Мемори

Мемориальный уголок

Кабинет писателя

В связи с празднованием в 2021 году 200-летнего юбилея Н.А. Некрасова мы решили выделить в библиотеке, носящей его имя, зону под историческую реконструкцию кабинета писателя.
Наш мемориальный уголок содержит письменный стол, серию фотографий в рамах и атрибутику, раскрывающую образ жизни и характер Некрасова.
Это место можно использовать как фотозону, а также проводить в нем историко-литературные экскурсы для читателей.

В 1850-1870-е гг. Санкт-Петербург стал фотографической столицей России. В нем работали выдающиеся фотографы, большинство из которых были профессиональными художниками, что во многом определило развитие фотопортрета по законам искусства. Некрасов снимался у лучших фотографов той поры: С.Л.Левицкого, Г.Н.Оже, А. И.Деньера, М. Б.Тулинова, К. Бергамаско, В. А. Каррика. Иногда поэт позировал фотохудожникам по их просьбе — для создания фотоальбомов или графических портретов, например, Г. Деньеру для «Альбома фотографических портретов августейших особ и лиц, известных в России» или ему же для литографированного портрета в «Портретной галерее русских деятелей», изданных А. Мюнстером в 1865 году. Но часто фотографировался и лично для себя.

Портрет Н. А. Некрасова. Санкт-Петербург. Фотоателье Оже и Богдан. 1858 г.

Фото сделано по просьбе фотографа Григория Николаевича Оже. В 1858 году фотограф работал в ателье на Невском проспекте в доме Демидова, напротив Александринского театра. С этого же года он начал издавать первый русский фотографический журнал «Светопись», в котором пропагандировал фотоискусство. Некрасовский «Современник» опубликовал отзыв о новом журнале, как о заметном явлении петербургской жизни. В майском номере «Светописи» за 1858 год в разделе «Смесь» появилось объявление: «Редакция «Светописи» благодаря благосклонному вниманию наших известнейших литераторов, дозволивших снять с себя портреты, может предложить их публике». Среди перечисленных тринадцати литераторов, снимавшихся у Оже, под № 9 значится Некрасов. Это единственный фотопортрет поэта, выполненный фотографом. Некрасов снимался в ателье Оже до мая, в первой половине 1858 года. На изображении он стоит в пальто и цилиндре, опираясь на трость.

Зинаида Николаевна Некрасова (1847-1914) супруга Н.А. Некрасова

Весной 1870 года Некрасов встретил свою последнюю любовь, ставшую его единственной официальной женой. Звали ее Фекла Анисимовна Викторова, было ей 19 лет, а Николаю Алексеевичу было 48. Происхождения она была самого простого. Образования вообще никакого не было, но она была очаровательной голубоглазой блондинкой. Поэту не нравилось ее имя, и он назвал ее Зиной и дал другое, по собственному имени, отчество. Некрасов занимался ее образованием. Зинаида Николаевна оказалось очень доброй, простой и совсем не корыстной. Она быстро завоевала сердце поэта и они стали неразлучны.

4 апреля 1877 года Некрасов и Зина обвенчались. А 27 декабря 1877 года Некрасова не стало. Зина надела траур и не снимала его до конца жизни.

В последние годы жизни близким знакомым Зинаида Николаевна дарила на память свой фотопортрет. Сделан он был давно, еще в 1872 году, столичным фотографом Бергамаско. В Саратове Некрасова пересняла его, размножила, потому что именно этот снимок особенно нравился мужу. При жизни Зинаида Николаевна не разрешала публиковать свою фотографию. Но любителям творчества Некрасова это изображение его жены было известно еще с 1878 года, когда художник И.П. Пожалостин награвировал портрет Зинаиды Николаевны с ее фотографии на лист с портретом Н.А. Некрасова.

