А сладок ли запретный плод?

      Комментарии к записи А сладок ли запретный плод? отключены

Час здоровья ко Дню борьбы с наркоманией

Ни для кого не секрет, что запрещенное и недоступное всегда привлекает, манит, кажется интересным. Особенно, если ты еще молод.

«Запретный плод сладок» — принято говорить в таких случаях. Это распространенное выражение известно любому школьнику, его история уходит корнями в Библию, но даже детская сказка о Белоснежке учит тому, что за красивыми яблоками часто таится яд.

26 июня во многих странах мира отмечается Международный день борьбы с наркоманией. Все ведущие страны планеты прилагают огромные усилия, чтобы переломить негативную динамику, которую демонстрирует наркомания. Статистика показывает невысокую эффективность, предпринимаемых мер по борьбе с этой проблемой.  Самый большой сегмент, 60% от всех потребителей наркотиков — молодежь в возрасте 16-30 лет. Вот только несколько страшных фактов о молодежной наркомании:

  • передозировка наркотиком уносит 100 тыс. молодых жизней в год;
  • десятки тысяч наркоманов умирают от сопутствующих болезней;
  • 90% участников преступности — наркозависимые;
  • более 90% случаев заражения ВИЧ — инъекция наркотика;
  • 70% зависимых попробовали психо-активные вещества первый раз в общественных учреждениях — школе, дискотеке, клубе;
  • наркоман привлекает к употреблению около 15 человек;
  • за последние 10 лет смертность в среде наркоманов выросла в 12 раз;
  • 235 человек ежедневно пополняют ряды зависимых.

Стремительное распространение наркотиков говорит о том, что люди все еще мало знают о страшных последствиях подобной зависимости, не верят в ее неизлечимость, считают возможным попробовать тот самый «запретный плод». А между тем есть художественная литература, с которой необходимо знакомить молодежь. И тогда, возможно, они не захотят делать тот роковой самый первый шаг на пути в бездну.

«Меня часто называют первооткрывателем проблемы наркомании. Это, конечно, не совсем так. Во-первых, потому, что мне кажется, самой по себе проблемы наркотиков не существует. Есть проблема духовной опустошенности человека, когда он ищет суррогаты, чтобы заполнить чем-то свою неудовлетворенность…Люди победили чуму, малярию, тиф, но пьянство, наркомания, СПИД, словно злые джинны, терзают человечество. эти проблемы в нашем обществе долгое время предавались забвению, но и в эту бездну пришлось заглянуть…» Ч. Айтматов

В ХХ веке в его второй половине появился роман Ч. Айтматова «Плаха». Этот роман произвел эффект разорвавшейся бомбы. Впервые для советского читателя была приподнята завеса над одной из острых социальных проблем — проблеме наркомании. Автор рассказал о гонцах, устремляющихся в Моюнкумскую долину в поисках дикорастущей конопли и ищущих возможности пожить в иллюзиях. Главный герой — Авдий Каллистратов — сын священника, изгнанный из академии как «еретик — новомысленник» – мучается мыслью о спасении хотя бы одного человека. Он устремляется навстречу падшим.

Есть в Авдии почти детская беспомощность, беззащитность. Айтматов наделяет его способностью к самопожертвованию, силой, достаточной, чтобы не бросить крест, им же на себя возложенный.

Роман Айтматова — воззвание к совести каждого: не жди, выходи воином в поле за правду. Тревога — вот основной мотив романа. Это тревога за утрату веры в высокую мораль, за падение нравов, за рост наркомании, тревога за человека. Роман заставляет задуматься, как мы живем, припомнить, как коротка жизнь.

Мастер слова и врач-практик, Михаил Афанасьевич Булгаков почти столетие назад написал пронзительный рассказ «Морфий», в котором описал историю доктора Полякова, наркомана и самоубийцы.

«Морфий» – это рассказ-исповедь, тематически продолжающий «Записки юного врача» и связанный с биографическими обстоятельствами жизни писателя. В 1916–1917 годах М.А. Булгаков работал врачом в земской больнице Смоленской губернии – сначала в селе Никольском, а затем в Вязьме. Это была тяжелая, изнуряющая работа провинциального доктора в глуши, вдалеке от цивилизации, да еще в годы таких потрясений для страны, как Первая мировая война, февральский и октябрьский перевороты. Там он и пристрастился к морфию.

Булгаков впервые принял наркотик как обезболивающее: заразился дифтерией при лечении больного ребенка, а после введения противодифтерийной сыворотки почувствовал себя очень плохо. От зуда, болей он не мог спать и попросил впрыснуть себе морфий. Повторение инъекций в течение нескольких дней привело к эффекту, которого он, медик, не предусмотрел из-за тяжелого физического самочувствия: возникло привыкание. В отличие от своего персонажа, доктора Полякова, автор рассказа сумел вовремя остановиться. От увлечения морфием его спасла жена Татьяна Лаппа.

Современные авторы тоже обращаются к теме наркомании. Признанный мастер «нуара» Людмила Петрушевская посвятила проблеме наркозависимости рассказ «Бацилла», написанный в характерной для нее манере «жестокого реализма».

Рассказ «Бацилла» включен автором в цикл «Реквиемы»: он буквально наполнен смертью, рисуя при этом короткую жизнь Бациллы (кличка девушки-наркоманки) и жутковатый мир Системы.

Система – это еще один, параллельный, но реальный мир, который «пригревает на флэтах своих детей», всех отверженных. Люди Системы не имеют ничего: они теряют индивидуальность, внешность, настоящее имя, утрачивают большинство человеческих чувств.

Бацилла предстает пред нами существом без разума и эмоций. Она жила в Системе до определенного момента, придя туда в шестнадцать лет. О прошлой ее жизни не знал никто, но изначально Бацилла была творческой личностью: писала стихи, играла на флейте. Пока не перешагнула роковую черту.

Советуем посмотреть:

Мультфильм немецкого аниматора Андреаса Хайкаде «Самородок» (2014 год) лаконично рассказывает о том, что такое наркотическая зависимость, как она возникает и какие могут быть последствия. Вместе с тем это история про маленькую птичку. Однажды она клюнула золотой самородок и очутилась в чудесном мире. 

Проблема профилактики наркомании у подростков отражена и в притче о тонущих детях.

Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего мимо человека, он стал звать его на помощь. Тот стал помогать тем, кто еще держался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали и его на помощь.… Но он, не обращая внимания на призывы, ускорил шаги…

«Разве тебе безразлична судьба детей?» — возмущенно спросили спасатели.

На что третий путник спокойно ответил: «Я вижу, что вы вдвоем справляетесь. Я лучше пока добегу до поворота, узнаю, почему дети падают в реку, и постараюсь предотвратить это».

Эта притча иллюстрирует возможные подходы к решению проблемы наркомании. Можно и нужно спасать «тонущих» детей, строя лечебницы и реабилитационные центры, воевать с наркодельцами. Заниматься этим должны профессионалы. А наша задача, задача педагогов и родителей – «добежать до поворота реки и не дать детям упасть в воду».

Мероприятие подготовила: Агаркова А.К.