Неподражаемый Диккенс

      Комментарии к записи Неподражаемый Диккенс отключены

Час юбиляра

7 февраля 2022 года исполняется 210 лет со дня рождения Чарльза Диккенса — английского писателя-гуманиста, одного из величайших англоязычных прозаиков XIX века, классика мировой литературы. Близка к истине характеристика, которую дал Диккенсу Честертон: «Диккенс был ярким выразителем, своего рода рупором овладевшего Англией всеобщего вдохновения, порыва и опьяняющего энтузиазма, звавшего всех и каждого к высоким целям. Его лучшие труды являются восторженным гимном свободы. Всё его творчество сияет отражённым светом революции».

Чарльз Джон Хаффем Диккенс родился 7 февраля 1812 года в городке Лендпорт, близ Портсмута. Его отец был довольно состоятельным чиновником, человеком весьма легкомысленным, но весёлым и добродушным. Своих детей и, в частности, своего любимца Чарли мистер Диккенс окружил заботой и лаской. Маленький Диккенс унаследовал от отца богатое воображение, лёгкость слова, присоединив к этому некоторую жизненную серьёзность, унаследованную от матери, на плечи которой падали все житейские заботы по сохранению благосостояния семьи.

Читать Чарльза научила мать. Какое-то время он посещал начальную школу, с девяти до двенадцати лет ходил в обычную. Не по годам развитый, будущий писатель с жадностью прочитал всю домашнюю библиотечку дешёвых изданий.

Богатые способности мальчика восхищали родителей, и артистически настроенный отец буквально изводил своего сынишку, заставляя его разыгрывать разные сцены, рассказывать о своих впечатлениях, импровизировать, читать стихи и т. д. Диккенс превратился в маленького актёра, преисполненного самовлюблённости и тщеславия.

Вскоре семья переехала в Лондон, где неожиданно разорилась. Когда Чарльзу было 12 лет, отца посадили в долговую тюрьму вместе с женой и детьми. Так юный Диккенс познакомился с тюремными нравами не понаслышке: всю неделю он работал на фабрике по производству ваксы, а выходные проводил с родителями в тюрьме.

Всю свою последующую жизнь Диккенс считал это разорение семьи и эту ваксу величайшим оскорблением для себя, незаслуженным и унизительным ударом. Но со дна нужды Диккенс почерпнул глубокое знание жизни и горячую любовь к обиженным, к нуждающимся, своё понимание их страданий, понимание жестокости, которую они встречают сверху. В тот период будущий писатель столкнулся с такими учреждениями как работные дома, приюты, долговые тюрьмы, которые в будущем стали неотъемлемой и характерной темой его творчества.

После разрешения проблем с долгами Чарльз Диккенс смог продолжить своё образование, определив для себя главный вектор – репортёрство.

Диккенс в юности

Расширившаяся политическая жизнь, глубокий интерес к дебатам, происходившим в парламенте, и к событиям, которыми эти дебаты сопровождались, повысили интерес английской публики к прессе, количество и тираж газет, потребность в газетных работниках. Как только Диккенс выполнил на пробу несколько репортёрских заданий, он сразу был отмечен и начал подниматься, чем дальше, тем больше удивляя своих товарищей репортёров иронией, живостью изложения, богатством языка.

Более семи лет Диккенс проработал репортёром в разных изданиях и структурах, начиная с суда и заканчивая «Морнинг Кроникл».

Становление писателя. Слава

Постепенно приобретая журналистский опыт, Чарльз Диккенс стал переходить от репортажа к очеркам и более крупным литературным произведениям. Как о писателе о Диккенсе заговорили после выхода в свет «Посмертных записок Пиквикского клуба» (1836). Это произведение принесло Чарльзу Диккенсу огромный успех.

«Посмертные записки Пиквикского клуба» представляют собой запутанную комическую эпопею. Её герой, Сэмюел Пиквик, – это неунывающий Дон-Кихот, пухлый и румяный, которого сопровождает ловкий слуга Сэм Уэллер. Англия XIX века в юмористических зарисовках: выборы, военные маневры, суды, курорты, долговая тюрьма и даже сумасшедший дом.

