Великий мыслитель и гениальный писатель

Час юбиляра к 200-летию Ф. М. Достоевского

11 ноября (30 октября по старому стилю) 1821 года в Москве родился один из величайших писателей в истории человечества, философ и публицист – Фёдор Михайлович Достоевский.

В детстве у Фёдора Достоевского было прозвище «Настоящий Огонь». Так будущего писателя называли его родители — штаб-лекарь Мариинской больницы Михаил Достоевский и Мария Нечаева, дочь купца 3-й гильдии. Фёдор был вторым из семи детей в семье.

Юный Ф. Достоевский

Юный Достоевский много общался со своим старшим братом Михаилом. Они были погодками, занимались у одних преподавателей, вместе учились в пансионе Коронада Костомарова. Родители постоянно сравнивали старших сыновей. Оба хорошо учились, занимались литературой: Фёдор сочинял рассказы, а Михаил любил поэзию и писал стихи.
Прозвище «Настоящий Огонь» Достоевскому дали из-за характера. Михаил был спокойным и редко спорил. А будущий писатель часто ввязывался в конфликты, был энергичным и резвым ребёнком.

Когда летом семья будущего классика выезжала в имение Даровое, именно Фёдор придумывал новые игры, подшучивал над родственниками. Его мать писала мужу: «Не удивляюсь, друг мой, Федькиным проказам, ибо от него всегда должно ожидать подобных».

Роль старшего брата очень тяготила Достоевского. Строгий отец отчитывал его за малейшую провинность, а иногда мог и ударить. Когда молодому человеку исполнилось 16 лет, от чахотки умерла мать, которую тот невероятно любил. А ещё через два года при довольно странных обстоятельствах скончался отец. Смерть родителей оказалась для впечатлительного юноши настоящим ударом. Приступы эпилепсии после этого стали случаться значительно чаще. И Достоевский, которого и ранее нельзя было назвать компанейским парнем, ещё более замкнулся в себе.

Родители будущего писателя

В 1843 г. Фёдор Достоевский окончил Петербургское военное инженерное училище и был сразу зачислен полевым инженером-подпоручиком в Петербургскую инженерную команду. Но служба по специальности продлилась всего около года. Окончательно решив, что это не его стезя, Достоевский подал в отставку и занялся литературой.

Весной 1845 года Федор Достоевский закончил работу над своим первым романом «Бедные люди». Труд молодого дарования был восторженно принят петербургской публикой. Подробнее об этом и о знакомстве с Николаем Некрасовым вы узнаете из нашего подкаста.

В 1847 году Фёдор Достоевский, как и многие молодые люди того времени, увлёкся политикой. Его знакомство с Михаилом Петрашевским могло закончиться для писателя трагично. В квартире Петрашевского в 1840-х годах часто спорили о губительности крепостного права, продажности чиновников и цензуре. Здесь собирались писатели, учёные и литературные критики. Автор «Бедных людей» впервые попал в эту квартиру на организованный вечер в 1846-м. К тому моменту Петрашевский прочитал роман и восхитился им, пригласив Федора Михайловича к публичным диспутам. Он был уверен, что литература – сильный инструмент для пропаганды.

В конце апреля 1849 года писатель в числе других был арестован и 8 месяцев провёл в Петропавловской крепости. Приговор суда был чрезвычайно суров – расстрел. Но в самый последний момент расстрел отменили. Заговорщики были отправлены на каторгу и в арестантские роты.

Собрание петрашевцев

В день несостоявшегося расстрела Достоевский написал: «Ведь был же я сегодня у смерти, три четверти часа прожил с этой мыслью, был у последнего мгновения и теперь ещё раз живу… Жизнь — дар, жизнь — счастье, каждая минута могла быть веком счастья».

Федора Михайловича лишили дворянства и на четыре года отправили в Омск. По пути к месту каторги «петрашевцев» встретили жены сосланных декабристов и каждому передали Евангелие. Свой экземпляр Достоевский сохранил на всю жизнь.

