По закону жанра

      Комментарии к записи По закону жанра отключены

Гурман-вечер для любителей детектива

Ровно 180 лет назад 20 апреля 1841 года в американском журнале был опубликован рассказ Эдгара Аллана По «Убийство на улице Морг», положивший начало детективному жанру в литературе. Этот рассказ стал первой частью трилогии писателя, посвященной сыщику-любителю из Парижа Огюсту Дюпену. Таким образом, именно По ввел в литературу обязательную для детектива фигуру сыщика, за логикой мысли и расследованием которого следит читатель.

Своеобразными предшественниками классического детектива можно назвать многие произведения – и новеллу «Мадемуазель де Скюдери» Э. Т. А. Гофмана, и «Задиг, или Судьба» Вольтера, и даже библейскую историю о Сусанне и старцах, а также трагедию «Царь Эдип» Софокла. Однако именно в «Убийстве на улице Морг» были заложены основы жанра, ставшие его неотъемлемыми элементами: наличие находчивого детектива, противопоставленного неповоротливым представителям власти и недопустимость случайных совпадений, случающихся в жизни – разгадка преступления или тайны непременно строится на тех фактах, которые были раскрыты читателю.
Здесь же была разработана самая употребляемая концовка детектива, где сыщик сначала объявляет о неожиданной разгадке преступления и только потом объясняет логическую цепочку, давшую ему ключ к раскрытию.

Вскоре после рассказов Эдгара По детективный жанр завоевал популярность в Англии. Этому способствовал выход романов Уилки Коллинза – «Женщина в белом» и «Лунный камень». В конце XIX – ХХ веках Англия упрочила свое положение «столицы» детективного жанра благодаря произведениям Артура Конан Дойла и Агаты Кристи. Шерлок Холмс, Эркюль Пуаро и мисс Марпл до сих пор остаются самыми популярными героями классического детектива.

Но это что касается выдуманных персонажей, а как дела обстояли с настоящими сыщиками?

Об их деятельности и жизни пишут не так часто, а ведь биографии некоторых детективов послужили поводом для создания их литературных двойников.

Эжен Франсуа Видок (1775-1857)

Видок родился во французском Аррасе в семье пекаря. В возрасте 14 лет совершил свое первое преступление — им случайно был убит учитель по фехтованию. В итоге Видок бежал из родного города в Америке. Но путешествия не состоялось, Видок попал в армию, где оказался весьма плохим солдатом. Видок участвовал в многочисленных дуэлях, наказывался, а в итоге дезертировал. Свою молодость Видок провел в преступных бандах и был не один раз осужден. За многочисленные побеги из тюрьмы его прозвали «оборотнем» и «королем риска». В итоге прежние криминальные друзья настолько осложнили жизнь французу, что он решил сделать необычный шаг — Видок предложил свои услуги префектуре Парижа. В 1811 году он создал специальную бригаду, которая состояла из бывших уголовников. Видок считал, что преступников может понять и поймать только преступник. О группе под названием «Безопасность» ходили дурные слухи. Во главе своей бригады Видок пробыл 20 лет, после чего ушел в отставку. В 1833 году он открыл собственное бюро расследований, «частную полицию». Вершиной его карьеры стала должность руководителя канцелярии министра иностранных дел в правительстве Ламартина. Видок считается отцом мирового частного сыска и детективного дела, его почитают как родоначальника уголовного розыска. Сыщик послужил прототипом сразу для нескольких литературных и кинематографических персонажей. Именно Видок начал использовать баллистическую экспертизу. Однажды он в ходе расследования решил исследовать размеры пули, доказав, что та не могла быть выпущена из оружия обвиняемого.

Алан Пинкертон (1819-1884) 

Пинкертон появился на свет в шотландском Глазго. В 1842 году он эмигрировал в Америку, где и состоялся, как сыщик. В 1846 году молодой Пинкертон был избран шерифом своего городка. Уже через 4 года он оставил государственную службу и основал собственное детективное агентство. Знаменитым девизом агентства стала фраза «Мы никогда не спим». Среди главных успехов этой организации отмечают предотвращение покушения на президента Линкольна в Балтиморе в 1861 году, а также арест организаторов похищения 700 тысяч долларов в железнодорожной компании Адамс Экспресс. Агентство Пинкертона впервые ввело в обращение фотографии преступников и их подробное описание. Считается, что Пинкертон основал, а его сыновья развили классификацию преступников. Сыщик завел картотеку известных жуликов с указанием их специализации. Знаменитый детектив умер в 1884 году, причиной стала развившаяся из-за случайного прокуса языка гангрена. Сам сыщик стал прототипом для литературного персонажа Ната Пинкертона, известного, как «король сыщиков». Агентство Пинкертона существует и поныне, принадлежа шведской компании Securitas AB.

