«Мастерица над станом клонится
И, коклюшками шевеля,
Где за ниткою нитка гонится,
Песню ткет про тебя, земля.
Пальцы, легкие и проворные,
Заплетают, вспорхнув едва,
Как мороз по стеклу, узорные
Вологодские кружева»
Всеволод Рождественский
Вологодское кружево — вид русского кружева, плетённого на коклюшках (деревянных палочках), распространённый в Вологодской области.
Вологодское кружево обладает особой самобытной красотой. В народе его называют «нетающий иней». На развитие орнаментального искусства кружева большое влияние оказали узоры резьбы по дереву, орнаменты ткачества, старинные вышивки. Особенно ажурная вышивка «вологодское стекло» с разнообразными «снежинками» и «паучками» на сквозных фонах.
Эта вышивка в основном бытовала в Вологодском уезде, и именно на этой территории промысел развивался особенно интенсивно. Орнамент вологодского кружева характеризуется мягко-изогнутыми плавными линиями рисунка, он всегда графически чёткий, ритмичный и может состоять из геометризированных фигур или растительных обобщенных форм.
Для изготовления вологодского кружева требуется: подушка-валик, коклюшки, можжевеловые или березовые булавки, узор. Типичный материал для вологодских кружев — лён, отбеленный или суровый.
Процесс создания кружева начинается с изготовления «сколка» — рисунка на бумаге, который затем прикалывают на подушку. Кроме линий будущего узора, на сколке видно множество точек, куда втыкают булавки. От булавок веером тянутся нити, навитые на деревянные палочки-коклюшки — главный рабочий инструмент кружевницы. Она быстро, почти незаметными движениями перекладывает их из одной руки в другую, переплетая нити.
Вологодское кружевоплетение восходит к 16—17 вв., но как промысел существует с первой четверти 19 века. Изначально считается, что кружево зародилось в Европе, а наиболее древними центрами кружевоплетения считаются Италия и Фландрия.
Начало промысла относится к 1820 году, когда близ Вологды в имениях помещиков крепостные стали выплетать отделки к платьям и белью, подражая западноевропейским.
По официальным исследованиям установлено, что во времена крепостного права во всех значимых помещичьих усадьбах губернии находились кружевные «фабрики», поставлявшие кружевные изделия в Санкт-Петербург и Москву.
И одна из таких фабрик была основана помещицей Засецкой в трех верстах от Вологды в селе Ковырино не позднее 20 годов XIX века. Там крепостные выплетали тончайшее кружево для отделки платьев и белья, подражая западноевропейским узорам.
Со временем из помещичьих мастерских плетение кружев переместилось в народную среду и стало одним из видов народного искусства, отражавшего запросы и вкусы широких кругов местного населения. В Вологодской губернии существовал обычай: после свадьбы девушки надевали сразу помногу рубах и юбок с кружевными прошвами, чтобы показать все богатство, которое она наплела до замужества. Это называлось «пойти на перебаску».
В 1893 году в Вологодской губернии кружевным промыслом занимались 4 000 мастериц, в 1912 году — уже 40 000. 8 марта 1928 года в Вологде было открыто уникальное учебное заведение, которое прошло сложный путь от кружевной школы до Губернаторского колледжа народных промыслов. На сегодняшний день Губернаторский колледж осуществляет подготовку профессиональных кружевниц и вышивальщиц.
3 ноября 2010 года в Вологде открылся Музей кружева. В основной экспозиции представлены более 500 предметов, рассказывающих об основании и развитии этого традиционного художественного промысла Вологодчины.
Вологодские кружева неоднократно получали на выставках высшие награды: золотую медаль на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже в 1925 году, Гран-при в Париже в 1937 году, золотую медаль в Брюсселе в 1958 году Тогда же, на выставке в Брюсселе, был отмечен высшей наградой Гран-при кружевной вологодский занавес «Русские мотивы».
В Третьяковке хранится известная картина Василия Тропинина «Кружевница». Запечатленная на ней юная мастерица, скорее всего, родом из Вологды – ведь именно там нашел свою судьбу Василий Тропинин. Его избранница Анна была родной сестрой художника-академиста, вологжанина Николая Ивановича Катина, с которым Тропинин учился в Санкт-Петербургской академии художеств.
Кружевница Тропинина, возможно, была крепостной у какого-нибудь вологодского помещика, и гений художника сохранил ее светлый образ на века.
Что почитать?
- Исакова К.В. Плетение кружев,1960
- Климова Н.Т. Народный орнамент в композиции художественных изделий. Цветное коклюшечное кружево, 1993
- Третьякова Е.И. Русское кружево,1995
- Фалеева В.А. Русское плетеное кружево, 1983