Портрет в книжном интерьере

Виртуальный библио-экскурс

Ежегодно 27 мая в России отмечается День библиотек. Этот праздник возник благодаря указу президента РФ от 27 мая 1995 года «Об установлении общероссийского дня библиотек». Выбранная дата приурочена ко дню основания первой государственной общедоступной библиотеки России – Императорской публичной библиотеки (ныне Российская национальная библиотека в Санкт-Петербурге) в 1795 году.

Сегодня мы хотим рассказать вам о некоторых исторических персонах, внёсших значительный вклад в развитие библиотечного дела в нашей стране.

Ярослав Мудрый – создатель первой крупной библиотеки на Руси

Ярослав Мудрый (около 978–1054), великий князь киевский (с 1016 г.), вошёл в историю как выдающийся политический деятель XI века, автор первого на Руси кодекса законов «Русская правда».

Ярослав, сын Владимира I Святого и полоцкой княжны Рогнеды, от рождения был парализован. Но, согласно летописи, внезапно, при сильнейшем нервном напряжении, в гневе на отца за изгнание матери, – князь преодолел свой недуг; однако всю жизнь оставался хромым. С раннего детства Ярослав пристрастился к книгам.

Великий князь Ярослав Владимирович

При правлении Ярослава большинство владык Европы стремились дружить с Русью, породниться с князем. Дочерей он выдал за правителей Норвегии, Франции и Венгрии; сестру – за польского короля; сыновей женил на византийской царевне и немецких княжнах.

Огромные средства князь щедро тратил на украшение Киева – были построены Золотые ворота, величественный храм Святой Софии и другое. Открылось училище, где одновременно обучались грамоте 300 мальчиков.

Знаменитая библиотека Ярослава Мудрого была основана в 1037 г. в качестве книгохранилища Софийского собора, который был центром духовной и культурной жизни государства. В его многочисленных помещениях работали школы, мастерские переводчиков и переписчиков. Вокруг стены собора располагались помещения для проведения народных собраний (вече), на которых обсуждались основные проблемы внутренней и внешней политики.

Собор святой Софии в Киеве

Политические и культурные связи страны были широкими. Многие иностранцы везли с собой книги. В Киеве они переводились и переписывались. Кроме того, писцы составляли так называемые «изборники» – из разных зарубежных книг переписывали отрывки; писали и собственные, оригинальные сочинения (публицистические и литературные). Ярослав был настоящим полиглотом, поэтому сам мог принимать активное участие в этой кропотливой и тяжёлой работе.

Князь собирал библиотеку в течение примерно 25 лет. Никаких описей, каталогов или же просто списка книг, хранившихся в библиотеке, до сих пор не найдено. Что касается количества книг, то в разных источниках можно найти самые разные цифры – от 500 до «многих тысяч».

Тексты писались на дорогом и редком пергаменте. Для написания книги среднего размера требовалось чуть ли не целое стадо телят. Оклады рукописных книг были украшены золотом и серебром, драгоценными каменьями – алмазами, изумрудами, топазами и жемчугом. Любая рукописная книга была подлинным шедевром и имела свой неповторимый облик.

Книгописная мастерская и библиотека сыграли огромную роль в просвещении Руси. Книги, созданные в её стенах, послужили основой для появления новых библиотек.

У историков нет единого мнения о судьбе этой библиотеки. Следов её до сих пор не обнаружено, но нет и свидетельств её гибели. Одни считают, что книги разошлись по библиотекам храмов и монастырей; другие предполагают, что они спрятаны в тайных подземельях Киева. Некоторые книги увезла во Францию как приданое младшая дочь Ярослава Мудрого, Анна Ярославна, жена французского короля Генриха І, королева Франции. Рукописное Евангелие, привезённое ею, стало знаменитым под названием Реймское Евангелие. Семь веков все французские короли, вступая на престол, присягали именно на этой древней книге. Другие книги могли быть переданы в качестве приданого другим дочерям, также ставшим женами представителей правящих династий Европы.

Евфросиния Полоцкая

Евфросиния Полоцкая (1102–1173) – выдающаяся просветительница периода Древней Руси. Можно считать её создательницей первых школьных библиотек в нашей стране.

Евфросиния (до пострига носившая имя Предслава) родилась около 1101 г. Она была дочерью полоцкого князя Георгия (Святослава) Всеславича и праправнучкой святого равноапостольного князя Владимира. С детских лет она овладела грамотой, читала Псалтирь, Священное Писание и другие духовные книги. Науки давались ей очень легко. Вскоре молва о красоте и образованности Предславы разнеслась «по всем градам», и в Полоцк зачастили сваты. Многие князья просили руки Предславы, однако все предложения о браке она отвергала, желая стать монахиней, несмотря на несогласие родителей.

Евфросинья Полоцкая

Княжне исполнилось 12 лет, когда родители решили выдать её замуж за сына некоего известного своим богатством правителя. Но Предслава втайне от родителей приняла постриг, получив имя Евфросиния.

