Сказ о тульском самородке

Путешествие в книгу. 140 лет повести «Левша» Н. Лескова

13 августа отмечается Международный день левшей.

Многие выдающиеся личности родились левшами. Согласно заключениям психологов, люди с ведущей левой рукой имеют сильный характер и творческий потенциал. Однако мир в основном адаптирован под праворуких людей. Не так давно повсеместно с полной серьёзностью переучивали леворуких детей писать правой рукой, что доставляло им неудобства и вызывало стресс. Сейчас общество постепенно открывает глаза на проблемы левшей, медленно, но верно создавая для них адаптивную среду.

Мы решили в этот день вспомнить самого знаменитого литературного левшу, так как в 2021 г. исполняется 140 лет со дня первой публикации «Левши» Николая Семёновича Лескова.

Вчерне Лесков закончил свой «сказ» в начале мая 1881 года. Это означает, что «Левша» сочинялся вскоре после цареубийства: 1 (13) марта 1881 года члены организации «Народная воля» бросили свои бомбы в Александра II. Русская пресса и общество горячо обсуждали исторические и политические причины этого события несколько месяцев.

Можно сказать, что «Левша» — это лесковский отклик на злободневный исторический и политический контекст. 

Именно с прозой Лескова в первую очередь ассоциируется слово «сказ» как специальный термин. Сказ, то есть создание иллюзии чужой, как правило, устной и не слишком грамотной речи, использовали и другие писатели, но Лесков поставил слово «сказ» в подзаголовок своего текста, использовал этот приём чаще других русских авторов и развил его до совершенства.

Неудивительно, что публика охотно поверила предисловию Лескова, в котором он рассказывал, что записал «Левшу» со слов старого оружейника. Дошло до того, что рецензенты всерьёз писали, что Лесков лишь пересказал «давно всем известную сказку о стальной блохе».  После чего писатель решил убрать «Предисловие» к произведению и объявил, что «Блоха» («Левша») —  вещь, целиком им сочинённая, что нет никаких народных сказов о Левше и блохе, а существует лишь «коротенькая шутка или прибаутка» о том, что «англичане из стали блоху сделали, а наши туляки её подковали да им назад отослали».

Композиционно «Левша» делится на четыре части: первая излагает историю появления блохи в России, вторая описывает, как английскую блоху подковали тульские мастера, третья посвящена путешествию Левши в Англию и его возвращению, четвёртая рассказывает о  бесславном конце великого мастера. Все эти сюжетные линии перекликаются, и основная перекличка развивается по линии «Россия — Европа»: важна здесь разница в отношении к мастеру, его труду, оружию, техническому прогрессу.

«Левша» — это рассказ о трагической судьбе таланта в России. Живёт в Туле замечательный мастер, о котором никто ничего не знает. И только когда у царя возникает каприз «сделать посрамительную для аглицкой нации работу», на Левшу и его товарищей возлагают миссию государственной важности – на этих «искусных людях» «теперь почивала надежда нации». Полученное ими задание по трудности исполнения сродни сказочному: они должны и сами придумать, что сделать с «аглицкой блохой», и сами осуществить задуманное в кратчайшие сроки. Мастера понимают всю трудность стоящей перед ними задачи, «потому что аглицкая нация тоже не глупая, а довольно даже хитрая, и искусство в ней с большим смыслом».  Талант отдаёт должное таланту. Не зная «четырёх правил арифметики» и не имея специальных инструментов, туляки подковали блоху и на каждой подковке поставили имя мастера, который эту подковку делал. А самую мелкую работу – гвоздики для подковок изготовил Левша. Никакой награды за свою замечательную работу туляки не получили. О двух мастерах, товарищах Левши , больше не было и помину, а сам Левша попал к царю в Петербург потому, что нёс шкатулку с блохой и первым подвернулся под руку Платову.

Несмотря на восторги царя, Левша тоже не получил никакой награды, кроме ста рублей от Платова в виде извинения за то, что он Левшу «за волосья отдрал». И в Англию Левшу отправляют скорее как экспонат, а не как уважаемого мастера. Перед отъездом его «обмыли в Туляковских всенародных банях, остригли в парикмахерской и одели в парадный кафтан с придворного певчего,..  дабы  похоже было,  будто  и на нём какой-нибудь жалованный чин есть». Больше в Петербурге о Левше никто не вспомнил.

Описание пребывания Левши в Англии бросает новый свет на его жизнь в России и рождает у читателя горькие размышления. Англичане приняли Левшу очень доброжелательно, говорили с ним как с равным, искренно восхищались его талантом, а о необыкновенном искусстве тульских мастеров написали в газете. Левша удивил всех своим ответом об образовании: «Наша наука простая: по Псалтирю да по Полусоннику, а арифметики мы нимало не знаем», да ещё и добавил: «У нас это так повсеместно».

В Англии Левше готовы были дать образование, человеческие условия жизни и возможность полностью раскрыть свой талант, но мастер решил вернуться домой, заявляя: «Мы … к своей родине привержены».  Единственное, на что согласился Левша, — это погостить в Англии и осмотреть «всё их производство».

Патриотизм Левши проявился не только в решении вернуться на родину.  Из всего увиденного в Англии он постарался извлечь как можно больше пользы для своей страны. А узнав военный секрет, он поспешил, рискуя жизнью (потому что «время было осеннее, бурное» и плыть по морю было опасно), в Россию. Увы, на родине умельца никто не ждал. И никто с ним больным не церемонился. Секрет заключался в том, что «у англичан ружья кирпичом  не чистят», и Левша, уже умирающий, просил врача  передать эти сведения государю. Однако врача слушать не стали, «государю так и не сказали, и чистка всё продолжалась до самой Крымской кампании. В тогдашнее время как стали ружья заряжать, а пули в них и болтаются, потому что стволы кирпичом расчищены». При всей наивности рассказа об этом эпизоде в нём заключена мысль о том, что не генералы, а мастеровой Левша мыслил по-государственному и до последнего вздоха пёкся о судьбе родины.

В «Левше» Лесков показал не исключительный случай, а типичную судьбу таланта в России. Обобщая свои многолетние наблюдения, в том числе и личный горький опыт, он писал в 1893 г.: «А вообще  можно и должно держаться такого правила, что умных и даровитых людей надо беречь, а не швыряться ими  как попало; а у нас не так. О нас Пушкин сказал: «Здесь человека берегут Как на турецкой перестрелке».

«Левша» или «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе» Н. С. Лескова — многогранное, трогательное и одновременно печальное произведение. Оно затрагивает немало острых вопросов, актуальных во все времена, и даёт ценные уроки жизни на примере образа простого и талантливого кузнеца, его скромной жизни и несправедливой смерти.
Предлагаем вам освежить своё знание сказа «Левша», приняв участие в нашей викторине.

Рекомендуем посмотреть:

Рекомендуем прочитать:

Кучерская, М. Лесков. Прозёванный гений.

Названный Львом Толстым писателем будущего, самый недооценённый русский классик XIX столетия и человек-скандал прокладывал свой путь в стороне от исхоженных дорог русской словесности и сознательно выламывался из привычных схем. Любя всё диковинное и яркое и в жизни, и в литературе, он сконструировал собственный сочный лексикон, работой с языком предвосхитил авангардные эксперименты начала ХХ века.
Книга Майи Кучерской, написанная на грани документальной и художественной прозы, созвучна произведениям её героя — непревзойдённого рассказчика, очеркиста, писателя, очарованного странника русской литературы.

Мероприятие подготовила: Чуприкова А.В.