабостью к неудачникам и одиночкам». (Марсель Райх-Раницкий).

Кадзуо Исигуро «Ноктюрны: пять историй о музыке и сумерках»

Душа человека — потемки, а точнее сказать ноктюрны. 5 ноктюрнов. 5 историй. 5 судеб в сумерках. Действительно, что мы знаем о душе человека, о том, что он чувствует на самом деле, о чем думает? Да ничего. Это как зайти в чулан, куда пробивается через замочную скважину небольшой лучик света: очертания вроде видимы, но то, какими вещи есть на самом деле, мы не знаем, остается лишь догадываться. Пять рассказов о жизни людей, которые любят. И опять же музыку, сумерки, что-то в себе. Некоторые из них любят друг друга. Однако, как бывает, несправедлива жизнь, что любви не хватает сил, чтобы биться самой за себя. И амбиции, философия общества её одолевают. Или нет, они её загоняют вглубь человеческой души, и человеку остаётся с этим существовать. Мучиться, бороться, смириться. Продолжать, молча любить или по каплям каждый день убивать это чувство. Из рассказа в рассказ Исигуро проносит данную идею, что меняются люди, и меняется то, как это чувство отзывается в человеке.

Игра-Викторина: «Узнай музыкальный инструмент»

Be the first to comment on "О чём расскажет музыка?"

Leave a comment

Your email address will not be published.