Это танца очи карие

      Комментарии к записи Это танца очи карие отключены

Час эстетики к Дню танца

«Танец – это способ достичь красоты, владеть каждым мускулом и направлять его к счастью» Морис Бежар

В каждом государстве, помимо флага и гимна, имеется еще одна, не менее важная атрибутика – танец. Для каждого народа характерны свои движения, свои ритмы и темпы, которые сложились историческим путем. По особенностям хореографии можно легко определить, какой национальности человек, какую страну он представляет.

Традиции танцев

Танец способен выразить все известные человеку чувства и эмоции. Еще в глубокой древности наши предки каждое событие в жизни сопровождали специальными танцами. 

Рождение ребенка встречали ритуальными танцами, чтобы снискать благосклонность Богов и придать новорожденному сил и умений. Умершего человека провожали с помощью танцев в иной мир.

В момент бракосочетания особый танец благословлял молодых на счастливую семейную жизнь и благоприятное продолжение рода. Танец и его значение в жизни наших прапрадедов сложно переоценить.

По мере развития человечества, танцы меняли свою направленность, движения и ритм.

Многие танцы были призваны отгонять злых духов. Древние шаманы искренне верили, что в танцах присутствует целительная сила, способная помочь от любых недугов.

Люди разных племен устраивали ритуальные танцы на своих полях, обращаясь к Богам и Духам с просьбами ниспослать живительную влагу или щедрый урожай.

Все человеческие расы, народности и сообщества испокон веков выражали себя в танцах, соответствующих именно их культурным традициям. Сейчас на земле огромное количество форм, видов и стилей танца.

Танец начал свою жизнь вместе с человеком. История возникновения танца неразрывно связана с историей человеческой культуры. В самых различных сторонах практической жизни участвовал он. Существовали танцы ритуальные, охотничьи, трудовые, воинские. Они передавались от поколения к поколению, со временем их магический смысл (а им была пронизана природа древнего танца) утрачивался, забывался, но тысячелетиями народ хранил свой особенный пластический язык.

Как бы ни был умен человек, как бы ни был широк круг его интересов, все-таки его жизнь, если он не способен выразить свои чувства в музыке, в песне, в танце, неизбежно оказывается обедненной. Недаром в древней Греции, где так развиты были стремления к воспитанию гармонической личности, философы, как и все граждане, не чуждались танцев, а про великого драматурга и поэта Софокла доподлинно известно, что в честь победы греков над персами он публично пропел и протанцевал «цеап».

Танец Залонго

Начиная с 1685 года Османская империя неоднократно пыталась захватить греческую провинцию Сули. Но каждый раз отважные сулиоты находили в себе силы отбить атаку. В 1800 году Али-паша предпринял очередную попытку захвата. Имея под своим началом 11 500 солдат, он не смог сходу взять селения горцев и начал осаду Сули, возведя на границах местности несколько укреплений. Несмотря на блокаду, сулиоты наладили доставку продовольствия из соседней Парги. Однако их положение становилось всё более удручающим: осаждённые голодали, им не хватало оружия, а ряды защитников редели. Когда их осталось не более 2000 человек, сулиоты заключили соглашение с сыном Али-паши Вели-пашой и покинули родные места. Большинство вождей повели свои кланы в Паргу. Но одна группа, состоявшая из ста семей, отправилась к стоявшему в горах монастырю Залонго. Здесь их окружили турки. Кто-то сумел улизнуть, кто-то погиб в битве с врагом, а 60 женщин, не желая обрекать себя и своих детей на рабство, выбрали добровольную смерть. Забравшись на вершину горы, сулиотки бросили в пропасть детей, а потом взялись за руки и затеяли хороводный танец. Подходя к обрыву, женщины по очереди разжимали руки и падали вниз. Этот эпизод, получивший название «танец Залонго», стал широко известен в Европе во время Греческой войны за независимость 1820-х годов.

Развитие танцевальной культуры

Танец был неотъемлемой частью любых народных празднеств. Мы не можем себе представить настоящего веселья без танцев. Энергия радости, по-видимому, особенная энергия, потому что она неизбежно выплескивается, выливается в движение. У каждого народа, у каждой национальности свой особенный свод движений, свой ритм, совершенно особенная пластика. Это закреплялось и оказалось столь же стойким, как национальный костюм, национальный характер. Разные эпохи, изменения в укладе жизни, в социальных и культурных отношениях отражались на танце. На развитие танца влияла и мода.

Когда танец с площадей перешел в залы дворцов, он стал выражением образа жизни правящих слоев общества. Про излюбленный в XVIII веке менуэт говорили: «Тот, кто хорошо танцует менуэт, делает хорошо все, за что берется».

Изящество манер, благородство осанки, изысканная почтительность, которые необходимы были в менуэте, составляли необходимейшие качества придворного.
В те времена при дворе появился балет, который очень скоро стал излюбленным развлечением королей. Известно, что Генрих IV и его министр Сюлли танцевали в балете, сочиненном сестрой короля; любил участвовать в балете Людовик XIV.

