Культурный выход

27 октября библиотека имени Н.А. Некрасова в рамках Димитриевских образовательных чтений провела необычное мероприятие для своих читателей. Молодые люди в возрасте от 18 до 30 лет были приглашены на просмотр фильма «Изгнание» и встречу с режиссером Андреем Звягинцевым, которая состоялась в кинотеатре «Горизонт».

Фильм, в основу которого положено переработанное произведение армянского классика Уильяма Сарояна «Что-то смешное. Серьезная повесть», наполнен библейскими аллюзиями и оставляет зрителю широкое пространство для размышлений. Сам режиссер, отвечая на вопросы после просмотра картины, заметил, что «невозможно понять Достоевского, если ты не читал Библию». То же самое можно сказать и про сам фильм. «Изгнание» отсылает нас и к преданиям из Книги Бытия и к Первому посланию к Коринфянам из Нового Завета. После просмотра такой картины хочется глубже вникнуть в мудрость христианских писаний, чтобы понять главных героев, а вместе с ними и самих себя. Что есть Вера, Надежда, Любовь? И за какие грехи все мы изгнаны из Рая?

«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,- то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит».

В фильме эта прямая цитата из Нового Завета звучит из уст читающей на ночь девочки, заставляя зал замереть и погружая каждого зрителя в свои персональные воспоминания, переживания и эмоции.

Кадр из фильма «Изгнание»

И пусть в свое время кинокритики ругали это кино за излишний религиозный подтекст и неуместные метафоры. Для молодого пытливого зрительского ума такой фильм вкупе с разговором о нем — настоящий кладезь новых знаний и ощущений.

В разговоре с Андреем Звягинцевым нас естественно особо интересовали любые упоминания о литературе и книгах. Помимо Сарояна и Достоевского, о которых уже было сказано выше, режиссер вспомнил Борхеса, утверждавшего, что в литературе есть всего 4 сюжета и они вечны. Вспомнил он и Отца Сергия Булгакова с его «Философией имени». Рекомендовал к прочтению книгу Юваль Ной Харари «SAPIENS. Краткая история человечества». И учитывая, что по его же признанию визуальная эстетика «Изгнания» очень напоминает известную картину художника Эндрю Уайетта «Мир Кристины», мы не можем не упомянуть о книге Кристины Бейкер Клайн «Картина мира», посвященной музе художника Кристине Олсон.

Эндрю Уайет «Мир Кристины»

Пять часов пролетели как пять минут, запланированная нами беседа на тему «Легко ли быть молодым?» на деле вышла гораздо шире и глубже, превратившись в философский разговор на тему «Легко ли быть человеком?». И по общему мнению наших молодых читателей это мероприятие совершило маленький культурный переворот в их сознании.

Советуем почитать:

Кристина Бейкер Клайн
«Картина мира»

Роман-документари об удивительной женщине, ставшей для выдающегося художника XX века Эндрю Уайета музой. Для Кристины Олсон весь мир помещался в старинный дом на семейной ферме в маленьком городке Кушинг, штат Мэн. В детстве у девочки развилась болезнь, с годами парализовавшая нижнюю часть тела. Эндрю Уайет, который со временем станет величайшим американским художником столетия, снимал под студию дом недалеко от фермы Олсонов. Однажды он увидел из окна, как по полю ползет женщина. После того, как ноги окончательно отказали, Кристина ползала по окрестностям фермы. Она могла бы передвигаться в коляске, но тогда оказалась бы в полной зависимости от близких. Кристина хотела пусть даже таким образом, но сохранить и свободу передвижения, и в целом личную свободу. С того дня она стала для художника музой и источником вдохновения. Дружба Кристины и великого Эндрю Уайета продлилась более двадцати лет и подарила миру десятки картин, написанных Уайетом на ферме Олсонов. Сама же Кристина, муза и ангел-хранитель Уайета, обрела бессмертие на картине «Мир Кристины». «Картина мира» – литературное осмысление этой неповторимой истории.

