Между Мольером и Бомарше

      Комментарии к записи Между Мольером и Бомарше отключены

Час литературы

В январе 2022 года литературный мир отмечает юбилеи двух выдающихся французов, двух драматургов, произведения которых столетиями не сходят с театральных подмостков.

15 января 400 лет исполнилось Мольеру, а 24-го наступит черед Бомарше. Его дата не такая круглая, но тоже очень весомая — 290 лет.

Между юбилярами более века разницы, но для наших современников они одинаково далеки и при этом отчего-то похожи, и потому частенько мы приписываем произведения одного авторству другого и наоборот.

Так давайте же немного освежим наши знания и вспомним этих прекрасных литераторов.

Мольер

15 января 1622 года в Париже на свет появился Жан-Батист Поклен, известный нам как Мольер. Отец Жана-Батиста был королевским обойщиком, и поэтому его семья была достаточно уважаема и состоятельна.

Будущий драматург получил преимущественно религиозное воспитание, но всегда восхищался игрой профессиональных актеров и собирался связать свою жизнь с театром. Во многом этому способствовало то, что именно на его юность пришелся расцвет французского классического театра.

В 1643 году Жан-Батист вместе со своей возлюбленной актрисой Мадленой Бежар добился официального разрешения на учреждение своего собственного «Блистательного театра». Но затея не удалась. Качество игры оставляло желать лучшего, зрители были разочарованы, актеры стали покидать труппу. В 1644 году в помещении театра разразился пожар, полностью уничтоживший сцену и декорации. Жан-Батист погряз в долгах и из-за невозможности оплатить аренду пробыл чуть меньше месяца в тюрьме, откуда был отпущен под залог. В это время он решил взять псевдоним «Мольер» (от фр. «mot-lierre» — «слово-плющ»).

Присоединившись к бродячей труппе, актеры бывшего «Блистательного театра» вместе с Мольером начали играть в спектаклях по всей стране. Турне по провинции длилось 13 лет, после чего драматургу пришлось вернуться в родной город и возобновить поиски влиятельного покровителя. Им стал Филипп I Орлеанский, младший брат Людовика XIV, а затем и сам король. Когда сорокалетний Мольер женился на своей ученице и падчерице— двадцатилетней актрисе Арманде Бежар,  Людовик XIV стал крестным отцом первенца супружеской пары. 

Людовик XIV и Мольер

Спектакли Мольера имели успех в свете. Особенной популярностью пользовались постановки Мольера, выполненные в жанре «комедия-балет», а король и его свита очень любили исполнять в них танцевальные партии. Наличие веселой музыки и танцев отнюдь не лишало спектакли содержательности и психологической глубины: такие признанные пьесы Мольера, как «Мещанин во дворянстве», «Мнимый больной» и «Жорж Данден, или Одураченный муж» причисляют именно к этой разновидности театральных комедий.

Репутация Мольера была поставлена под сомнение после скандальной премьеры пьесы «Тартюф, или Лицемер». Объектом сатиры в ней стало ханжество и лицемерие духовенства. Члены религиозной организации «Общество святых даров» потребовали запрета постановки. Для Мольера это стало неожиданностью: автор считал «Тартюфа» несерьезным произведением и даже не мог вообразить, что оно вызовет яростный гнев церковников. В случае же с запретом «Тартюфа» король не заступился за своего придворного драматурга. Чтобы добиться разрешения на спектакль, Мольеру пришлось заметно изменить первоначальный текст и отказаться от религиозной тематики. Лишь спустя пять лет после написания вышла в свет окончательная редакция «Тартюфа», которая, несмотря на внесенные правки, обладала еще большей сатирической остротой и злободневностью.

За основу своей следующей пьесы под названием «Дон Жуан, или Каменный гость» Мольер взял известную испанскую легенду и сделал главного героя воплощением всех известных пороков дворянского общества. В конце 1660-х гг. он пишет и ставит множество заказных пьес и продолжает исполнять в них ключевые роли. Однако из-за семейных неурядиц и постоянной борьбы за королевскую сцену здоровье Мольера ухудшилось, и он все чаще был вынужден делать длительные перерывы в работе. Премьера последней пьесы состоялась незадолго до смерти Мольера. 17 февраля 1673 года, во время очередного представления «Мнимого больного» Мольеру, который исполнял главную роль, стало плохо, и его на руках унесли домой, где он вскоре скончался.

