Великие наставники будущих знаменитостей

Исторический экскурс к Дню учителя

5 октября в России отмечается День учителя. Международный День учителя был установлен в 1994 году ЮНЕСКО и подразделением образования Организации Объединённых наций. Именно в этот день, 5 октября 1966 г.,  в Париже состоялась межправительственная конференция о статусе учителей. Тогда же был подписан важнейший документ «Рекомендации, касающиеся статуса учителей». Подписали его ЮНЕСКО и Международная организация труда. С тех пор День учителя отмечается во многих странах мира, но в разное время.

Праздник посвящается всем педагогам — за их важный вклад в развитие общества. Цель Международного дня учителя — напоминать о необходимости оказывать поддержку учителям, чтобы они могли передавать знания следующим поколениям.

Учителей нередко сравнивают с ювелирами, создающими из негранёных камней произведения искусства. Талантливые педагоги шаг за шагом превращают неопытных учеников в настоящих профессионалов.

Мы хотим вспомнить вместе с вами истории некоторых известных людей и их любимых учителей, сыгравших значительную роль в судьбе своих подопечных.

Михаил Ломоносов и Христиан Вольф

В 1736 году Михаил Ломоносов (1711 — 1765) в числе самых выдающихся учеников Петербургской Академии был отправлен в Германию для дальнейшего обучения, где и встретился со своим главным «благодетелем и учителем» Христианом Вольфом. К тому моменту немецкий профессор уже оказал огромное влияние на европейское образование, изложив систематическое видение практически всех известных на тот момент наук. С первых дней Вольф разглядел в Ломоносове настоящий талант. На протяжении трёх лет профессор с присущей немцам педантичностью развивал природный талант юноши: учил его сосредотачиваться на самом важном и систематизировать собственные знания. И в результате воспитал настоящего учёного.

М. Ломоносов

По завершению обучения Вольф дал Ломоносову следующую характеристику: «Молодой человек с прекрасными способностями… Нисколько не сомневаюсь, что если он с таким же прилежанием будет продолжать свои занятия, то он со временем, по возвращению в отечество, может принести пользу государству, чего от души и желаю». А позже профессор внимательно следил за успехами своего ученика: «С великим удовольствием я увидел, что вы в академических „Комментариях“ себя ученому свету показали, чем вы великую честь принесли вашему народу».

Христиан Вольф

Ломоносова же восхищала не только энциклопедическая образованность своего учителя, но и его доброе отношение к окружающим. Вольф помогал русским ученикам, оказавшимся в чужой стране, расплачиваться с кредиторами. Есть легенда, что в день отъезда русских студентов Вольф пригласил к себе всех их кредиторов и на глазах у изумлённых учеников расплатился с их долгами, что до слёз растрогало Ломоносова.

Николай Лобачевский и Григорий Карташевский

Будущему знаменитому математику Николаю Лобачевскому (1792 — 1856) повезло быть учеником Гения, который обладал обширными знаниями и с удовольствием ими делился с другими.

Г. Карташевский

Лобачевский был сыном разночинца, поэтому попасть в императорское учебное заведение, куда его в девятилетнем возрасте привела мать, было непросто. Однако мальчику повезло: экзамены принимал педагог Казанского императорского университета Григорий Карташевский, который сразу разглядел незаурядные способности мальчика. Он задал Лобачевскому задачу — бассейн получает воду из четырёх труб; первая наполняет его в день, вторая — в два дня, третья — в три, а четвёртая — в четыре; требуется узнать, во сколько времени наполнится бассейн, если все четыре трубы открыть одновременно? — и Лобачевский быстро решил её в уме. Карташевский стал придумывать задачи ещё сложнее, но мальчик, не притрагиваясь к грифелю, и их решал в уме.

Н. Лобачевский

Так Лобачевский попал в Казанскую гимназию, где ему предстояло освоить огромное количество предметов: иностранные языки, русскую грамматику, арифметику, алгебру, геометрию, тригонометрию, механику, гидравлику и многое другое.

