Немая поэзия русского леса

      Комментарии к записи Немая поэзия русского леса отключены

Час юбиляра

«Мой девиз? Быть русским. Да здравствует Россия!» И.И. Шишкин

Расцвет русской живописи второй половины XIX века во многом связан с появлением блистательной плеяды художников-пейзажистов. Что ни имя, то новая страница в области национального пейзажа: А. Саврасов, Ф. Васильев, В. Поленов, И. Левитан, А. Куинджи. Среди них, одно из самых почётных мест в сокровищнице русского искусства занимает Иван Иванович Шишкин.

Сегодня Шишкину исполнилось бы ровно 190 лет. Его называют «певцом русского леса». Он стал символом, эталоном красоты русских пейзажей. На самые прославленные картины его вдохновили окрестности родного городка, куда он приезжал временами. Шишкин был человеком богатырского сложения – высокий, стройный, с широкой бородой и буйной шевелюрой, с зорким взглядом, широкими плечами и большими ладонями, едва помещавшимися в карманах. Современники говорили о Шишкине: «Любая одежда ему тесна, дом ему тесен, и город тоже тесен. Только в лесу он свободен, там он хозяин».

Портрет Шишкина кисти Ивана Крамского

Шишкин прекрасно знал жизнь растений, удивлял своими познаниями коллег, и в какой-то даже степени был ученым-ботаником. Однажды в своем дневнике Шишкин написал: «Более сорока лет пишу лес, лес… Для чего пишу? Что бы порадовать чей-то глаз? Нет не только для этого. Нет ничего прекраснее лесов. А лес – это жизнь. Люди должны об этом помнить».

Родился Шишкин в небольшом городке Елабуга, расположившемся на берегу Камы среди суровых просторов. Главным другом будущего великого художника стал отец – человек разносторонних взглядов, увлекающийся техникой, археологией, историей. Отец видел талант сына и поощрял его – Иван Иванович перевел, наверное, всю чистую бумагу в доме на свои рисунки. И именно слово отца станет решающим в решении отправить сына в Московское Училище живописи и ваяния (вся семья была категорически против – мол, бесперспективно, а жить и кушать на что-то надо). Окончив Академию с Большой золотой медалью, за два вида местности Кукко, на Валааме. Шишкин приобретает, вместе с этою последнею наградою, право на поездку за границу. Как и все пансионеры Академии, он должен был побывать в ряде стран, посетить крупнейшие европейские музеи и ознакомиться с шедеврами мирового искусства. К удивлению, всех, он не поехал общепринятым маршрутом, предполагавшим посещение Италии, заявив, что природу Италии он находит слишком «сладкой». Он поехал в Германию, затем в Швейцарию. Посещал мастерские художников-анималистов, знакомился с творчеством пейзажистов. В Дюссельдорфе Шишкин создал шедевр «Вид в окрестностях Дюссельдорфа». Картина была отправлена в Санкт-Петербург Н. Быкову, по заказу которого и была написана, и принесла художнику звание академика.

Художники-передвижники

Несмотря на занятость и плотный график, Шишкин не может скрыть тоску по родине, и в одном из писем пишет: «…Зачем я сижу в номере Штадт-Кабург, отчего я не в России, я ее так люблю…». Однажды Шишкин даже подрался с немцами, позволившими себе неуважительные слова о России, дело дошло до суда. В 1865 году он вернулся в Россию. И вскоре, практически друг за другом появились его полотна «Рубка леса», «Полдень», «Сосновый бор», «Рожь», «Среди долины ровныя…»

1867 год подарил ему встречу с молодым художником Федором Васильевым, которого Шишкин стал обучать, покровительствовать. И именно через него познакомился со своей первой женой – Евгенией, которая приходилась Васильеву старшей сестрой. Ей на тот момент был 21 год, ему – 36 лет. Шишкин был очарован. И уже на следующий год отправился к отцу в Елабугу за благословением на брак. Евгения Александровна была простой хорошей женщиной. Но проблемы со здоровьем начали давать о себе знать уже в первый год замужества. А рождение детей, дочери и двух сыновей, которые скончались в младенчестве, серьезно способствовало развитию у нее чахотки. От этой, неизлечимой тогда болезни, она умерла в возрасте 27 лет. Они прожили вместе всего шесть лет.

Евгения Шишкина

Художник был убит горем – один за другим ушли из жизни самые близкие для него люди. Спустя три года после смерти Евгении, Шишкин знакомится с молодой художницей Ольгой Лагодой. Жажда жизни в этой молодой красивой талантливой девушке помогли заново ощутить вкус жизни и самому пейзажисту. Ольга была из тех передовых русских женщин, которые потянулись к полезной деятельности, энергично заявляя о своем праве наряду с мужчинами активно участвовать в жизни общества. Они поженились в 1880 году и поселились в купленной дачной усадьбе в деревне Выра. Это был гостеприимный дом, где часто собирались друзья и устраивались шумные застолья. Здесь же у супругов родилась дочь Ксения. И здесь же художника ждал второй удар – спустя всего полтора месяца после родов Ольга скончалась.