С разрешения полоцкого епископа Ильи она поселилась в Софийском соборе, где «начала книги писать своими руками». Процесс переписывания книг был очень трудным: писали на пергаменте, буквы скорее рисовали, а не писали. Начальные «буквицы» и названия глав выводили с орнаментом, с изображением растений или животных. Этим тогда занимались исключительно мужчины, в основном монахи. Уже одно то, что за такой тяжёлый труд взялась молодая женщина, было подвигом. Евфросиния не только переписывала книги, но и составляла летописи, переводила с греческого и латинского языков, писала стихи.

При монастырях существовали мастерские по переписке книг и библиотеки, где собирались, в основном, церковные книги, а также «Изборник Святослава» (1073), Полоцкая летопись, византийские хроники. Будущих писцов обучали грамоте. Первые два-три года учили читать, писать и считать, петь молитвы. Во втором цикле обучения изучали церковнославянский, греческий и латинский языки, основы медицины, риторику, природоведение. В библиотеке должны были быть книги и по этой тематике. Обучали будущих писцов также благочестию и «хорошим манерам».

Монах-переписчик

Вблизи Полоцка Евфросиния основала женский монастырь (ок. 1128 г.), а спустя некоторое время – мужскую обитель. Эти монастыри стали центрами образования в Полоцком княжестве. При них работали школы, библиотеки, иконописные и ювелирные мастерские, богадельня. Действовали мастерские по переписке книг – скриптарии. Один мастер делал цветные буквицы, второй – миниатюры, третий – переплёты. Разделение труда не только значительно увеличивало число книг, но и повышало их художественный уровень. Книги расходились по всей Полоцкой земле, их читали, по ним учились дети.

Школы Евфросинии были передовыми для своего времени и по программе обучения, и по составу учеников, и по методам воспитания. Высокообразованная игуменья расширила рамки существовавшей программы. Здесь преподавали чтение, письмо, нотную грамоту, большое внимание уделялось истории. Большинство учеников были детьми простых горожан, и, благодаря педагогической деятельности Евфросинии Полоцкой, значительная часть населения Полоцка была грамотной. Для тех времён, когда и в княжеском роду не все женщины получали образование, это была деятельность, достойная святой.

Иоганн-Даниил Шумахер

Иоганн-Даниил (Иван Данилович) Шумахер (1690–1761) считается первым профессиональным отечественным библиотекарем по должности. До этого было «звание библиотекарь» – очень почётное, дававшееся по особому распоряжению. Владевший таким званием признавался как грамотный, приобщённый к искусству собирания книг и их хранения, человек.
Немец Шумахер был родом из Эльзаса, который в то время принадлежал Франции. Окончил философский факультет Страсбургского университета. В 1714 г. его пригласили на службу в Россию, где он был вначале секретарём Медицинской канцелярии. Будучи человеком деятельным, ловким и дипломатичным, Шумахер постепенно завоевал расположение многих влиятельных деятелей и самого царя.
В это же время на основе коллекции книг, собранных в Летнем дворце в Санкт-Петербурге, было решено создать библиотеку, а затем вокруг неё – и Академию наук. Создавать библиотеку поручили именно Шумахеру. Книги привозились из Германии, Польши, Финляндии, из завоёванных в ходе Северной войны провинций. Десять лет собиралась библиотека. В 1721 г. Петр I отправил Шумахера за границу, поручив ему ознакомиться с устройством библиотек в разных странах и купить нужные для России книги. Через год, вернувшись в Россию, он написал отчёт о своём путешествии, который считается одним из самых ранних отечественных светских документов по библиотечному делу.

Академия наук в Санкт-Петербурге

В 1724 г. была открыта Академия наук, а Шумахер назначен её библиотекарем. Он назывался «главным командиром под президентом», то есть по сути дела стал вторым лицом после Президента академии; в отсутствии Президента Иван Данилович исполнял его обязанности. Ему было назначено жалованье 1200 руб. в год; это было сравнимо с жалованьем высшего чиновничества России и в полтора-два раза выше, чем жалованье губернатора. Академики получали в среднем 1000 руб., профессора – 660 руб.
Фактически Шумахер создавал библиотеку нового для России типа: она была публичной, имела достаточно полный и разнообразный фонд научных книг, систематическую расстановку, подробный каталог (который был вскоре издан в виде четырёхтомника). Из-за границы Шумахер привёз десятки каталогов различных библиотек . Современники-европейцы высоко оценивали и содержание библиотеки, и порядки в ней. Хороший организатор, Шумахер придавал большое значение интерьеру библиотеки, удобству работы.

Рекомендуем посмотреть:

Рекомендуем прочитать:

Шукшин, В. М. До третьих петухов.

Сатирическая повесть-сказка, одно из самых недооценённых произведений писателя… На полках библиотеки живут персонажи книг. Однажды вечером они решают вопрос: достоин ли Иван-дурак их общества. Илья Муромец и донской Атаман встают на защиту Ивана, но «дурака» всё равно отправляют к Мудрецу за справкой о том, что Иван умный. Документ необходимо принести не позже третьих петухов. Ивана ждёт непростая дорога…

Тематический пазл:

Мероприятие подготовила: Чуприкова А.В.