Так как официальных учебников тогда почти не существовало, каждый преподаватель был обязан написать учебник по своей дисциплине. И Карташевский создал учебник чистой математики, который настолько увлёк Лобачевского, что он буквально ни на шаг не отходил от своего учителя. С первого дня талантливый педагог не только расширял кругозор юноши, но и развивал в нём критическое чутьё, чтобы тот не боялся проявлять творческую смелость.

После гимназии Лобачевский сам стал педагогом Императорского Казанского университета, где в течение 40 лет преподавал и 19 лет руководил названным учебным заведением. Его активность и умелое руководство вывели университет в число передовых российских учебных заведений.

Александр II и Василий Жуковский

Поэт Василий Жуковский более 25 лет служил в царской семье. Сначала он поступил на должность чтеца к императрице Марии Фёдоровне, затем преподавал русский язык принцессе Шарлотте, а позже стал наставником наследника престола, будущего императора  Александра II (1818 — 1881).

Александр II

Своему воспитаннику Жуковский хотел дать хорошее фундаментальное образование, поэтому и готовился к преподаванию основательно. Он прочитал множество книг, от античных до современных, ознакомился с идеями прогрессивной швейцарской педагогики. Жуковский сам собрал для ученика библиотеку, разработал план обучения и даже распорядок дня. Чтобы наследник престола досконально изучил историю России, Жуковский приглашал к нему известных учёных, а на уроках использовал данные императорских архивов. Наставник организовал для Александра и познавательное путешествие по России.

В. Жуковский

Василий Жуковский всегда открыто выступал за отмену крепостного права и идеи свои доносил до будущего императора. Возможно, влияние наставника сыграло не последнюю роль во внутренней политике Александра II.

Среди современных учителей также много достойных представителей своей профессии. Традиционно 5 октября или накануне в Государственном Кремлёвском дворце проходит награждение победителей конкурса «Учитель года», который проводится с 1990 года.

Советуем посмотреть

Роберт Рождественский «Учителям»

Удачи вам, сельские и городские
уважаемые учителя,
Добрые, злые и никакие
капитаны на мостике корабля!
Удачи вам, дебютанты и асы, удачи!
Особенно по утрам,
когда вы входите в школьные классы,
Одни – как в клетку, другие – как в храм.
Удачи вам, занятые делами,
которых не завершить всё равно,
Накрепко скованные кандалами
Инструкций и окриков из гороно.
Удачи вам, по-разному выглядящие,
с затеями и без всяких затей,
любящие или ненавидящие
этих – будь они трижды… – детей.
Вы знаете, мне по-прежнему верится,
что если останется жить Земля,
высшим достоинством человечества
станут когда-нибудь учителя!
Не на словах, а по вещей традиции,
которая завтрашней жизни под стать.
Учителем надо будет родиться
и только после этого – стать.
В нём будет мудрость талантливо-дерзкая,
Он будет солнце нести на крыле.
Учитель – профессия дальнего действия,
Главная на Земле!

Рекомендуем прочитать:

Кауфман, Б.

Вверх по лестнице, ведущей вниз

Роман, который прославил американскую учительницу Бел Кауфман (1911-2014) на весь мир.

Это полная любви и абсурда история о непростой жизни школы. Несмотря на то что книга была написана более полувека назад в США, проблемы, которые в ней затрагиваются, актуальны для современной российской школы.

Помелов, В.

100 великих педагогов

«Образование придаёт человеку достоинство. Образование — лицо разума» — так наставляют нас древние мыслители. Очередная книга серии знакомит читателя с выдающимися педагогами прошлого и настоящего, повлиявшими на формирование педагогики как науки воспитания и обучения человека.

Be the first to comment on "Великие наставники будущих знаменитостей"

Leave a comment

Your email address will not be published.