В поисках прекрасного и вечного

Гражданин мира

Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в Воронеже, в обедневшей дворянской семье. Через три с половиной года семья переехала в фамильное имение Бутырки в Орловской губернии. Здесь, «в глубочайшей полевой тишине», мальчик познакомился с народным фольклором. Днём он работал вместе с крестьянами в поле, а по вечерам оставался с ними послушать народные сказки и предания. Со времени переезда начался творческий путь Бунина. Здесь в восемь лет он сочинил своё первое стихотворение, за которым последовали очерки и рассказы. Юный писатель подражал в своей манере то Александру Пушкину, то Михаилу Лермонтову.

Бунинская проза  началась с детских дневничков, где мальчик записывал свои переживания, впечатления, пытался выразить своё повышенное ощущение природы и жизни, которым был наделён с рождения.

Проучившись в Елецкой гимназии чуть более 4-х лет, Бунин из-за бедности вынужден был обучаться дома, где его образованием занялся старший брат. Особое внимание он уделял литературе, языкам и истории.

В характере Ивана Алексеевича слились противоположные друг другу родительские черты. Его отец был человеком открытым, беззаботным, обаятельным в своей вспыльчивости и отходчивости. Мать Бунина была женщиной тихой и печальной, с «грустной поэтической душой».  Иван Алексеевич горячо её любил.

Будущий писатель на равных общался с простыми людьми, внимательно наблюдая за их жизнью. Бунин уже в первых рассказах сумел передать живую народную речь.

В своей прозе Иван Бунин уже смолоду весьма разнообразен. Его рассказы написаны на самые разные темы и «населены» самыми различными людьми. Писатель возвращался мыслью к впечатлениям детства («В деревне», «Далёкое»), писал о любви неразделённой и мучительной («Без роду-племени») и взаимной и прекрасной («Осенью»), трагической («Маленький роман»).

Такое многообразие порождено богатыми жизненными впечатлениями, сменившими монотонность первых двух десятилетий жизни Бунина. Юношей он покинул отчий дом, и началась его скитальческая жизнь. Орёл – Харьков —  Елец – Харьков – Смоленск – Москва и т. д.  Работа в газете «Орловский вестник»;  выход первой книги стихов;  встреча с Л. Н. Толстым;  увлечение толстовством; опять скитания; женитьба; рождение сына; через 2 года разрыв; в 30 лет первое путешествие за границу ( в Европу); дружба с Чеховым; снова путешествие за границу; и опять калейдоскоп: Москва – Одесса – Москва — деревня — Петербург — Москва… Смерть сына; встреча с будущей женой, Верой Николаевной Муромцевой; участие в горьковском издательстве «Знание»; дружба с Горьким; 3-е, 4-е путешествия за границу. Но деревню Иван Алексеевич не забывал никогда: хотя бы раз в год бывал в своих родных краях.

Бунин с интересом вглядывался в окружающее, изучал характеры : «Меня занимает… душа русского человека в глубоком смысле…».

В своей знаменитой повести «Деревня» Бунин рисует безумную русскую действительность, порождающую причудливую в своих контрастах русскую душу. Писатель мучается вопросом : откуда в человеке два начала — добра и зла? Немного позже он напишет: «Есть два типа в народе. В одном преобладает Русь, в другом есть страшная переменчивость настроений, обликов, «шаткость», как говорили в старину. Народ сам сказал про себя: «… из нас, как из дерева, — и дубина, и икона, — в зависимости от обстоятельств…».

Бунин с тревогой отнёсся к переменам начала 20 века, выразив своё кредо словами: «Ищу я в этом мире сочетания прекрасного и вечного».

Писатель неоднозначно воспринял революцию 1905 — 1907 гг. Он опубликовал ряд произведений, передающих нарастание напряжения в обществе, вошёл в издательство «Знание» (во главе с Горьким). Но поспешил уехать из России в путешествие по Ближнему Востоку.

По итогам этого путешествия Бунин создал серию очерков «Тень птицы», где впервые взглянул на происходящее с позиции «гражданина мира». Иван Алексеевич констатировал единый конец всех великих цивилизаций.

В середине 1910-х гг. Бунин отошёл от русской тематики и обратился к теме человека и космоса. Особое влияние в эти годы на писателя оказала буддийская философия, с которой он познакомился, путешествуя по Индии и Цейлону. Бунин ощутил близость своих философских воззрений буддийским представлениям о мире, в частности, идее страдания, которое приносит любое соприкосновение с жизнью, неуёмность человеческих желаний. Об этом его рассказы «Братья», «Соотечественник», «Сны Чанга», отчасти — «Господин из Сан-Франциско».

Писатель призывает к отрешению от благ жизни, к возвращению к универсальному бытию, для которого жизнь человека — лишь краткий миг в бесконечности космической жизни.

