Под бурями арктических широт

      Комментарии к записи Под бурями арктических широт отключены

Час интересных фактов

Испокон веков в северных регионах для расчистки протоки от намерзшего льда применяли ледокольные лодки. Сперва их буксировали лошади, затем в ход пошли паровые двигатели. Суда становились всё мощнее, и к середине 19 века появились дизельные буксиры, которые вспарывали лед собственным весом, наползая на него.

Первым в мире ледоколом с атомной энергетической установкой стал ледокол «Ленин», построенный в 1959 году в СССР. Об уникальности этого проекта говорит хотя бы тот факт, что во время ходовых испытаний на «Ленине» побывали премьер-министр Великобритании Гарольд Макмиллан и вице-президент США Ричард Никсон.

3 декабря 1959 года на его борту появился советский флаг, именно поэтому с 1991 года атомный ледокольный флот отмечает свой день 3 декабря.

Атомный ледокол — морское судно с ядерной силовой установкой, построенное специально для использования в водах, круглогодично покрытых льдом. Такие ледоколы обладают явным преимуществом — им не нужна дозаправка топливом.

Уже в первые годы ледокол «Ленин» показал выдающиеся результаты, позволив серьезно продлить навигационный период. Автономность его плавания составляла 12 месяцев. «Ленин» успешно работал более 30 лет, на пять лет превысив расчетный срок эксплуатации. За эти годы ледокол прошел более 654 тысяч морских миль (во льдах 563,6 тысяч), осуществив проводку через льды Арктики 3741 судна. В 1989 ледокол был выведен из эксплуатации и поставлен на вечную стоянку в Мурманске, о чем в 2015 году в стихах поведал Борис Каморзин:

Город  Мурманск  совсем  не  подарок,
Неказист  и  не  слишком  весёл,
Простодушен,  суров  и  не  ярок,
Но  зато  там  стоит  ЛЕДОКОЛ.
Словно  сфинкс,  созерцающий  вечность,
Погружённый  в  себя  мавзолей
Он  весёлую  нашу  беспечность
Отрицает  всей  сутью  своей.
Покоряя  замёрзшие  дали
Оставался  он  вещью  в  себе
И  полярные  бесы  играли
На  его  грандиозной  трубе.
Он  скорбит  об  ушедшей  Отчизне,
Видит  в  снах  своих  СССР.
Он  прекрасен  в  своём  аутизме,
Он  несломленной  воли  пример.
Проявляя  великую  твёрдость,
Он  томится  на  сломе  эпох,
Он  и  память,  и  символ,  и  гордость,
Он  Советский  низверженный  Бог.

Несмотря на отличные результаты, следующий атомный ледокол в СССР был построен спустя почти 20 лет.

На сегодня у России в строю 6 ледоколов:

«Севморпуть» — единственный в мире атомный контейнеровоз. Длина его равна 260 метрам, высота соответствует размерам многоэтажного дома. Судно способно пройти через толщину льда в 1 метр.

«Таймыр» — атомный речной ледокол, разбивающий льды в устьях рек толщиной до 1,7 метра. Длина его составляет 151,8 метра. Особенность судна — уменьшенная посадка и способность работать при низких экстремальных температурах.

«50 лет Победы» — атомный ледокол, отличающийся внушительной мощью. Длина его равна 159,6 метра. До недавних пор этот рабочий тяжеловес использовался как круизное судно и возил туристов на Северный полюс. В октябре 2013 года его даже задействовали в эстафете Олимпийского огня. Но с 2015 года «50 лет Победы» снова водит караваны судов по замерзшим морям.

«Ямал» — знаменит тем, что именно на этом ледоколе происходила встреча начала третьего тысячелетия на Северном полюсе. Длина его составляет 150 метров. Ледокол «Ямал» отличается от своих собратьев по атомному флоту акульей улыбкой, нарисованной на носу. Она появилась, когда в 1994 году ледокол в рамках одной из международных гуманитарных программ возил детей к Северному полюсу — так судно выглядело веселее. Планировалось, что после этой поездки улыбка будет закрашена, но в итоге от этого решения отказались, и акулья пасть стала фирменной отличительной чертой судна.

«Арктика» — крупнейший в мире атомный ледокол длиной 173 метра. Передан в эксплуатацию в 2020 году. Способен раскалывать льды толщиной почти до 3 метров.

«Вайгач» — построен по одному проекту c «Таймыром». Длина его — 151,8 м.

Это интересно:

  • Россия — единственная страна, у которой есть атомный ледокольный флот. Все 11 существующих в мире атомных ледоколов были спроектированы в СССР и России.
  • Современный атомный корабль без дозаправки способен ходить 7 лет.
  • В 1961 году ледокол «Ленин» осуществил первую в истории высадку дрейфующей научно-исследовательской станции с борта судна. Станция «Северный полюс-10» была открыта 17 октября 1961 года и проработала до 29 апреля 1964 года. С того момента высадка полярных экспедиций с борта ледокола стала общепринятой практикой.
  • Ледоколы класса «Арктика» могут ломать лед, двигаясь не только вперед, но и назад. Правда, на это требуется больше энергии.
  • Корпус атомохода разделен на водонепроницаемые отсеки: даже если будут затоплены главные из них, судно останется на плаву.
  • Сначала все ледоколы класса «Арктика» были покрашены в желтый цвет, но выяснилось, что его плохо видно с воздуха, поэтому суда перекрасили в ярко-красный или оранжевый.

