Художник — гений созерцанья

Час эстетики ко Дню художника

«Я полагаю, что для художника нет ничего труднее, чем писать розу, но создать свою розу он может, лишь забыв обо всех розах, написанных до него» Анри Матисс

8 декабря во всем мире празднуют Международный день художника, учрежденный 10 лет назад Международной Ассоциацией «Искусство народов мира». Без преувеличения можно заявить, что профессия художника является одной из самых древних. За все время своего существования она прошла долгий путь от простых рисунков, выполненных углем на стенах, до всемирно признанных шедевров искусства, перед которыми ежедневно выстраиваются очереди в самых престижных музеях Земли.

Во время эпохи Возрождения искусство живописи достигло своего расцвета, подарив миру таких гениев, как Леонардо да Винчи, Сандро Боттичелли, Микеланджело, Рафаэль Санти, Джованни Беллини, Тициан. Среди русских художников также немало талантливых личностей. Их творчество высоко ценится и составляет достойную конкуренцию мировым мастерам. Брюллов и Айвазовский, Репин и Малевич, Шагал и Кандинский. Шедевры этих великих художников продолжают жить и в наше время, ежедневно привлекая к себе тысячи туристов и любителей прекрасного.

Также отрадно сознавать, что музами многих великих живописцев были русские женщины. Нести вдохновение — это особый дар.

Пабло Пикассо и Ольга Хохлова

Хрупкая, изящная, замкнутая, меланхоличная — такой была балерина легендарной труппы Сергея Дягилева. Она увлекла Пикассо настолько, что ради нее 37-летний абстракционист на время изменил своему стилю и вернулся к реализму. Они прожили вместе 10 лет, а потом Ольга узнала об изменах мужа и ушла. Развода художник ей так и не дал, чтобы не делить картин. До самой смерти Хохлова осталась единственной официальной женой Пикассо.

Сальвадор Дали и Елена Дьяконова

Большинство поклонников Дали знают Елену Дьяконову как Галу. «Гала» — прозвище, которое переводится как «праздник». До встречи с Дали она успела побыть музой французского поэта Поля Элюара и немецкого художника Макса Эрнста. Но, не раздумывая, бросила всех ради неизвестного художника, который был моложе ее на десять лет. Если на картине Дали вы встречаете женский образ, то это наверняка Гала.

Анри Матисс и Лидия Делекторская

Русская эмигрантка родом из Томска Лидия постучала в двери мастерской Матисса в 22 года. После неудачного брака она была вынуждена искать средства к существованию, и пришла по объявлению. В итоге Делекторская стала помощницей мастера и сиделкой у его больной жены. Со временем мастер увидел в Лидии музу и не расставался с ней уже до самой смерти. Интересно, что бесценные собрания Матисса в русских музеях — это дары Лидии Делекторской, которая очень любила родину и часто бывала в СССР. Узнав о Победе в 1945 году, она задумала подарить своей стране букет из картин Матисса и исполнила свое желание. После смерти Матисса Лидия прожила в одиночестве 44 года, она дружила с Паустовским и даже перевела на французский собрание его сочинений.

«Каждый ребенок — художник! Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста» (Пабло Пикассо)

Это интересно:

Пабло Пикассо нарисовал один из своих известных портретов менее чем за 5 минут

Как-то один из знакомых Пабло Пикассо, рассматривая его новые работы искренне сказал художнику: «Извини, но понять я этого не могу. Таких вещей просто не существует». На что Пикассо парировал: «Ты и китайский язык не понимаешь. Но он всё-таки существует». Впрочем, Пикассо не понимали многие. Как-то он предложил русскому писателю Эренбургу, своему хорошему другу, написать его портрет. Тот с радостью согласился, но не успел расположиться в кресле, чтобы позировать, как художник заявил, что всё готово. Эренбург выразил удивление быстротой исполнения работы, ведь не прошло и 5 минут, на что Пикассо ответил: «Я знаю тебя 40 лет. И все эти 40 лет я учился писать портреты за 5 минут».

Илья Репин помог продать картину, которую не писал

Одна дама приобрела на рынке всего за 10 рублей совершенно бездарную картину, на которой гордо красовалась подпись «И. Репин». Когда ценительница живописи показала эту работу Илье Ефимовичу, он рассмеялся и дописал «Это не Репин» и поставил свой автограф. Через некоторое время предприимчивая дама продала картину неизвестного художника с автографом великого мастера уже за 100 рублей.

