Монастырский след на страницах художественной литературы

Совершенно особенной страницей в истории нашего Отечества является формирование и развитие монашеской традиции на Руси. Не так давно отмечалось 1000-летие присутствия русского монашества на святой горе Афон. Восприняв основы христианской аскезы в монастыре Эсфигмен, преподобный Антоний Печерский основал колыбель русского монашества – Киево-Печерскую лавру, и заложил основу развития иноческой традиции на всем пространстве исторической Руси.

Великий поэт Русской земли Александр Сергеевич Пушкин писал: «Монахам мы обязаны нашей историей, следовательно, и просвещением».

В преддверии празднования Дня православной книги библиотека имени Н.А. Некрасова предлагает совершить своеобразное виртуальное паломничество по монастырям, о которых есть упоминания в произведениях русской литературы.

Все названия монастырей приведены в виде интерактивных ссылок. Переходите по ним и узнавайте больше об обителях, оставивших след в русской литературе.

М.Ю. Лермонтов «Мцыри»

Джвари (груз. «крест») — грузинский монастырь и храм первой половины VII века. Расположен на вершине горы у слияния Куры и Арагви близ Мцхеты — там, где, согласно историческим источникам, воздвигла крест святая равноапостольная Нина.

«Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь. Из-за горы
И нынче видит пешеход
Столбы обрушенных ворот,
И башни, и церковный свод;
Но не курится уж под ним
Кадильниц благовонный дым,
Не слышно пенье в поздний час
Молящих иноков за нас»

А.С. Пушкин «Борис Годунов»

Чудов монастырь — кафедральный мужской монастырь в восточной части Московского Кремля. Основан в 1365 году митрополитом Алексием, был разрушен в 1929—1932 годах.

«Еще одно, последнее сказанье —
И летопись окончена моя,
Исполнен долг, завещанный от бога
Мне, грешному. Недаром многих лет
Свидетелем господь меня поставил
И книжному искусству вразумил;
Когда-нибудь монах трудолюбивый
Найдет мой труд усердный, безымянный,
Засветит он, как я, свою лампаду —
И, пыль веков от хартий отряхнув,
Правдивые сказанья перепишет…»

Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы»

Спасо-Преображенский монастырь в Старой Руссе — являлся прообразом своего литературного брата. В наши дни в стенах бывшего монастыря работает краеведческий музей.

«Выдался прекрасный, теплый и ясный день. Был конец августа. Свидание со старцем условлено было сейчас после поздней обедни, примерно к половине двенадцатого. Наши посетители монастыря к обедне, однако, не пожаловали, а приехали ровно к шапочному разбору»

И.А. Бунин «Чистый понедельник»

Марфо-Мариинская обитель милосердия московский ставропигиальный женский монастырь Русской православной церкви с особым укладом жизни. Обитель основана в 1909 году княгиней Елизаветой Фёдоровной. Была закрыта в 1928-м, в 1992 году возвращена Московской патриархии

«На Ордынке я остановил извозчика у ворот Марфо-Мариинской обители: там во дворе чернели кареты, видны были раскрытые двери небольшой освещенной церкви, из дверей горестно и умиленно неслось пение девичьего хора. Мне почему-то захотелось непременно войти туда»

И. Шмелев «Старый Валаам»

Валаамский Спасо-Преображенский монастырьставропигиальный мужской монастырь Русской православной церкви, расположенный на островах Валаамского архипелага в Карелии.

«Здесь, на Валааме, строго запрещено даже замахиваться кнутом на лошадей! тут даже и кнута не найти… «у нас все лаской, и лошадка ласку понимает и слово Божие… заупрямится или трудно ей… у нас слово Божие: скажешь ей – «ну, с Господом… отдохнула, теперь берись», – она и берется весело. На Валааме никого не бьют, пальцем не трогают, лик Божий уважают в человеке…– какая высокая культурность и гуманность!»

Герман Коробейников «Пещера рыжего монаха»

Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырьмужской монастырь, расположенный у подножия Афонской горы в Абхазии. Основан в 1875 году монахами русского монастыря святого Пантелеимона со Старого Афона (Греция) (Константинопольского Патриархата) при участии российского императора Александра III. Закрыт в 1924 году, возвращён верующим в 1994 году.

«Расчищали землю: рубили лес, корчевали пни. В болотистых местах рыли канавы. На отвоеванных участках поднимали пашню, сажали сады. Паломники стекались со всех концов земли русской, чтобы приобщиться к благодати. А в 1888 году сам государь император Александр III с августейшей семьей удостоили монастырь своим посещением.

Чтобы лицезреть государя, в монастырь съехались лица высших сословий, белое и черное духовенство со всей Абхазии»

В.А. Соллогуб «Тарантас»

Нижегородский Вознесенский Печерский мужской монастырь —  расположен на крутом правом берегу Волги, в полугоре, примерно в трех километрах от Нижегородского кремля.

