Пора бы посетить кино

      Комментарии к записи Пора бы посетить кино отключены

Час эстетики

«Фильм – это жизнь, с которой вывели пятна скуки» Альфред Хичкок.

27 августа в России отмечается день Российского кино. Именно в этот день в 1919 году Владимир Ленин подписал декрет о национализации кинематографа. Впервые день кино начал праздноваться только в 1980 году. Свое нынешнее название он приобрел после распада СССР.

Интересные факты:

Первый кинопоказ прошел в России в конце 19 века – в мае 1896 году в петербургском саду «Аквариум».

Премьера первого российского фильма состоялась 2 октября 1908 года. Фильм назывался «Понизовая вольница», известен он и под другими названиями – «Стенька Разин и княжна» или просто «Стенька Разин». Первый отечественный фильм длился… всего 6 минут 14 секунд. Режиссером фильма выступил Владимир Ромашков, а задействовано в нем было… 150 человек массовки – и это всего-то за 6 минут! Главные роли исполнили актеры из Петербурга.

Первый российский цветной фильм вышел на экраны в 1925 году. Это был знаменитый «Броненосец Потемкин» Сергея Эйзенштейна. Он лично кисточкой на киноплёнке раскрасил флаг, который подняли над кораблём восставшие матросы, в красный цвет. Но это, к сожалению, был единственный цветной кадр в фильме. Первым же цветным фильмом, снятым на многослойную цветную киноплёнку AGFA, стал фильм о Параде Победы 1945 года.

В 1935 году стараниями Эзенштейна состоялся I Международный Московский Кинофестиваль. На нем первую премию взял фильм братьев Васильевых «Чапаев».

Самую престижную кинонаграду планеты — ежегодную премию «Оскар» Американской академии киноискусств получали такие российские фильмы, как документальный фильм «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой» Леонида Варламова и Ильи Копалина в 1942 году. Затем «Оскар» получила картина  «Радуга» Марка Донского (1944), «Война и мир» Сергея Бондарчука (1968), «Дерсу Узала» Акиры Куросавы (1975, совместное производство СССР и Японии),  «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова (1980) и «Утомлённые солнцем» Никиты Михалкова в 1994 году.

В 2000 году премия «Оскар» была присуждена российскому режиссеру, художнику-мультипликатору Александру Петрову  за лучший короткометражный мультфильм года «Старик и море», снятый по мотивам Хемингуэя.

Первый советский боевик «Пираты XX века», снятый в 1979 году режиссёром Борисом Дуровым. Самый кассовый (по посещаемости) за всю историю советского и российского кинопроката фильм. К 1990 году его посмотрело 120 миллионов человек.

Самый дорогой советский фильм — «Война и мир» (1965-1967), киноэпопея в четырёх частях, экранизация одноимённого романа Льва Толстого, одна из самых высокобюджетных картин в истории кинематографа.

Самым длинным советским сериалом является эпический телесериал-драма «Вечный зов» по одноименному роману Анатолия Иванова. Фильм демонстрировался в несколько этапов — с 1973 по 1983 год.

Первым российским фильмом ужасов считается «Вий» (1909), немой художественный короткометражный фильм Василия Гончарова. До наших дней он не сохранился.

Параллельно с «Вием» Гончаровым был снят ещё один фантастический фильм «В полночь на кладбище», вышедший зимой 1910 года. Таким образом, эти два фильма принято считать первыми фильмами, ознаменовавшими собой появление российской кинофантастики.

Курьёзы и байки российского кино

Во время съёмок «Бриллиантовой руки» распространился слух о смерти Юрия Никулина. Дело в том, что уборщица гостиницы «Горизонт» города Адлера обнаружила в подвале сделанное из папье-маше тело С.С. Горбункова, предназначенное для того, чтобы вывалиться из багажника машины, поднятой в воздух вертолётом.

В роли мальчика, ходящего с сачком «по воде аки посуху», снялся сын Никулина Максим. Мальчик запорол несколько дублей, поскольку предусмотрительно падал в воду ещё до того, как Миронов давал ему пинка.