Диккенс отказался от работы в «Кроникл» и принял предложение возглавить новый ежемесячник, «Альманах Бентли». Первый номер журнала вышел в январе 1837, за несколько дней до рождения первого ребёнка Диккенса, Чарльза младшего. В февральском номере появились первые главы «Оливера Твиста», начатого писателем, когда «Пиквик» был написан лишь наполовину. Ещё не закончив «Оливера», Диккенс принялся за «Николаса Никльби», очередную серию в двадцати выпусках. В этот период он написал также либретто комической оперы, два фарса и издал книгу о жизни знаменитого клоуна Гримальди.

Чарльз Диккенс и его жена

Книга «Жизнь и приключения Оливера Твиста» повествует о маленьком сироте, родившемся в трущобах на окраине Лондона, который проходит через ложь, обман, нищету, преступность. Но его желание жить честной жизнью преодолевает все препятствия. Произведение Диккенса вызвало огромный общественный резонанс, ведь всё описанное полностью соответствовало действительности XIX века — в Англии работные дома, в которых проживали сироты, были похожи на тюрьмы, где использовали детский труд.

Сюжет «Оливера Твиста» пользуется невероятной популярностью и в наши дни: книгу переиздают, ставятся спектакли, снимаются фильмы и мюзиклы.

Слава Диккенса выросла стремительно. Своего союзника видели в нём и либералы, поскольку они защищали свободу, и консерваторы, поскольку они указывали на жестокость новых общественных взаимоотношений.

После путешествия в Америку, где публика встретила Диккенса с не меньшим энтузиазмом, чем англичане, Диккенс написал своего «Мартина Чезлвита». В это же время писатель стал главным редактором либеральной «Daily News». В этой газете он выражал свои социально-политические взгляды. Но конфликты с её владельцами вскоре заставили Диккенса отказаться от этой работы. Разочарованный писатель решил, что с этого времени его оружием в борьбе за реформы станут книги.

В последующие годы Диккенс достиг зенита своей славы. Он был баловнем судьбы — прославленным писателем, властителем дум и богачом, — словом, личностью, для которой судьба не поскупилась на дары.

В 1849 Чарльз Диккенс приступил к роману «Жизнь Дэвида Копперфилда, рассказанная им самим», который с самого начала имел огромный успех. Самый популярный из всех диккенсовских романов, любимое детище самого автора, «Дэвид Копперфилд» более других связан с биографией писателя. Сквозная тема романа – «непокорное сердце» юного Дэвида, причина всех его ошибок, включая самую серьёзную – несчастливый первый брак.

В 1850 г. Диккенс начал издавать еженедельник ценою в два пенса – «Домашнее чтение». В нём содержалось лёгкое чтение, различные сведения и сообщения, стихи и рассказы, статьи о социальных, политических и экономических реформах. В числе авторов были Э. Гаскелл, Г. Мартино, Дж. Мередит, У. Коллинз, Э. Булвер-Литтон и др. «Домашнее чтение» сразу же стало популярным, его продажа достигала сорока тысяч экземпляров в неделю.

В конце 1850 Диккенс совместно с Булвер-Литтоном основали Гильдию литературы и искусства для помощи нуждающимся литераторам.

В конце 1851 г. семья Диккенса переехала в более вместительный дом на Тэвисток-сквер. К этому времени у писателя было восемь детей (один умер в младенчестве), а ещё один, последний ребёнок, должен был вот-вот родиться. Здесь Чарльз Диккенс начал работу над «Холодным домом» (1852-1853).

В «Холодном доме» Диккенс достигает вершин как сатирик и социальный критик, мощь писателя проявляется во всём своём мрачном блеске. Хотя он не утратил чувства юмора, его суждения становятся более горькими, а видение мира безрадостным.