Но этот краткий миг бывает бесконечно ценен, и не в силах человек отказаться от соблазна. Так возникает совершенно новый мотив в бунинских произведениях — мотив любви. Любовь, описанная в рассказах «Лёгкое дыхание», «Сын», «Грамматика любви», — сокрушительна, трагична, неумолима. Но она дарует человеку выход за пределы индивидуального существования, в ней — космическая гармония.

Бунина упрекали в аморализме, холодности, но точную оценку писателю дал один западный критик: «Он, как металл, режет и обжигает своим холодом».

Постепенно лирическое начало отходит у Бунина на задний план, а на первый выступает чёткий сюжет, густота и обилие красок, полнота создаваемой картины.

Эта густота материала особенно бросается в глаза при знакомстве с «кровоточащим» дневником писателя — «Окаянные дни», который он опубликовал уже вдали от родины. Иван Алексеевич не принял революцию 1917 г., и его заметки о том трагическом периоде выдают в нём неравнодушного летописца эпохи.

Бунин относится к тем редким представителям русской эмиграции, чей талант со временем в отрыве от родины не потускнел. В 1920 — 1930-е гг. им созданы такие шедевры, как повесть «Митина любовь», роман «Жизнь Арсеньева». Именно за этот роман Ивану Бунину (первому из русских писателей) присудили Нобелевскую премию по литературе (1933 г.): «За строгий артистический талант, с которым он воссоздал в литературной прозе типичный русский характер». Имя автора стало всемирно известным, но слава его была омрачена тем, что в Советской России это достижение замалчивалось, а его произведения не печатали.

Полученные от Шведской академии средства не сделали Бунина богатым. Значительную часть премии он отдал нуждающимся.

Вторая мировая война примирила писателя с ненавистными ему большевиками. Всё ушло на второй план, на первый же вышла родина. Бунин купил карту мира и отмечал на ней ход военных действий, о котором читал в газетах. Он праздновал разгром гитлеровской армии под Сталинградом как личную победу, а в дни Тегеранского совещания, сам себе удивляясь, писал в дневнике: «Нет, вы подумайте, до чего дошло — Сталин летит в Персию, а я дрожу, чтобы с ним не дай Бог чего в дороге не случилось». В конце войны писатель часто думал о возвращении на родину.

Иван  Алексеевич Бунин скончался в Париже 8 ноября 1953 г. с портретом рано умершего сына в руках. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

За несколько лет до смерти Бунин писал:»…Бог всякому из нас  даёт вместе с жизнью тот или иной талант и возлагает на нас священный долг не зарывать его в землю. Зачем, почему? Мы этого не знаем. Но мы должны знать, что всё в этом непостижимом для нас мире должно иметь какой-то смысл, какое-то высокое Божье намерение, чтобы всё в этом мире «было хорошо».

Советуем послушать

Викторина

Рекомендуем почитать

Муромцева-Бунина В. Н. «Жизнь Бунина»

Вера Николаевна Муромцева, в замужестве Бунина (1881-1961), известна не только как жена великого русского писателя. Она была человеком литературно одарённым, прекрасно образованным, знала несколько иностранных языков, занималась переводами, писала статьи. Но самым ценным из её наследия являются книги воспоминаний «Жизнь Бунина» и «Беседы с памятью». В их основу легли дневники, которые В. Н. Муромцева-Бунина вела все годы совместной жизни. Это не просто мемуары, поражающие блестящим слогом и тонкостью суждений, но попытка запечатлеть настоящего, живого И. А. Бунина, его редкий талант, внутреннюю сложность, острый саркастический ум, душевное богатство в сочетании с непростым характером. Это ещё и интереснейший рассказ об эпохе, о литературной и театральной жизни Москвы, Петербурга, Одессы начала XX века, о встречах с людьми, оставившими заметный след в русской культуре.

Бунин И. А. «Жизнь Арсеньева»

Ивану Бунину посчастливилось первым заслужить для русской литературы Нобелевскую премию, и решающую роль в этом сыграл его роман «Жизнь Арсеньева«, который считается автобиографическим.
Биографическая основа романа несомненна, и Алексей Арсеньев — это сам Иван Алексеевич Бунин в первые двадцать пять лет своей жизни. На склоне лет Бунин решил оглянуться на прожитую жизнь и написать о том, что больше всего в ней любил.

Советуем посмотреть

Одна из лучших авторских картин российского режиссера Алексея Учителя. Фильм рассказывает о последних годах жизни великого русского писателя Ивана Алексеевича Бунина — о его победах, поражениях, редких минутах триумфа и часах одиночества. Картина получила гран-при в номинации «Лучший фильм» на самом престижном отечественном кинофестивале «Кинотавр».

Смотреть фильм

Be the first to comment on "В поисках прекрасного и вечного"

Leave a comment

Your email address will not be published.