Медведей на известной картине Шишкина нарисовал другой художник

В среде художников существует негласный закон – профессиональная взаимовыручка. Ведь у каждого из них есть не только любимые сюжеты и сильные стороны, но и слабые места, так почему бы не помочь друг другу. Так, доподлинно известно, что для картины «Пушкин на берегу моря» Айвазовского фигуру великого поэта нарисовал Репин, а для картины Левитана «Осенний день. Сокольники» даму в черном рисовал Николай Чехов. У пейзажиста Шишкина, который мог прорисовать на своих картинах каждую травинку и хвоинку, при создании картины «Утро в сосновом бору» никак не получались медведи. Поэтому мишек для известного шишкинского полотна нарисовал Савицкий.

Дату создания своей картины Рубенс зашифровал по звёздам

Искусствоведы и учёные долгое время не могли установить дату создания одного из самых известных полотен Рубенса – картины «Пир богов на Олимпе». Загадка разрешилась только после того, как к картине присмотрелись астрономы. Оказалось, что персонажи на картине расположились точно в таком же порядке, как располагались планеты на небосклоне в 1602 году.

Логотип «Чупа-Чупс» нарисовал всемирно известный сюрреалист

В 1961 году Энрике Берната, владелец компании «Чупа-Чупс», обратился к художнику Сальвадору Дали с просьбой придумать изображение для конфетной обёртки. Дали просьбу выполнил. Сегодня это изображение, хотя и в несколько изменённом виде, узнаваемо на леденцах этой компании.

У «Чёрного квадрата» Малевича есть «старший брат»

«Чёрный квадрат», являющийся, пожалуй, самой известной картиной Казимира Малевича, представляет собой полотно 79,5*79,5 сантиметров, на котором на белом фоне изображён чёрный квадрат. Свою картину Малевич написал в 1915 году. А ещё в 1893 году, за 20 лет до Малевича, Альфонс Алле, французский писатель-юморист, нарисовал свой «черный квадрат». Правда, называлась картина Алле «Битва негров в глубокой пещере тёмной ночью».

У Христа и Иуды на картине да Винчи одно лицо

Говорят, что создание картины «Тайная вечеря» потребовало от Леонардо да Винчи титанических усилий. Человека, с которого был написан образ Христа художник отыскал достаточно быстро. На эту роль подошёл один из певчих церковного хора. А вот «Иуду» да Винчи искал три года. Как-то на улице художник увидал пьянчужку, который безуспешно пытался выбраться из выгребной ямы. Да Винчи отвёл его в одно из питейных заведений, усадил и начал рисовать. Каким же было удивление художника, когда, разоткровенничавшись, пьяница признался, что несколько лет назад уже позировал ему. Оказалось, что это тот самый певчий.

Советуем почитать:

Анна Матвеева «Картинные девушки»

Анна Матвеева — прозаик, финалист премий «Большая книга», «Национальный бестселлер»; автор книг «Завидное чувство Веры Стениной», «Девять девяностых», «Лолотта и другие парижские истории», «Спрятанные реки» и других. В книге «Картинные девушки» Анна Матвеева обращается к судьбам натурщиц и муз известных художников. Кем были женщины, которые смотрят на нас с полотен Боттичелли и Брюллова, Матисса и Дали, Рубенса и Мане? Они жили в разные века, имели разное происхождение и такие непохожие характеры; кто-то не хотел уступать в мастерстве великим, написавшим их портреты, а кому-то было достаточно просто находиться рядом с ними.

Малевич К. «Черный квадрат как точка в искусстве»

Казимир Малевич (1878-1935) — знаменитый русский художник-авангардист, теоретик искусства, философ, основоположник супрематизма — одного из наиболее ранних проявлений абстрактного искусства новейшего времени. Его «Черный квадрат» — вызов традиционной живописи и одна из самых загадочных картин начала ХХ века. Художник утверждал: «Предназначение искусства не в том, чтобы изображать какие-то предметы. Предназначение искусства в том, чтобы освободиться от предметов, не составляющих его сути, и быть искусством, которое существует само по себе». В этом издании собраны наиболее программные статьи Казимира Малевича, которые отражают его идеи и взгляды на развитие искусства. «Это свое искусство Казимир Малевич назовет супрематизмом. Что значит супрематизм, почему это так называется? Супрематизм — это доминантное искусство, supre — доминанта. Супрематизм — доминанта, но доминанта чего?» — Паола Волкова, искусствовед.