Бездействие правительства, плохое управление, коррупция, ставшая очевидной во время Крымской войны 1853–1856, наряду с безработицей, вспышками забастовок и голодными бунтами укрепили убеждённость Диккенса в необходимости радикальных реформ. Он вступил в Ассоциацию административных реформ, а в «Домашнем чтении» продолжал писать критические и сатирические статьи.

Во время занятий театром Диккенс полюбил молодую актрису Эллен Тернан. По тогдашним законам, он сам инициировал развод с супругой. В те времена женщина оставалась практически ни с чем – никакого раздела имущества, а дети живут в доме отца. Жить к Кэтрин уехал только старший сын Диккенса, который и поддерживал бедную женщину.

Последний законченный роман Диккенса, «Наш общий друг», был напечатан в двадцати выпусках (1864-1865). Мир романа – всесильная власть денег, преклонение перед богатством, процветание мошенников. Диккенс не просто описывал жизнь, которую видел, он пытался донести до высших слоёв общества мысль о том, что нельзя жить в таком социальном неравенстве. И очень переживал, что не будет услышан.

Умер Диккенс в 58 лет от инсульта. Но навсегда остался одним из величайших столпов мировой литературы XIX века.

Это любопытно

  • С помощью Анджелы Кауттс, наследницы банкира-миллионера, Диккенс основал женский приют «Урания-коттедж» для бездомных, бывших заключённых и падших женщин. Таким образом, они могли переселиться в колонии и интегрироваться в викторианское общество. Писатель контролировал деятельность приюта, отбирал заключённых и консультировался с начальниками тюрем, нанимал и увольнял смотрительниц, разбирался с канализацией и огородом. Он также управлял денежными средствами, вёл отчёты о происхождении и ранней жизни девушек и, в конечном счёте, организовывал их переселение в Австралию, Южную Африку или Канаду.
  • Диккенс был весьма суеверным человеком. Он выпивал глоток горячей воды через каждые 50 написанных им строк. Считал пятницу своим «счастливым» днём. Спал всегда строго головой на север. Ко всем предметам прикасался по три раза.
  • Также классик любил довольно экстравагантно одеваться. Писатель Честертон так высказывался об этом: «Он носил бархатную куртку, какие-то невероятные жилеты, напоминавшие своим цветом совершенно неправдоподобные солнечные закаты, невиданные в ту пору белые шляпы, совершенно необыкновенной, режущей глаза белизны».
  • В 1847 году Чарльз Диккенс познакомился с Хансом Кристианом Андерсеном. Последний еще не завоевал известность в Англии, тогда как Диккенс был настоящей звездой. Андерсен восторженно воспринял это знакомство и, когда в переписке Диккенс между делом пригласил его погостить, тотчас же воспользовался приглашением кумира. Поселившись у Диккенсов, Андерсен несколько раз откладывал свой отъезд. Когда же он наконец уехал, Чарльз приколол в гостевой комнате записку: «Ханс Кристиан Андерсен жил тут 5 недель, которые показались нашей семье годами».

А сейчас предлагаем вам наши ребусы, где зашифрованы названия романов Ч. Диккенса, также достойные внимания.

Ребус 1

Ребус 2

Рекомендуем прочитать:

Диккенс Чарльз «Холодный дом»

Один из самых увлекательных романов великого Диккенса.
Роман, который критики и литературоведы всего мира называют первым классическим английским детективом.
Очень «викторианская» история жизни сироты Эстер Саммерсон, вечно разрывающейся между чувством и долгом, переплетается с криминальной линией захватывающего расследования запутанного дела, которое ведёт проницательный инспектор Скотленд-Ярда Баккет.

Чертанов Максим «Диккенс»

Автор расскажет о том, как в туманной стране жил человек, который уговорил одного богача устроить приют для несчастных женщин, посылал на фронт не лозунги, а сушилки для бинтов; как по мановению его пера закрывались плохие школы и открывались хорошие больницы, как этот писатель всю жизнь ругал правительство и парламент, а его носили на руках и похоронили в Вестминстерском аббатстве.

Ответы к ребусам: «Большие надежды», «Тяжёлые времена».

Мероприятие подготовила: Чуприкова А.В.