Бомарше

24 января 1732 года в семье часовщика Андре-Шарля Карона родился Пьер-Огюстен Карон, известный нам как Бомарше. Маленький Пьер не отличался особенным послушанием и всё свободное время проводил на улице. Особенно он любил устраивать потешные суды со своими друзьями, на которых разбирались их жалобы.

Проучившись три года в школе в Альфоре, 13-летний Пьер покинул ее по желанию отца, который надеялся сделать из сына помощника в делах. Но Пьер вёл праздную жизнь, занимаясь музыкой, пока разгневанный отец не выгнал его из дома.

Изгнание сильно повлияло на мировоззрение молодого человека. Он всеми силами пытался вернуться домой и заслужить прощение. В результате подписания «договора», определявшего условия проживания юноши на родной улице Сен-Дени, Пьер помирился с родителями и стал заниматься семейным делом. Атмосфера, окружавшая его с тех пор, во многом сформировала характер Бомарше.

Талант, замеченный старшим Кароном, скоро проявил себя: Пьер изобрёл совершенно новый часовой механизм, сделавший автора изобретения известным во всей стране. Это открытие было совершено в июле 1753 года. Многие исследователи утверждают, что если бы Бомарше сделал нечто другое, то он никогда бы не добился успеха. Подобная точка зрения объясняется историческими реалиями того периода развития французского общества. Тогда часы считались не просто прибором для измерения времени, а предметом роскоши, показателем статуса человека.

После утверждения изобретения Академией наук талантливый мастер получил большое количество заказов от самых известных людей Франции. Людовик XV присвоил ему титул придворного часовщика.

Благодаря своему ремеслу наш герой познакомился с Марией-Мадленой Франке, которая стала его женой. Свадьба состоялась 22 ноября 1756 года. С этого момента Пьер добавляет к своей фамилии «де Бомарше» от названия имения супруги. Мария умерла через год после свадьбы и сразу распространились слухи о том, что Пьер отравил её.

Лишившийся богатства жены Бомарше вернулся к занятиям музыкой, которые очень не любил его отец. Он играл на разных инструментах, но особенное внимание уделял арфе. Как талантливый механик, Пьер внёс изменения в её конструкцию и снова оказался в центре внимания. Новости о его прекрасной игре на арфе достигли Людовика XV, и король пригласил Бомарше в качестве учителя к своим дочерям.

Вскоре благодаря сотрудничеству с банкиром Дюверне Бомарше стал обладателем значительного состояния и даже смог купить себе чин генерал-лейтенанта королевской охоты. В этом статусе он пробыл с 1763 по 1773 год.

В 1764 году, сделав перерыв в дворцовой службе, он уехал в Мадрид, чтобы восстановить доброе имя своей сестры, Лизетты Клавиго, обманутой женихом. В Испании Пьер показал все свои лучшие качества: сумел добиться расположения министров, приблизиться ко двору и избавиться от старого соперника. Когда Бомарше вернулся в Париж, состоялся его литературный дебют. В 1767 году вышла пьеса «Евгения», а в 1770-м — драма «Два друга». Они не пользовались популярностью, но начало было положено.

В 1770 году умер компаньон и друг Бомарше Пари-Дюверне, и его наследники обвинили Пьера в обмане. Начался судебный процесс. К решению этого вопроса Бомарше подошёл творчески. Он выпустил «Мемуары», где со свойственной ему беспощадностью обличил судебную систему Франции. Работа имела колоссальный успех. 26 февраля 1774 года процесс завершился. Судья был снят с должности, а Пьер получили выговор.

Во время войны за независимость американских колоний Бомарше, через специально для того созданную фирму «Родриго Горталес и Ко» снабжал оружием и боеприпасами американских повстанцев. На сентябрь 1777 года Бомарше осуществил поставки на 5 млн ливров, которые впоследствии так и не были возмещены американским правительством. 

На период 1774—1784 гг. приходится расцвет творчества Бомарше. Первый вариант «Севильского цирюльника» был написан в 1772 году. Но после показа комедии в 1775 году, постановка провалилась. «Женитьба Фигаро», написанная в 1781 году и бывшая продолжением «Севильского цирюльника», прошла с большим успехом и имела гораздо большее значение для общества.