К. Трутовский Портрет Ф. Достоевского

Каторга не прошла бесследно для Достоевского, на основании этого своего жизненного опыта он написал «Записки из Мертвого дома», где рассказал о жизни каторжан. В произведении доминировали реальные факты и персонажи. Суровые реалии подобного исправительного труда стали для петербургской публики шоком, вернувшим литературное признание Достоевскому.

В последующие годы из-под пера писателя вышел роман «Униженные и оскорбленные», повесть «Записки из подполья», а также рассказ «Скверный анекдот». Однако политические взгляды Достоевского продолжали играть существенную роль. В 1860-е годы он вместе с братом издавал журналы «Время» и «Эпоха», основанные на идеологии «почвенничества» (специфическая идея славянофильства, попытка найти платформу, которая примирила бы западников и славянофилов).

С 1862 года писатель много путешествовал: побывал в Германии, Италии, Франции, Швейцарии, Австрии и Британии. За рубежом Достоевский пристрастился к игре в рулетку. Результатом этого жизненного опыта стал знаменитый роман «Игрок».

Это любопытно

Фёдор Михайлович был невероятно азартным человеком. Проигрывал в карты и рулетку немалые суммы. В связи с этим имел огромные долги и был вынужден заключать абсолютно кабальные сделки с издателями. Например, роман «Игрок» был написан Достоевским всего за 26 дней. Если бы он не успел, то по договору с издателем вынужден был бы следующие 8 лет писать совершенно бесплатно. Чтобы справиться с задачей, Достоевский нанял стенографистку Анну Сниткину, на которой впоследствии женился. Она помогла супругу выбраться из долговой ямы, а он ради неё бросил играть в рулетку.

В следующие два десятилетия Федор Достоевский написал главные романы в своей жизни, их ещё называют «великим пятикнижием» — «Идиот», «Преступление и наказание», «Бесы», «Братья Карамазовы» и «Подросток». Эти романы стали классикой мировой литературы и вошли в число самых известных и читаемых литературных произведений.

Достоевский и Анна Сниткина

Фёдор Михайлович Достоевский — самый глубокий по части изучения внутреннего мира человека и, видимо, потому самый непростой для чтения классик нашей литературы. Достоевский традиционно проходит по разряду «классиков для взрослых». Даже хрестоматийное «Преступление и наказание» начинает открываться всеми своими гранями не в старшем школьном возрасте, а в более зрелые годы. Что уж говорить об «Идиоте», в котором сам Достоевский хотел «изобразить вполне прекрасного человека», и сам же признавался, что «труднее этого, по-моему, быть ничего не может, в наше время особенно». Или о «Бесах» — самом политическом и самом, по выражению писателя, «тенденциозном» романе-памфлете, ставшем во многом провидческим и в силу именно этого обстоятельства долгое время не переиздававшемся в СССР.

А уж в последнем своём крупном произведении – «Братьях Карамазовых» — Достоевский перемешал столько судеб и сюжетов, что о какой-либо простоте рассуждать не приходится. Исследователи давно подметили скрытые параллели между теми «последними» вопросами, которыми задаются герои романа, — о конечности мира и бессмертии души, о свободе (или несвободе) человеческого выбора и о существовании (или несуществовании) Бога – и противоречиями, которые сформулировал в «Критике чистого разума» Иммануил Кант. Что может быть сложнее и одновременно притягательнее этих «проклятых» вопросов для любого мыслящего человека?

А ведь есть ещё Достоевский-публицист с его «Дневником писателя», в котором он делится наблюдениями, не устаревшими и сегодня. Например, о Западе, который не может «никак нас своими признать», «несмотря на то, что наши «русские европейцы» изо всех сил уверяют Европу, что у нас нет никакой идеи, да и впредь быть не может, что Россия и не способна иметь идею, а способна лишь подражать». Здесь же критика надвинувшегося на Россию капитализма соседствует с консервативно-монархическим неприятием парламентаризма.

Так что куда ни посмотри, Достоевский оказывается нелинейным и невероятно сложным и в своих художественных высказываниях, и в своих политических суждениях.