Росс Кинг «Чарующее безумие. Клод Моне и водяные лилии»

К 1914 году шумные баталии, ознаменовавшие появление на свет мятежной группы художников-импрессионистов, давно стали историей, а молодые бунтари их спровоцировавшие – те из них, кто еще не покинул этот мир – превратились в седобородых патриархов французской живописи. Клод Моне, которому исполнилось 73 года, обосновался в Живерни, где обустроил свой персональный райский сад с рукотворными прудами и селекционными лилиями. Французские газеты информировали читателей, что прославленный мастер удалился на покой. И все же, газеты поторопились списывать Моне со счетов. Вопреки личным и мировым катаклизмам, вопреки нездоровью, неуверенности в своих силах и солидному возрасту художник приступил к воплощению самого масштабного художественного проекта за всю свою артистическую карьеру – грандиозного цикла пейзажей с водяными лилиями.

Вентури Л. «Дневники импрессионистов»

Самым ярким и значительным явлением французской живописи последней трети XIX века стал импрессионизм. Представители этого течения, пытаясь противопоставить себя классическому искусству, искали свои собственные пути и формы творческого выражения. Новаторство и идеи этого направления полностью изменили художественное восприятие искусства XIX и XX века. История изучения импрессионизма насчитывает уже не одно столетие. Книга » Архивы импрессионизма», изданная в 1939 году известным итальянским искусствоведом Лионелло Вентури, является сборником ценнейших документов – писем художников-импрессионистов, адресованных Полю Дюран-Рюэлю – их постоянному маршану и покровителю, чья биография тоже включена в книгу. Наиболее многочисленны письма главных представителей группы – Клода Моне, Огюста Ренуара и Камиля Писсарро. Регулярная переписка завязалась в начале 1880-х годов и продолжалась до самой смерти художников. Эти письма освещают самые разнообразные стороны жизни и деятельности художников: взгляды на искусство, проекты новых выставок и новых работ, переговорах с коллекционерами, отношения между самими художниками, описания новых местностей, посещаемых ими в поисках новых мотивов, cообщения о домашних бедах и радостях, переживаемых материальных трудностях. Яркая индивидуальность авторов проявляется в письмах очень отчетливо: проникнутая жизнелюбием безмятежность Ренуара, спокойная деликатность Писсарро, живой темперамент Моне. Именно в этой живой плотской ткани, сплетенной из будничных событий, возникает отчетливая достоверная картина жизни и творчества замечательных живописцев, прошедших тяжелый путь борьбы за новое искусство.

Илья Репин «Далекое близкое»

Мемуары «Далекое близкое», написанные не принявшим Октябрьскую революцию Репиным в эмиграции в Финляндии и впервые опубликованные уже после смерти автора, в 1937 году, — превосходное литературное произведение, которое отличает удивительная живость стиля, яркость и почти живописная выразительность и драматичность. Как живые, предстают перед читателем легендарные деятели русской литературы и искусства последних десятилетий XIX и начала ХХ века, — Куинджи и Толстой, Крамской, Васильев и Ге. Отдельный интерес представляют колоритные и трогательные главы, посвященные истории создания наиболее известных работ Репина и эмоциональные «Письма об искусстве».

Кандинский В. «Размышления об искусстве»

Василий Кандинский — российский и советский художник-авангардист польского происхождения, педагог, теоретик искусства, философ. основоположник супрематизма — одного из наиболее ранних проявлений абстрактного искусства новейшего времени.
В сборник «Размышления об искусстве» вошли работы «о духовном в искусстве», «Текст художника. Ступени», «Точка и линия на плоскости». В этих работах художник размышляет о причинах своего отказа от фигуративной живописи, о принципах, законах абстрактного искусства и его понимания, о психологизме беспредметности и многих других вопросах, и в наши дни не утративших актуальности для всех, кто интересуется изобразительным искусством.

Тематический пазл:

Мероприятие подготовила: Курчинская О.М.