В России первый балет был поставлен в царствование Алексея Михайловича на масленице в 1672 году, сюжет его был заимствован из античной жизни.

Танец выдержал долгую битву за то, чтобы стать самостоятельным искусством, отделиться от пения и драмы. И вот Терпсихора стала именоваться музой балета. Появилась такая профессия, как сочинитель танцев (балетмейстер).

В танце закреплялись свои законы, правила, суммировались определенные движения, которые существуют и по сей день. Как в живописи есть цвета, в музыке ноты, так и в классическом балете — определенные позы, движения, из которых, как из букв, балетмейстеры, а потом актеры складывают слова, из слов — фразы, из фраз — поэмы, повести, романы.

Танцы в России

«Где б ни был бал — в лицее, в Доме офицеров,
В дворцовой зале, в школе — как тебе везло,-
В России дамы приглашали кавалеров
Во все века на белый вальс, и было все белым-бело»

Владимир Высоцкий

Русские «получили» танец благодаря полякам, которые приехали в Россию в Смутное время. До этого периода на Руси напрочь отсутствовало такое понятие, как салонные танцы. Девицы водили хороводы в теремах, а обычный люд развлекался плясками, к которым, однако, относились не очень хорошо, потому что «забавы скоморохов вместе с плясками являются игрой бесов».

Во времена Михаила Романова во двор приглашали немцев и поляков для создания веселья, среди них были и танцевавшие. И постепенно любовь к танцам разрослась и на московскую знать, которые организовывали свои домашние танцы.

Позднее, при царе Федоре, танцам не давалось сильно много почестей, их любила лишь Софья, которой нравилось собирать девушек и плясать. Всё изменилось, когда у руля оказался Пётр I. Танцев больше не было при дворе после того, как элегантные мужские костюмы поменяли на укороченные камзолы. Вместо этого на дворе появились иностранные танцы.

Пётр I издал указ, согласно которому все девушки обязаны танцевать, а за неисполнение было предусмотрено жёсткое наказание. Таким образом, и девушки, и юноши изучали полонез, менуэт и контрданс с помощью шведских пленных. Сам царь с женой и дочерью тоже танцевали, причем со слов очевидцев весьма грациозно.

В тот период к танцам относились очень серьезно, они считались важным государственным делом, что не могло не отразиться на всех танцевальных коллективах. В результате танцы в России стали способом борьбы с реакционным боярством.

Неумение двигаться в танце было позором, потому реакционные бояре начали брать индивидуальные уроки у танцмейстеров. Были разработаны четкие правила танцев, которые рассказывали, как себя нужно вести, как общаться с дамой, как делать поклоны.

Полезные танцы

Становится профессионалом в танцевальной сфере отнюдь не обязательно, потому что это все-таки серьезная нагрузка. Но танцевать иногда для себя поможет вам укрепить свою здоровье. Не удивляйтесь, потому что терапия танцами на самом деле существует. При таком «лечении» человек сам или с помощью наставника выбирает вид танца, который ему больше по душе. Во время такого танца у пациента открывается второе дыхание.

С самого первого занятия люди чувствуют радость и удовольствие, а адреналина выбрасывается в кровь столько, что самоощущения у человека не иначе, как королевские. Танцы также помогут победить стеснительность. Если со здоровьем у человека не все в порядке, то ему лучше начать свой танцевальный путь с бальных танцев, потому что именно классические танцы относят к категории лучших сердечных докторов.

Если у человека присутствует сколиоз или другие проблемы со спиной, то ему лучше заняться латинскими танцами. Для тех, кто хочет похудеть, идеально подойдут современные танцы. После того, как вы освоите первые движения, вы начнете чувствовать себя профессионалом. Тело будет двигаться, кровь разбежится и будет активнее нести кислород туда, где его не хватало, а нервы и мышцы приобретут свободу.

Ваше настроение будет всегда приподнятым, также, как и самочувствие. Ученые доказали, что даже если начать заниматься танцами в старшем возрасте, можно прибавить в росте около 2 см за счет выпрямления позвоночника. Еще один результат занятий танцами – это повышение креативности и адаптивности, человек становится более гибким с психологической точки зрения: развивается психологическая устойчивость к трудностям, а также к стрессу.

Так что не стесняйтесь танцевать. Вся наша жизнь — это танец, ловите его ритм.

Советуем посмотреть:

Советуем почитать:

Матильда Кшесинская «Воспоминания»

Судьба знаменитой балерины, неповторимой и загадочной Матильды Кшесинской, подруги наследника престола и жены великого князя, не перестает привлекать к себе внимание. В мемуарах, которые она написала вместе с мужем, великим князем Андреем Владимировичем, Кшесинская знакомит с семейными преданиями и рассказывает о наиболее ярких эпизодах своей творческой судьбы в России и в эмиграции.

Тематический пазл

Мероприятие подготовила: Курчинская О.М.