Селина Лефрен — актриса французской труппы Михайловского театра, возлюбленная Некрасова

В 1863 году Некрасов знакомится с актрисой французской труппы Михайловского театра Селиной Лефрен-Потчер. Лефрен было чуть за 30, она не отличалась особой красотой, но была обаятельна, остроумна, легка, хорошо играла на рояле и проникновенно пела. Французские арии и романсы в исполнении Лефрен находили отзвук в душе поэта, в остальном они плохо понимали друг друга, так как он не владел французским, она почти не говорила по-русски. О Лефрен часто говорят как о классической содержанке, во Франции у нее оставался маленький сын, и такой способ заработка для французской актрисы был вполне объясним.
Некрасов привозил Селину на лето и в Карабиху. В 1867 году они вместе едут за границу, и Селина остается в Париже; в Россию, ссылаясь на плохой петербургский климат, она не вернулась.

Некрасов и его сестра Анна

В числе многочисленных клиентов знаменитого художника-фотографа Андрея Ивановича Деньера был и Н. А. Некрасов. Первая их встреча состоялась между 1859 и 1861 годами, когда Деньером был создан большой портрет поэта в шубе и шапке, послуживший впоследствии оригиналом для гравюры Ф. Брокгауза при первом посмертном собрании стихотворений Некрасова, изданном сестрой поэта А. А. Буткевич в 1879 году. Эта датировка была указана в предисловии самой издательницей, где ею прибавлено: «Некрасову было около сорока лет от роду». Портрет Некрасову нравился.

Анна Буткевич — русская журналистка, писательница и переводчица. Сестра поэта Н. А. Некрасова и распорядительница его литературного наследия.  

Портрет Н. А. Некрасова с собакой. Санкт-Петербург. Фотография М. Тулинов и Ко. 1861 г.

На 1860-е годы приходится пик популярности, как портретиста, фотографа Михаила Борисовича Тулинова в Петербурге, а затем в Москве. Известны более 10 различных фотопортретов Некрасова работы знаменитого фотографа, и все они выполнены в первой половине 1861 года. В 1860 г. М.Б. Тулинов стал одним из учредителей ателье «Фотография и живопись академика Щетинина, художников Тулинова и Берестова» в Санкт-Петербурге. В 1861 г. он открыл свою фотомастерскую в Москве на Кузнецком мосту (купил ателье С. Зимулина). Именно в этот период М.Б. Тулинов познакомился с Н.А. Некрасовым. Вот как он вспоминал об этом: «…Щедрин (Салтыков) и Якушкин, гуляя по Кузнецкой улице, заметили на вывеске мою фамилию. Являются в фотографию. Снимаю фотокарточки в разных позах… Через несколько времени являются Краевский (…), а вскорости и Некрасов со своей знаменитой собакой.

Акварельный портрет А. Я. Панаевой работы К. А. Горбунова. 1841.

Авдотья Панаева — женщина, сыгравшая важнейшую роль в жизни Некрасова. Авдотья родилась в 1820 году в семье артиста Александринского театра, окончила Петербургское театральное училище, ее готовили в танцовщицы, но уже в 1837 году она вышла замуж за Ивана Ивановича Панаева, начинающего писателя. Несмотря на постоянные увлечения мужа, Панаева в силу воспитания не могла себе позволить романы на стороне. И решительно отвергала все ухаживания, пока в их доме не появился амбициозный 22-летний поэт Николай Алексеевич Некрасов. Авдотья решительно отказывала и новому гостю, но он оказался настойчивее других. Летом 1846 года семья Панаевых проводила время в Казанской губернии, в своем имении. С ними был и Некрасов. Здесь он окончательно сближается с Авдотьей Яковлевной.

Развод в то время был делом чрезвычайно сложным, поэтому Ивану Ивановичу Панаеву была предложена полная свобода в обмен на фиктивный статус официального мужа. Вернувшись в августе 1846 года из Казани в Петербург, они втроем поселяются в общей с Некрасовым квартире на Фонтанке, недалеко от Аничкова моста. Ровно через 11 лет, в августе 1857 года, они также втроем переезжают в дом на Литейном, где Некрасов устраивает литературные обеды «Современника», о которых слава идет по всему Петербургу. Очаровательной хозяйкой этих обедов становится одна из самых ярких женщин литературной эпохи – Авдотья Панаева. Панаева была не только красива, но и талантлива, под псевдонимом Н. Н. Станицкий она писала повести и рассказы. В соавторстве с Некрасовым были написаны романы «Мёртвое озеро» и «Три страны света».
Совместную жизнь Некрасова и Панаевой сложно назвать счастливой. У них редкий день обходился без скандала и в конце концов все кончилось разрывом.