«Женитьба Фигаро»

Фигаро стал благородным и ярким выразителем мнения народа, его желаний и надежд. Корни этого следует искать в духовном родстве автора и героя. «Женитьба Фигаро» стала апогеем творческой славы Пьера Бомарше. Постановка последней части трилогии о Фигаро — «Виновная мать, или Второй Тартюф» оказалась неудачной.

Бомарше был трижды женат. От третьей жены у него росла дочь Евгения. К концу жизни Бомарше стали преследовать неприятности. Не окупились затраты на издание сочинений Вольтера. Драматургу грозило наказание за невыполнение договора с правительством по поставке для армии 60 тыс. ружей. Тем временем монархия пала, Францию сотрясали политические шторма. Бомарше метался между Лондоном, Амстердамом и Парижем.

18 мая 1799 года он неожиданно умер от апоплексического удара.

Советские и российские зрители знакомы с творчеством обоих юбиляров, благодаря прекрасным фильмам и постановкам, много раз показанным по телевидению.

«Мнимый больной» (1979) — двухсерийный советский телевизионный художественный фильм режиссёра Леонида Нечаева, музыкальная комедия по одноимённой пьесе Мольера. В главной роли Олег Ефремов.

«Тартюф» (1992) — российский полнометражный цветной музыкальный художественный фильм, поставленный режиссёром Яном Фридом, с Михаилом Боярским в главной роли. Российская экранизация комедии «Тартюф, или Обманщик» Мольера. В фильме используется перевод пьесы Михаила Донского, с некоторыми стилизованными под исходный стихотворный текст добавлениями и с большим количеством песен (композитор — Геннадий Гладков).

«Безумный день, или Женитьба Фигаро» — спектакль Московского театра сатиры по пьесе Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро» с Андреем Мироновым в главной роли. Премьера спектакля состоялась 4 апреля 1969 года. В 1974 году спектакль был записан для телевидения, премьера телеверсии состоялась 29 апреля 1974 года. Смотреть

Викторина

Советуем почитать:

Михаил Булгаков «Жизнь господина де Мольера»

Фигура великого Мольера, создателя классической комедии и блестящего актера, в творчестве М.А.Булгакова занимает особое место: он написал о нем пьесу «Кабала святош», пьесу по мотивам его произведений «Полоумный Журден», сделал перевод «Скупого» и, наконец, создал биографический роман «Мольер», позднее получивший название «Жизнь господина де Мольера». Отдав этой работе множество сил и времени, Булгаков не дождался публикации при жизни. Отправив рукопись в издательство, он получил ошеломляющий ответ, в котором высказывалось сожаление, что в тексте «совершенно не отражено движение крестьянских масс». Впервые роман увидел свет через двадцать с лишним лет после смерти Булгакова. История французского комедиографа, жившего в эпоху блестящей империи Людовика XIV, оборачивается иносказательным портретом той эпохи, в которую жил и творил Булгаков, приоткрывает двери к пониманию положения и позиции самого автора, через все творчество которого проходит тема «писатель и власть». Рассказывая о жизни гения при деспотизме, писатель с горечью, необыкновенной глубиной и проникновением говорит и о судьбе своей собственной и своих собратьев по перу.

Лион Фейхтвангер «Лисы в винограднике» 

Исторический художественный роман Лиона Фейхтвангера о закулисной дипломатии в период Войны за независимость США. Главные герои книги — французский поборник американских интересов Пьер Огюстен Карон де Бомарше и дипломатический представитель США во Франции Бенджамин Франклин; общими усилиями эти двое направляют ход событий.

«Лисы в винограднике» вышел в свет в 1946 году и стал первым послевоенным произведением Л. Фейхтвангера, и в какой-то степени роман представляет попытку осознать и выразить новые идеи, которыми писатель был обязан опыту 40-х годов.

Масштабное и удивительно цельное полотно, в котором эпоха предреволюционной Франции XVIII века и пылающей в пламени войны за независимость Америки прорисована до мельчайших, увлекательнейших деталей, а великие государственные деятели и политики, блистательные женщины и знаменитые философы и писатели предстают живыми, бесконечно интересными людьми.

Мероприятие подготовила: Агаркова А.К.