Основан на рубеже 20-30-х годов XIV в. монахом Киево-Печерского монастыря Дионисием.

«Если когда-нибудь придется вам быть в Нижнем Новгороде, сходите поклониться Печерскому монастырю. Вы его от души полюбите… Он всё видел на своем веку: и междоусобия, и татарские набеги, и польские сабли, и боярскую спесь, и царское величие. Он видел древнюю Русь; он видит Русь настоящую, и по-прежнему тихо сзывает он православных к молитве, по-прежнему мерно и заунывно звонит в свои колокола»

Дмитрий Соболев «Остров»


Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь
— ставропигиальный мужской монастырь Русской православной церкви, расположенный на Соловецком острове в Белом море.

Возник в 1420—1430-х годах, отстроен в камне трудами святителя Филиппа.

При советской власти на территории монастыря действовал первый в стране лагерь особого назначения. Монашеская жизнь возобновлена 25 октября 1990 года.

«В общем, высадили меня немцы на этот остров, как Робинзона Крузо. Встретил я здесь монахов. Они в здешнем монастыре до революции жили, а потом здесь тюрьма была для политических, вот их туда на перековку и определили. Потом война началась, лагерь на материк перевезли, а монахи в монастырские катакомбы попрятались, их и не нашли. Они меня, когда немцы уплыли, и от голода спасли. После войны остров обратно монахам отдали»

Олеся Николаева «Ничего страшного»

Троице-Сергиева лавра — крупнейший мужской монастырь Русской православной церкви с многовековой историей. Расположен в центре города Сергиева Посада Московской области, на реке Кончуре́. Крупнейший центр образовательной и издательской деятельности Русской православной церкви. Место нахождения Московской духовной академии. 

«Дом этот достался мне чудом. Бог послал мне его множество лет назад по молитвам духовного моего отца игумена Ерма. Потому что как только тот поселился в Свято-Троицком монастыре, он все время мне говорил:

— Вам надо непременно купить здесь дом, чтобы не ютиться по чужим углам, а наслаждаться свободой»

Олеся Николаева «Меценат»

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь один из самых крупных и известных в России мужских монастырей с многовековой историей. Название монастыря связано с находящимися в нём пещерами. В 1473 году здесь была освящена пещерная церковь Успения Божией Матери, выкопанная преподобным Ионой в холме из песчаника. Этот год считается годом основания монастыря. Единственный монастырь на территории России, который ни разу за свою историю не закрывался.

Роман Олеси Николаевой «Меценат» можно назвать монастырским детективом. По сюжету в недавно восстановленном монастыре убили наместника – архимандрита Авеля. Улики указывают на спонсора обители удачливого антиквара и инвестора Александра Берга, недавно принявшего в ней постриг и ставшего казначеем. По представлению молодой девушки следователя, бывшего миллионера, ныне монаха Елисея, арестовывают…

Нина Соротокина «Трое из навигацкой школы»

По книге Нины Соротокиной был поставлен замечательный фильм «Гардемарины, вперед!» И уже из него все мы хорошо помним, что Алешка искал свою возлюбленную Софью, которую увезли в Микешин скит.

«Дошел, доскакал… Вот он, Микешин скит. Кажется, рукой дотянешься до стены, саженей двадцать — не больше, но ближе не подойдешь. Стоит скит на острове, не только высокие стены, но и глубокая вода озера ограждает от мира служительниц божьих. Черные от времени, плотно сбитые бревна забора, ворота с фасонными накладками, а над всем этим двускатная тесовая кровля с крестом и купол колокольни, крытый свежими лемехами. Мужчине туда даже в монашеском платье хода нет»

В реальности Микешин скит — обитель несуществующая. Но по описанию чем-то напоминает женский скит на алтайском острове Патмос.

Женский монастырь на острове Патмос располагается в районе селища Чемал, прямо над рекой Катунь. К острову ведет лишь подвесной мост

Остров Патмос имеет своего тезку в далекой Греции. В XIX-ом веке в этой местности Алтая жили монахи отшельники, построившие небольшую часовню, которую освятил сибирский епископ Порфирий. Часовню позже назвали по имени святого Иоанна Богослова, который по преданию жил на греческом острове Патмос. Поэтому в алтайских горах появился аналог средиземноморского островка, получивший такое же название – Патмос.

Небольшое дополнение. Снимали Микешин скит в часовне деревни Малинники Тверской области. Это одно из Пушкинских мест, куда поэт любил приезжать в к свой знакомой Осиповой-Вульф. Это про них он сочинил строки: «Хоть малиной не корми, а в Малинники возьми». В Малинниках А.С.Пушкин работал над многими своими произведениями. В частности, над 7 главой «Евгения Онегина».