Портрет Шишкина кисти Ивана Крамского

Заменить мать крошечной крестнице решилась Виктория Лагода, сестра умершей. Она жила в семье Шишкиных до конца его дней, заботясь не только о племяннице, но и о самом художнике и его дочери от первого брака.

В конце 1891, в Академии художеств, открылась персональная выставка Шишкина, имеющая громадный успех. Но выставка имела и отрицательный резонанс в среде бывших «артельщиков». Товарищи по цеху, из общества передвижников, обвинили его в предательстве, и в сближении с Академией. Для Шишкина это был неприятный удар. Кроме того, все чаще возникали проблемы со здоровьем. Он решил удалиться на покой, уехать в любимую деревню на попечение дочери Ксении и Виктории Антоновны.

Последней завершенной работой стала картина «Корабельная роща». Картина вобрала в себя весь опыт и мастерство гениального живописца. Сегодня она хранится в Русском музее Санкт-Петербурга.

«Корабельная роща»

Живописец ушел на 66 году жизни, в своей мастерской за работой над своей новой картиной «Лесное царство». В этот момент с ним находился его ученик, Григорий Гуркин. Но все произошло настолько мгновенно, что никто ничего не успел сделать. Сердце великого художника дало сбой. Он был похоронен на Смоленском кладбище Петербурга. Провожать его пришла огромная толпа родственников, друзей, коллег и учеников.

«Шишкин – художник народный. Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство и тут он не имеет соперников, он единственный» писал В. Стасов

Интересные факты:

  • Год рождения художника точно не известен. Данные биографов разнятся (от 1831 до 1835 года). В официальных биографиях принято указывать 1832 год. А на могильном камне и вовсе стоит 1812-й.
  • Художник великолепно рисовал карандашом и пером. Его работы, выполненные пером, очень нравились европейской публике. Многие из них хранятся в Художественной галерее в Дюссельдорфе.
  • Самая известная работа художника «Утро в сосновом лесу» была создана в соавторстве с К. Савицким (он рисовал медведей). Первоначально картина даже была подписана именами обоих авторов, но коллекционер П. Третьяков стёр оттуда фамилию Савицкого. Чуть раньше этой картины была написана другая, «Туман в сосновом лесу», которая так понравилась авторам, что они решили переписать ее, включив некую жанровую сцену. Вдохновлялись мастера поездкой по девственным вологодским лесам.
«Утро в сосновом бору»
  • Самая большая коллекция работ Шишкина хранится в Третьяковской галерее, чуть меньше – в Русском музее. Большое количество рисунков и сделанных художником гравюр находится в частных коллекциях.
  • В самом названии картины «Рожь» в известной степени выражает сущность изображенного, где все так мудро просто, и в то же время значительно. Это произведение невольно ассоциируется со стихами А. В. Кольцова и Н. А. Некрасова — двух поэтов, которых Шишкин особенно любил.
«Рожь»
  • На XX передвижной выставке состоялось личное знакомство Ивана Шишкина с императором Александром III, который пригласил художника в свое имение в Беловежской пуще, объяснив это тем, что именно там он увидит настоящий лес.
  • Николай II был большим поклонником творчества Шишкина. Картину «На опушке соснового леса» публика впервые увидела в 1897 году на XXV выставке передвижников. Она чрезвычайно понравилась императору, он захотел ее приобрести в личную коллекцию, но получил отказ. Зато на желание своего племянника Николая Стахеева, владельца богатого собрания живописи, купить эту картину Шишкин ответил радостным согласием.
«На опушке соснового леса»
  • Шишкин был не только живописцем, но и гравёром. Среди его творческого наследия более 100 гравюр.
  • В Елабуге, на набережной реки Тойма, установлен единственный в мире памятник Ивану Шишкину, исполненный в полный рост.

Советуем почитать:

Лев Анисов «Шишкин»

Автор книги писатель Л.М. Анисов посвятил свою книгу жизни и творчеству русского художника-пейзажиста И.И.Шишкина, вдохновенного певца природы России, одного из крупнейших передвижников. Автору удалось найти и использовать множество ранее неизвестных биографических материалов и архивных сведений о художнике, проследить маршруты его путешествий по стране.

Людмила Китаева «Иван Шишкин»

Это художественное произведение, написанное о жизни знаменитого художника-пейзажиста Ивана Ивановича Шишкина, где описан жизненный и творческий путь. Текст дополняют иллюстрации, репродукции картин самого Шишкина, портреты художника, выполненные другими авторами. Есть в книге два разворота, где представлены работы Шишкина с дополнением поэтических строк из стихотворений русских поэтов.

Советуем посмотреть:

Иван Шишкин / Передвижники Телеканал Культура

Смотреть картины Ивана Шишкина

Мероприятие подготовила: Курчинская О.М.