России славный сын

Михаил Васильевич Ломоносов – один из замечательных представителей русской культуры и науки. Он был естествоиспытателем, философом, поэтом, основоположником русского литературного языка, историком, географом, политическим деятелем. Его знания простирались от поэзии и изобразительного искусства до великих физико-химических открытий. Однако вовсе не всё, что мы традиционно «знаем» об этом гениальном человеке со школьной скамьи, истинная правда. История самоотверженного безграмотного мальчика из нищей крестьянской семьи, который, рискуя жизнью, босиком добрался до Москвы в поисках знаний и сразил своими талантами профессуру — не более чем легенда. Мы постараемся развенчать некоторые мифы о Михаиле Ломоносове.

Семейство будущего светила отечественной науки было не то что не нищим, а очень даже зажиточным. Родился Миша в селе Денисовка Холмогорского уезда Архангельской губернии. Отец его, Василий Дорофеевич Ломоносов, владел рыболовецкой артелью из нескольких судов, был человеком в своей вотчине известным и в деле весьма преуспевающим. Кроме того, получившим неплохое для тех мест образование – в юности он учился в Москве на священника. И супругой его стала дочь дьякона Елена Ивановна, тоже женщина грамотная.

Она и обучила сына азбуке в раннем возрасте – известно, что в доме Ломоносовых была довольно большая библиотека. Позже Миша учился у дьячка местной Дмитровской церкви Сабельникова и к своим 14 годам прекрасно читал и писал.

Ломоносов на пути в Москву

Не известно, как повернулась бы жизнь Михаила Ломоносова, если бы непростые обстоятельства не заставили его бежать из отчего дома. У мальчика не сложились отношения с третьей женой отца. Елена Ивановна умерла, когда Мише было 9 лет, появилась другая женщина. Но и она вскоре отошла в мир иной. Очередная  мачеха, по свидетельствам историков, отличалась нравом сварливым, 13-летнему подростку крепко от неё доставалось. Больше всего её раздражала тяга мальчика к знаниям, она отбирала у него книги, попрекая тем, что он занимается ерундой вместо того, чтобы делать что-то полезное. Жизнь в отчем доме сделалась невыносимой.

Последней каплей стало желание отца поскорее выгодно женить Михаила. Нашли и невесту. Становиться в свои 19 лет семьянином Ломоносов никак не желал. Поэтому попросил перенести свадьбу в виду своего «нездоровья» и, улучив момент, бежал в столицу.

Путь до Первопрестольной занял три недели. Его будущий учёный преодолел вовсе не пешком и уж конечно не босиком, а на обозе. А вот данные о том, что скарба он с собой практически не взял – правда. Беглец ушёл с одной сумой, в которую положил только сменную одежду и две книги — «Грамматику» и «Арифметику».

Богатое научное и литературное наследие, оставленное Михаилом Васильевичем, а также внешний вид – полноватое добродушное лицо, украшенное буклями парика – придают образу гения шлейф истинного благообразия. Он производит впечатление человека спокойного и рассудительного, не подверженного страстям. На самом деле учёный обладал поистине взрывоопасным нравом. Причём не считался ни с кем. В своих суждениях и оценках Ломоносов был прям и порой рубил с плеча — не любил «сглаживать углы».

Михаил Ломоносов обладал выдающейся физической силой. И мог постоять за себя! Однажды вечером на Васильевском острове на учёного напали три матроса. Но Ломоносов не растерялся и пустил в ход кулаки. Победа осталась за светилом  науки и культуры.

Михаил Васильевич Ломоносов вошёл в историю как  первый крупный русский учёный-естествоиспытатель, химик и физик, энциклопедист, историограф, астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, генеалог, художник, филолог, педагог, публицист и поэт.
Ему принадлежит инициатива создания Московского университета, который впоследствии по этой самой причине и был назван в его честь.

Ломоносов занимал должности статского советника, профессора химии, действительного члена Санкт-Петербургской Императорской академии наук и почётного члена Королевской Шведской и Болонской академий наук.
Разносторонней была деятельность Ломоносова в области культуры. Самым замечательным было в нём сочетание учёного, общественного деятеля и поэта.

Ломоносов видел, что русский язык в его время был сильно засорён как иностранными словами, так и устаревшими, обветшалыми церковнославянскими словами и выражениями. Он поставил своей задачей очистить русский язык, раскрыть его богатства, развить литературный язык на народной основе. В этой своей работе Ломоносов пошёл по пути сочетания того ценного, что он находил в славянском и в русском народном языке. Он изложил своё учение о «трёх штилях» в рассуждении «О пользе книг церковных в российском языке» (1757).