Атомный флот достался нам по наследству от СССР. Современная Россия не просто сохранила наследие, но и приумножила его. Даже в сложные 90-е корабли не порезали на металл. Конечно, о строительстве новых тоже речи не могло быть. Активное развитие началось в 2007 году, когда почти после 15 лет простоя был спущен на воду уже российский атомный ледокол «50 лет Победы». Сегодня обновление флота происходит регулярно. До 2027 года в строй войдут 5 новых атомных кораблей: 

  • 2021 год — ледокол «СИБИРЬ»
  • 2022 год — ледокол «УРАЛ»
  • 2024 год — ледокол «ЯКУТИЯ»
  • 2026 год — ледокол «ЧУКОТКА»
  • 2027 год — ледокол «РОССИЯ»

На сегодня крайним введённым в эксплуатацию стал атомный ледокол «Арктика». Произошло это 21 октября 2020 года. Годом ранее на воду был спущен ледокол «Урал». В западной прессе его сразу прозвали «арктическим кулаком России». Размеры его действительно поражают: высота с 20-и этажный дом, полтора футбольных поля длина. Мощность реакторов такова, что корабль способен обеспечить электричеством город с населением в сто тысяч жителей. Сегодня «Урал» проходит ходовые испытания. А «Росатомфлот» и верфь «Звезда» тем временем уже подписывают следующие контракты на постройку судов, которые в самое ближайшее время станут преимуществом России в меняющейся мировой экономике.

Советуем почитать:

Светлана Самченко «Русская Арктика: лед, кровь и пламя»

Известный военный историк Светлана Самченко в книге «Русская Арктика: лед, кровь и пламя» рассказывает о кораблях, бороздивших просторы Арктики, об их создании, конструкции и великих открытиях, которые совершались на первых деревянных шхунах, а затем и на атомных ледоколах. «Заря», «Алмаз», «Ермак», «Арктика» – корабли неординарной конструкции и судьбы, бывшие участники войн, которым предстояло последнее сражение – с километровыми льдами Арктики. Работа с архивными источниками, встречи с моряками, очевидцами тех событий и их потомками, изучение чертежей и схем позволили автору провести глубокий анализ освоения Русской Арктики рубежа XIX–XX веков.

Никита Кузнецов «Ленин» — первый атомный ледокол»

Постройка советскими судостроителями в 1956–1959 гг. первого в мире атомного ледокола «Ленин» стала эпохальным событием в области мирного использования атомной энергии и развития ледокольного флота. За 30 лет работы в Арктике атомоход провел во льдах 3740 судов и прошёл расстояние, в три с лишним раза превышающее путь от земли до Луны и более чем в 30 раз превосходящее длину окружности земли по экватору. Многие операции, осуществленные «Лениным», навсегда вошли в историю освоения Арктики. Сегодня это уникальное судно установлено в качестве музея на вечную стоянку в Мурманске. Издание рассчитано на широкую читательскую аудиторию и рассказывает об истории создания, устройстве и эксплуатации легендарного атомного ледокола «Ленин».

Никита Кузнецов «Отечественные морские ледоколы. От «Ермака» до «50 лет победы»

«Ни одна нация не заинтересована в ледоколах столь, сколько Россия», — писал адмирал С.О.Макаров, создатель знаменитого «Ермака».

Ледоколы играют огромную роль в транспортном освоении Арктики, в научных исследованиях в этом регионе. О наиболее известных ледоколах, внесших огромный вклад в освоение Арктики и историю флота, об интересных, героических и драматических моментах их биографий рассказывается на страницах издания.

Никита Кузнецов «Ледокол. Подлинная история «Михаила Сомова»

Недавно вышедший на киноэкраны фильм «Ледокол» (режиссер Николай Хомерики) снят по мотивам событий, произошедших в 1985 г. — дрейфа в Антарктике научно-экспедиционного судна «Михаил Сомов» и спасательной экспедиции на ледоколе «Владивосток». Эта история стала последней советской героической эпопеей, развернувшейся в высоких широтах. Она широко освещалась в прессе тех лет, большинство ее участников получили различные награды. Но вскоре времена изменились, СССР распался, антарктические исследования долгие годы проводились с огромным трудом, и об эпопее «Михаила Сомова» практически забыли. Между тем до сих пор живы многие ее участники, работает в Арктике и «Михаил Сомов», «разменявший» пятый десяток. О его истории (в которой были и другие, пусть не столь заметные, героические и драматические события) мы хотим рассказать читателям.

Советуем посмотреть:

Петр Федоров, Сергей Пускепалис, Анна Михалкова и Ольга Смирнова в драме российского режиссера Николая Хомерики «Ледокол». Фильм основан на реальных событиях. В 1985 году ледокол «Михаил Громов» совершает плавание вблизи Антарктиды. Во время путешествия команда сталкивается с жизненно опасной проблемой — навстречу судну движется айсберг. Ледокол избегает столкновения, но оказывается в ловушке: теперь он зажат между льдами и едва сохраняет равновесие. Одно неверное решение — и судно будет раздавлено. «Михаил Громов» дрейфует у берегов Антарктиды. Следующие 133 дня станут для экипажа суровым испытанием: нужно выжить в промерзлом океане, изолированно от всего остального мира. Вокруг полярная ночь и невыносимый холод. Запасы горючего близятся к концу, нервное напряжение достигает предела. В столь непростых условиях командованию предстоит взять на себя тяжелую ношу, принимая ответственность за судьбу ледокола и его людей.

Смотреть

Мероприятие подготовила: Курчинская О.М.