Роман «Братья Карамазовы» стал последним в жизни писателя, работу над ним он закончил в ноябре 1880 года, а 9 февраля (28 января) 1881 года великого Достоевского не стало. Писателя похоронили на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. Проститься с ним пришло множество людей, траурная процессия растянулась более чем на километр.

Викторина

Рекомендуем прочитать:

Сараскина, Людмила Ивановна. Достоевский/ Л. И. Сараскина; редактор В. В. Эрлихман. – Москва: Молодая гвардия, 2013. – 832 с. – (Жизнь замечательных людей)

«Достоевский таков, какова Россия, со всей её тьмой и светом. И он — самый большой вклад России в духовную жизнь всего мира». (Н. Бердяев)

Подробности жизни писателя, вплоть до самых неизвестных и «неудобных», в полной мере отражены в его биографии, принадлежащей перу Людмилы Сараскиной — известного историка литературы.

Достоевская, Анна Григорьевна. Мой муж – Фёдор Достоевский. Жизнь в тени гения/А. Г. Достоевская. – Москва: Алгоритм, 2018. – 448 с.

Перед нами воспоминания и мысли женщины, которая прошла через бедность, нужду, дурное настроение, частые припадки эпилепсии и игровую зависимость своего гениального мужа, но не перестала любить. Став вдовой в возрасте тридцати пяти лет, Анна Достоевская всю свою оставшуюся жизнь посвятила заботе о его публикациях и оставила нам сентиментальный рассказ о том истинном Достоевском, которого могла знать только любящая женщина. Рассказ о семьянине, любящем муже, заботливом и нежном отце — главная тема мемуаров его жены.

Ремизов, Виталий Борисович. Толстой и Достоевский. Братья по совести/В. Б. Ремизов. – Москва: РГ-Пресс, 2019. – 688 с.

Каждый жаждущий ответа на вопрос «как относились друг к другу Достоевский и Толстой?» сможет найти его в этой книге.
В ней впервые почти с энциклопедической полнотой представлено всё, что думали, говорили и писали друг о друге два великих современника. Им, несмотря на обоюдное желание, не суждено было встретиться в этой жизни.
На страницах данного издания разворачивается диалог двух великих людей России. Высота духовного развития каждого из них позволила им, несмотря на отдельные разногласия, отыскать точки соприкосновения, быть братьями по совести.

Достоевский без глянца/ Сост., предисл. П. Е. Фокина. – С.-Петербург: Пальмира, 2017. – 460 с. – (Без глянца)

Американский исследователь Роберт Джексон назвал Достоевского «иконой самопознания». «По роду своей деятельности принадлежа к художникам романистам и уступая некоторым из них в том или другом отношении, Достоевский имеет перед ними всеми то главное преимущество, что видит не только вокруг себя, но и далеко впереди себя…» — через год после смерти писателя говорил Владимир Соловьев. Но каким в действительности был известный классик?

В книгу вошли отрывки из воспоминаний о Ф. М. Достоевском, фрагменты переписки, редкие свидетельства, воссоздающие подлинную канву его биографии. Здесь собраны только факты, из уст самых близких людей, исключающие позднейшие домыслы и неверные оценки.

Бердяев, Николай Александрович. Миросозерцание Достоевского/ Н. А. Бердяев; редактор И. Л. Волгин. – Москва: Академический проект, 2019. — 560 с.

Книга религиозного и политического философа Н. А. Бердяева, озаглавленная «Миросозерцание Достоевского», вышла впервые в 1924 году в Берлине. Толчком к её написанию послужил курс лекций, прочитанный Бердяевым по творчеству великого писателя. «Семинар, который я вёл о Достоевском в «Вольной академии духовной культуры» в течение зимы 1920-21 года, окончательно побудил меня собрать все мои мысли о Достоевском. И я написал книгу, в которой не только пытался раскрыть миросозерцание Достоевского, но и вложил очень многое от моего собственного миросозерцания». Размышления Бердяева о Достоевском занимают особое место в литературе о творчестве писателя. Это размышления о Достоевском-мыслителе, которого, если принять обрисованный Бердяевым образ, можно, не колеблясь, отнести к основоположникам экстремального типа мышления.

Мероприятие подготовила: Чуприкова А.В.