Картина Н.Е. Сверчкова «Амазонка (А.Я. Панаева) на лошади орлово-ростопчинской породы» (1864)

Николай Егорович Сверчков — художник-анималист, сын придворного конюха. Рисовать Николай начал рано и быстро достиг заметных успехов, особенно в изображении лошадей, которых любил с детства. Сверчков был в большой дружбе с Н. А. Некрасовым, который оказал большое влияние на творчество художника. Портрет Панаевой написан, по-видимому, в усадьбе поэта, в селе Карабиха  Ярославской губернии, где Сверчков провел в гостях у Некрасова многие месяцы.

Шкура лисы

Некрасов был страстным охотником. Отец посадил сына на лошадь, когда тому было 10 лет. Тогда же мальчик взял в руки ружье и подстрелил первую дичь. Утка упала в озеро, собака отказалась идти в октябрьскую ледяную воду, и юный охотник сам достал добычу. Слег в горячке, а когда поправился, отец спросил, будет ли он еще охотиться. Сын ответил: «Обязательно и всю жизнь». В 15 лет Некрасов впервые стрелял в медведя. Он не любил барскую охоту с загонщиками, егерями, долгими сборами, множеством еды и вина. Предпочитал охотиться в одиночку, пропадать с собакой и ружьем несколько дней в лесу, ночевать в крестьянских избах.

Петербургская квартира Некрасова носила на себе все следы охотничьей страсти своего хозяина. Критик А.М. Скабичевский в своих воспоминаниях о Некрасове говорит: «Кто вошёл бы к нему в квартиру, не зная, кто в ней живёт, ни за что не догадался бы, что это квартира литератора, и к тому же певца народного горя. Скорее можно было подумать, что здесь обитает какой-то спортсмен, который весь ушёл в охотничий промысел; во всех комнатах стояли огромные шкафы, в которых вместо книг красовались штуцера и винтовки; на шкафах вы видели чучела птиц и зверей.

Карманные часы со свистком

Достоверно известно, что Некрасов носил карманные часы, на цепочку которых он прицепил охотничий свисток, чтобы подзывать собак. Часы со свистком хранятся в Государственном литературно-мемориальном музее-заповеднике Н.А. Некрасова «Карабиха».

Цилиндр и игральные карты

Портреты и фотографии Некрасова не оставляют сомнений, что поэт был человеком, не чуждым моды. В частности, он носил такой головной убор как цилиндр. Возможно, он надевал цилиндр и шел в клуб играть в карты. В семье у поэта Николая Алексеевича Некрасова страсть к картам была чуть ли не наследственной. Играл дед Некрасова, играл его отец, и сам он, войдя в ряды Английского клуба в 1854 году, сел за зеленый стол.  Но поэт всегда играл на деньги, которые были специально отложены для игры. И умел вовремя остановиться. Некрасов был везучим игроком, у него в должниках ходили даже высокопоставленные вельможи.

Журнал «Современник»

Некрасов был успешным публицистом и издателем. В 1846 году он совместно с Панаевым купил журнал «Современник», который основал еще Пушкин в 1836 году. «Современник» стал легендарным журналом своего времени. Для него писал весь цвет литературного бомонда.

Групповой портрет русских писателей круга журнала «Современник». Фото С.Л. Левицкого. 1856 г.

Гончаров Иван Александрович, Иван Сергеевич Тургенев, Лев Николаевич Толстой, Григорович Дмитрий Васильевич, Дружинин Александр Васильевич и Островский Александр Николаевич. 

Бюст писателя
Новинки литературы о писателе