Аркадий Кошко (1867-1928)

Гений русского сыска. Фильм из серии «Не факт» (телеканал «Звезда»)

Японские подвиды детективов

Хонкаку

Слово «хонкаку» обычно переводят как «ортодоксальный», «подлинный» или «аутентичный». Иными словами, с точки зрения японцев, это и есть «настоящий» детектив, а все остальное уже считается «трансформацией жанра». В таких детективах все внимание автора сосредоточено на решении логической задачи — расследовании преступления. Причем важно не только показать читателю логику этого решения, но и дать ему все ключи к разгадке, предложив посоревноваться с героем в сообразительности. Отсюда главная особенность романов в жанре хонкаку: повествование всегда ведется от лица того, кто расследует преступление. Персонаж может чего-то не понимать с первого раза или заблуждаться, но никогда не лжет и не утаивает фактов. Таким образом, чтение книги превращается в интеллектуальную игру, и это всегда честная игра. Самыми известными представителями стиля хонкаку — Содзи Симада («Токийский зодиак») и Юкито Аяцудзи («Убийства в десятиугольном доме»).

Иямису

Термин «иямису» возник в 2006 году, и его буквальный перевод на английский звучит как «eww-mystery». Если же говорить по-русски, то это разновидность детективной фантастики, оставляющая после прочтения чувство глубокого отвращения к героям. Тем не менее уже в 2012-м подобные произведения приобрели невероятную популярность в Японии и за ее пределами, причем самыми успешными авторами «отвратительных» детективов стали женщины: Махокару Нумата, Мари Сатико, Рикако Акиёси и «королева иямису» Канаэ Минато, автор книги «Виновен». Именно они смело вскрывают в своих романах самые болезненные нарывы японского общества.

Молодые и талантливые писательницы без стеснения говорят о проблемах, актуальных в любой стране: об эгоизме, насилии, манипуляциях и других проявлениях человеческой жестокости. Их персонажи омерзительны, но именно поэтому вы не сможете оторваться от книг до последней страницы. Так уж устроена наша психика: контролируемое отвращение мозг легко и быстро превращает в удовольствие.

Викторина

Детективные романы часто экранизируются. Прекрасными примерами удачных экранизаций можно назвать фильмы «Остров проклятых» по книге Д. Лихэйна, «Исчезнувшая» по книге Г. Флинн, «Десять негритят» по книге А. Кристи.

В последнее время книжные детективы все чаще на экране превращаются в сериалы, давая зрителю возможность подольше побыть с любимыми героями. Если вы не прочь провести несколько вечеров, следя за увлекательным расследованием, то вот наш рекомендательный топ-список детективных сериалов.

Советуем послушать:

Роман Лукич Антропов (Роман Добрый) «Гений русского сыска И.Д. Путилин»

Советуем почитать (Новинки):

Лиза Лосева «Черный чемоданчик Егора Лисицы»

Ростов-на-Дону, 1919 год, разгар Гражданской войны. Молодой судебный врач Егор Лисица мечтает раскрывать преступления при помощи новой науки — криминалистики. Неожиданно для себя он оказывается втянут в стремительный водоворот событий, где перемешаны шпионаж и огромные деньги, красные и белые, благородство уходящего века и жестокие убийства. В составе небольшого отряда Егор Лисица выполняет сверхважную миссию — доставить ценный и секретный груз к морю. Но миссия под угрозой. Внутри отряда орудует хладнокровный преступник. Егор вынужден вступить с ним в борьбу. Круг подозреваемых сужается, превращаясь в список жертв. Сможет ли знание прогрессивных научных методов помочь герою в противостоянии «оборотню»? Чем закончится интеллектуальный поединок вчерашнего студента и беспринципного, изощренного убийцы?

Читайте также:

Алекс Павези «Восьмой детектив»

Питер Мэй «Локдаун»

Рейчел Кейн «Мертвое озеро»

Рейчел Кейн «Горький водопад»

Джаспер Девитт «Пациент»

Уильям Лэндей «Защищая Джейкоба»

Майк Омер «Заживо в темноте»

Майк Омер «Внутри убийцы»