В фильме «Джентльмены удачи» в эпизоде, где Евгений Леонов (Доцент) едет на верблюде, актер на самом деле сидит на плечах дрессировщика.

По сценарию не было предусмотрено, что в сцене с верблюдом животное плюнет в лицо Савелию Крамарову (Косому). Но кривляния актера спровоцировали верблюда на плевок.

Для съемок эпизода в машине с цементом использовали хлебную закваску, подкрашенную луковой эссенцией. Кстати, кадр, где все актеры сидят в цистерне, снят в павильоне, так как у Крамарова была клаустрофобия, и он отказался лезть в машину.

«Кавказская пленница». Этот фильм знают и любят все, кто родился в СССР, но мало кто в курсе, что в основу сюжета легла реальная история о похищении девушки влюбленным джигитом — Леонид Гайдай увидел статью о происшествии в газете. Кстати, Юрий Никулин сначала не хотел играть в фильме, поскольку считал, что невест уже никто не ворует.

Такое количество смешных моментов в фильме обусловлено креативной идеей Гайдая награждать каждого члена съемочной группы за придуманную шутку.

Новинка библиотеки

Наталья Бондарчук «Сергей Бондарчук. Лента жизни»

«Молодая гвардия», «Отелло», «Попрыгунья», «Судьба человека», «Война и мир», «Они сражались за Родину», «Степь», «Борис Годунов» — названия этих художественных произведений неразрывно связаны с именем выдающегося художника Сергея Фёдоровича Бондарчука, чьё мастерство стало истинно народным достоянием. Книга написана его дочерью, известным режиссёром, актрисой и сценаристом Натальей Бондарчук. Перед читателем проходят детские и юношеские годы её отца, время, когда произошло его творческое становление, возникла любовь к театру и кинематографу, которой он остался верен до конца жизни. Книга повествует о небывалом взлёте и всемирном признании народного артиста СССР, кинорежиссёра Сергея Бондарчука, о любимом ВГИКе и, конечно, об учителях, друзьях и близких, кто разделял его драму жизни, — Сергее Герасимове, Инне Макаровой, Ирине Скобцевой, Василии Шукшине, Нонне Мордюковой, Никите Михалкове, Сергее Никоненко и других соратниках.

Тематическая игра

Советуем почитать:

Теодор Рошак «Киномания»

Студент Лос-анджелесского института киноведения, а впоследствии видный кинокритик Джонатан Гейтс становится одержим легендарным режиссером-экспрессионистом Максом Каслом, который снял несколько скандальных шедевров в 1920-е гг. в Германии и череду фильмов ужасов уже в Голливуде, прежде чем исчезнуть без вести в 1941 г. Фильмы Касла производят странное, гипнотическое воздействие, порождают ощущение буквально осязаемого зла. И тайна их оказывается сопряжена с одной из самых загадочных страниц истории Средневековья… Впервые на русском — знаменитый конспирологический бестселлер, аналог, по выражению критиков. «Маятника Фуко» Умберто Эко — для любителей кино.

Мариша Пессл «Ночное кино»

Культовый кинорежиссер Станислас Кордова не появлялся на публике больше 30 лет. Вот уже четверть века его фильмы не выходили в широкий прокат, демонстрируясь лишь на тайных просмотрах, известных как «ночное кино». Для своих многочисленных фанатов он человек-загадка. Для журналиста Скотта Макгрэта — враг номер один. А для юной пианистки-виртуоза Александры — отец. Дождливой октябрьской ночью тело Александры находят на заброшенном манхэттенском складе. Полицейский вердикт гласит: самоубийство. И это отнюдь не первая смерть в истории семьи Кордовы — династии, на которую будто наложено проклятие. Макгрэт уверен, что это не просто совпадение. Влекомый жаждой мести и ненасытной тягой к истине, он оказывается втянут в зыбкий, гипнотический мир, где все чего-то боятся и всё не то, чем кажется. Когда-то Макгрэт уже пытался вывести Кордову на чистую воду — и поплатился за это рухнувшей карьерой, расстроившимся браком. Теперь же он рискует самим рассудком.

Мероприятие подготовила: Курчинская О.М.