Юваль Ной Харари
«SAPIENS. Краткая история человечества»

Сто тысяч лет назад Homo sapiens был одним из как минимум шести видов человека, живших на этой планете, – ничем не примечательным животным, которое играло в экосистеме роль не большую, чем гориллы, светлячки или медузы. Но около семидесяти тысяч лет назад загадочное изменение когнитивных способностей Homo sapiens превратило его в хозяина планеты и кошмар экосистемы. Как человек разумный сумел покорить мир? Что стало с другими видами человека? Когда и почему появились деньги, государства и религия? Как возникали и рушились империи? Почему почти все общества ставили женщин ниже мужчин? Как наука и капитализм стали господствующими вероучениями современной эры? Становились ли люди с течением времени счастливее? Какое будущее нас ожидает? Юваль Харари показывает, как ход истории формировал человеческое общество и действительность вокруг него. Его книга прослеживает связь между событиями прошлого и проблемами современности и заставляет читателя пересмотреть все устоявшиеся представления об окружающем мире.

Хорхе Луис Борхес
«Зеркала» (сборник рассказов)

Хорхе Луис Борхес (1899–1986) – один из величайших писателей ХХ века, «отец-основатель» латиноамериканского магического реализма, лауреат множества престижнейших литературных премий – как национальных, так и международных. Влияние, оказанное им на мировую литературу, трудно переоценить. Кумир интеллектуалов, создатель уникального стиля, гений рассказа – о Борхесе можно говорить много. Но лучше все же читать. В эту книгу вошли рассказы из авторских сборников Борхеса «Создатель», «Новые расследования», «Хвала тьме», «Золото тигров», «Сообщение Броуди», «Книга песка» и «25 августа 1983 года». Многие из этих рассказов, – такие, например, как «Притча о дворце», «Книга песка» и «Этнограф», настоящие шедевры творчества великого аргентинца, – стали классикой не только испаноязычной, но и мировой литературы.

Сергий Булгаков
«Философия имени»

«Философию Имени» о. Сергий Булгаков считал своей «самой философской книгой». Написана она, однако, была не только, как теоретическое исследование о природе мысли и слова, по и как ответ на конкретную богословскую проблему, которой о. Сергий придавал очень большое значение.

В 1912 г. в русском монастыре Св. Пантелеимона на Афоне разыгралась драма, связанная с так называемым имяславческим движением. Многое в этом событии остается неясным и неисследованным. Однако, бесспорным является то, что в основе имяславческого спора, превращенного в противоправительственный бунт, и подавленного физической силой, лежит некий религиозный опыт и своеобразная доктрина, до сих пор еще не получившая систематического истолкования и изложения. На это о. Сергий (и о. Павел Флоренский) обратили внимание тотчас же после разгрома имяславцев, указав на богословскую проблему почитания имени Божьего и на невозможность отмахнуться от нее, путем простого объявления ее невежеством и непослушанием. Однако, эта защита имяславцев практических результатов не дала, и вопрос остался висящим в воздухе. Он был снова поставлен на Московском Соборе 1917 года, в особой подкомиссии под председательством Еп. Феофана Полтавского. О. Сергий вошел в эту подкомиссию в качестве секретаря и докладчика. Собор, как известно, должен был прекратить свое существование из-за революционных событий; вследствие этого и работа подкомиссии ограничилась распорядительными заседаниями. Но о. Сергий — в качестве докладчика подкомиссии — принял на себя труд всестороннего освещения проблемы почитания Имени Божьего. Эта задача и выполнена им в исследовании «Философия Имени».

Уильям Сароян
«Что-то смешное. Серьезная повесть»

Уильям Сароян – выдающийся классик американской и мировой литературы, соединивший в своем творчестве, полном юмора, жизнелюбия и житейской мудрости, традиции Чехова и Хемингуэя. За разнообразными человеческими недостатками своих героев он всегда видит светлое, доброе начало; мягкий юмор соседствует с горькой иронией, а внешняя неброскость – с чувством слова прирожденного сказителя. «Что-то смешное. Серьезная повесть» — семейная драма, впервые опубликованная в 1953 году в журнале «Литературная Армения».

Be the first to comment on "Культурный выход"

Leave a comment

Your email address will not be published.