Памятник Ломоносову возле МГУ

Большое значение для укрепления национального русского языка имела борьба Ломоносова с засорением русского языка «иностранщиной». Гениальный учёный и прекрасный знаток многих языков, он сумел найти русские слова для выражения научных понятий и тем заложил основание русского технического и научного словаря. Очень многие из оставленных им научных выражений прочно вошли в обиход и применяются до настоящего времени.

Огромной заслугой Ломоносова перед русской литературой является та реформа русского стихосложения, которую он провёл вслед за Тредиаковским. В 1739 году Ломоносов, учившийся тогда в Германии, написал «Письмо о правилах Российского стихотворства». В нём он доказал, что русский язык даёт возможность писать не только хореем и ямбом, но и анапестом, и сочетанием ямбов с анапестами, и хореев с дактилями, что можно применять рифмы и мужские, и женские, и дактилические и чередовать их.

Ломоносов был не только великий учёный, но и лучший поэт своего времени. Гражданин-патриот Ломоносов ценил то искусство, которое служит пользе общества, народа. Он боролся за содержательность и идейность литературы. Сам Ломоносов в своей поэтической деятельности блестяще осуществил требования, которые он предъявлял к литературе и к поэту.

Писать стихи Ломоносов начал рано. Но его поэтическое творчество развилось и расцвело после возвращения из заграничной командировки. Он писал произведения самых различных жанров: оды, трагедии, лирические и сатирические стихотворения, басни, эпиграммы. Любимым его жанром была ода.

В своих одах Ломоносов прославлял победы русских над врагами или отмечал различные торжественные даты. Родина, её необъятные просторы, её неисчерпаемые природные богатства, её сила и мощь, её будущее величие и слава – это основная тема од Ломоносова. Ломоносов воспевал талантливость русского народа, могучий дух его войска, русский флот. Он выражал твёрдую уверенность, что Русская земля способна рождать собственных великих учёных, своих «российских колумбов», великих деятелей культуры.

Ломоносов писал и оды, посвящённые религиозным и научным темам. Таковы, например, его два «Размышления»: «Утреннее размышление о божием величестве» и «Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния». Эти «Размышления» представляют собой образцы научной поэзии. В них он, как никто и после него, вплоть до наших дней, сумел дать сочетание науки и поэзии в едином целом.

Оды Ломоносова по звучности и музыкальности стиха, по легкости и понятности языка были для своего времени явлением исключительным. Впервые в русской книжной поэзии появились такие подлинно художественные произведения, в которых достигнуто было единство формы и содержания.

Поэзия Ломоносова, глубоко идейная, патриотическая, граждански направленная, значительно способствовала быстрому и успешному развитию русской литературы.

Памятник Ломоносову в Ростове-на-Дону

По данным историка Дмитрия Володихина, то, что Ломоносов был старообрядцем и религиозным фанатиком, — выдумка. В детстве Михаил принадлежал к одному из старообрядческих согласий и, возможно, даже проходил обучение в одном из скитов на реке Выг. Однако впоследствии учёный отзывался о старообрядцах как о суеверах.

Не соответствует действительности и противоположное утверждение, что Ломоносов был не просто атеистом, а ярым еретиком и богоборцем.

В частности, из-за своего «Гимна бороде», написанного в 1757 году и содержащего смелые высказывания в адрес церкви. Духовенство так было оскорблено произведением, что даже пожаловалось Елизавете. Правда, безуспешно – императрица проигнорировала жалобу.

Но вместе с тем Ломоносов был верующим православным, в зрелом возрасте активно посещал церковь и похоронен на православном кладбище, по православному обряду.

В своих предсмертных записях Ломоносов писал: «За то терплю, что стараюсь защитить труд Петра Великого, чтобы выучились россияне, чтобы показали своё  достоинство…Я не тужу о смерти: пожил, потерпел и знаю, что обо мне дети отечества пожалеют… »

Викторина

Рекомендуем прочитать:

Астафуров, Владимир «Ломоносов. Самородок русской земли»

Его сравнивали с Леонардо да Винчи и Петром I, называли наследником античных философов и отцом учёных нового времени. Каким же он был — человек столь разных дарований, оставивший яркий след в истории своего государства, — рассказывает эта книга.

Перевезенцев, Сергей «Михайло Ломоносов»

Книга в доступной форме рассказывает о нелёгкой и захватывающей жизни первого русского учёного с мировым именем. В ней можно найти краткое описание научных открытий, сделанных Ломоносовым, основные даты его жизни и деятельности, а также посмотреть на научные приборы и инструменты XVIII века.

Рекомендуем посмотреть:

Мероприятие подготовила: Чуприкова А.В.