Писатель. Путешественник. Инженер

      Комментарии к записи Писатель. Путешественник. Инженер отключены

Час юбиляра к 170-летию Н.Г. Гарина-Михайловского

20 февраля исполняется 170 лет со дня рождения Николая Георгиевича Гарина-Михайловского, русского писателя, инженера и путешественника. Наиболее точную характеристику дал Гарину-Михайловскому Корней Чуковский: «Самым важным мне кажется то, что при всех своих эмоциональных порывах, при всей своей нерасчётливой, безудержной щедрости это был деловитый, деловой человек, человек цифр и фактов, смолоду привыкший ко всякой хозяйственной практике… Он единственный из современных ему беллетристов был последовательным врагом бесхозяйственности, в которой он и видел источник всех наших трагедий. В своих книгах он часто твердил, что Россия совершенно напрасно живёт в такой унизительной бедности, так как она богатейшая в мире страна…».

Николай Георгиевич родился 8 (20 – по новому стилю) февраля 1852 г. в Петербурге, в семье известного генерала и потомственного дворянина Георгия Михайловского. Генерал был очень уважаем царём. Когда отец вышел в отставку, семья переехала в Одессу. Николай был старшим из девяти детей. В его доме существовала жесткая система воспитания. Писатель рассказал о ней в своей знаменитой книге «Детство Тёмы».

В 1872 году Николай блестяще сдал экзамены в Петербургский институт инженеров путей сообщения и никогда об этом не пожалел, хотя работа у него была невероятно трудной. После окончания института Николай Михайловский строил железную дорогу в Болгарии, потом был направлен на работу в Министерство путей сообщения.

В 27 лет женился на дочери Минского губернатора Надежде Валериевне Чарыковой, в браке с которой родилось 11 детей.

В Министерстве Михайловский проработал недолго, попросился на строительство Батумской железной дороги в Закавказье. Там пережил ряд приключений (нападение разбойников – турков). Это время описано им в рассказе «Два мгновения». На Кавказе Михайловский всерьёз столкнулся с казнокрадством, не мог с ним смириться. Решил круто изменить свою жизнь и купил имение в Самарской губернии, рядом с нищей деревней Гундоровкой.

Михайловский оказался талантливым хозяйственником, реформатором. Он хотел отсталую деревню превратить в процветающую крестьянскую общину. Построил мельницу, купил сельхозмашины, посадил культуры, которых раньше местные крестьяне не знали: подсолнух, чечевицу, мак. Пытался разводить форель в деревенском пруду. Помогал бескорыстно крестьянам построить новые избы. Его жена устроила школу для деревенских ребятишек. В Новый год семья Михайловского устраивала для крестьянских детей ёлки, одаривала их подарками.

Имение Гундоровка

В первый же год новый помещик получил прекрасный урожай. Но крестьяне отнеслись к добрым делам Михайловского как к чудачествам барина, обманывали его. Соседние помещики сделали всё, чтобы свести на нет труды Михайловского: сгорела мельница, был уничтожен урожай… Николай Георгиевич продержался три года, почти разорился, разочаровался в своём деле. Оставив за собой дом, семья Михайловских уехала. Позже Николай Георгиевич написал о том времени очерк «Несколько лет в деревне».

Михайловский вернулся к инженерному делу. Был назначен на строительство железной дороги Уфа–Златоуст. Вёл изыскательские работы. Впервые в истории строительства железных дорог в России были такие трудности: горы, горные речки, болота, бездорожье, жара и мошкара летом, морозы зимой. Позже в статье «Несколько слов о Сибирской железной дороге» Михайловский писал: «8 % изыскателей навсегда сошли со сцены главным образом от нервного расстройства и самоубийств. Это процент войны».

Когда начались строительные работы, было не легче: изнурительный труд, отсутствие техники, всё вручную: лопата, кайло, тачка… Надо было взрывать скалы, делать опорные стенки, строить мосты.

Михайловский составил проект более дешёвого строительства, но начальство этим не заинтересовалось. Тогда Николай Георгиевич послал в Министерство путей сообщения телеграмму в 250 слов! Неожиданно его проект утвердили и назначили автора начальником участка.

Историю этой борьбы Николай Георгиевич описал в очерке «Вариант». Автор узнаваем в образе инженера Кольцова. Писатель прочитал очерк жене и сразу порвал. Она тайно собрала клочки, склеила. Напечатали произведение, когда Гарина-Михайловского уже не было в живых. Чуковский так отозвался об этом очерке: «Так увлекательно писать о работе в России ещё не умел ни один беллетрист».

Николай Георгиевич был человеком очень энергичным, быстрым, обаятельным. Горький позже писал, что Михайловский «принимал жизнь, как праздник. И бессознательно заботился, чтобы и другие так жизнь принимали». Коллеги и друзья называли его «Божественным Никой», а рабочие любя говорили: «Всё сделаем, батюшка, только прикажи!»

Гарин-Михайловский — писатель

Зимой 1890–1891 гг. тяжело заболела Надежда Валериевна. Николай Георгиевич оставил работу, увёз семью в Гундоровку, где было легче прожить. Жена поправилась. На досуге Михайловский начал писать воспоминания о детстве («Детство Тёмы»).

Ранней весной 1891 г., в самую распутицу к Михайловским приехал из Петербурга неожиданный гость – уже известный писатель Константин Станюкович. Оказывается, к нему попала рукопись Николая Георгиевича «Несколько лет в деревне», он был ею очарован. Приехал в такую даль и глушь, чтобы познакомиться с автором, предложить напечатать статью в журнале «Русская мысль».

Станюкович также горячо одобрил «Детство Тёмы». Подсказал Михайловскому псевдоним. Первые книги начинающего писателя выходили под именем Гарин. Позже появилась двойная фамилия Гарин-Михайловский.

Летом 1891 г. Михайловский был назначен руководителем изыскательской партии по подготовке строительства Западно-Сибирской магистрали, на участке Челябинск – Обь.

Пока Николай Георгиевич занимался строительством железной дороги, к нему пришла литературная слава. В 1892 г. журнал «Русское богатство» напечатал повесть «Детство Тёмы», а чуть позже «Русская мысль» – сборник очерков «Несколько лет в деревне». О последнем произведении А. П. Чехов писал: «Раньше ничего подобного не было в литературе в этом роде и по тону и, пожалуй, искренности…».

В 1892 г. Гарин-Михайловский переехал в Петербург, купил «Русское богатство», заложив своё имение, и взялся за издание журнала. В первом же номере поместил рассказы Станюковича, Короленко, Мамина-Сибиряка, которые стали его друзьями.

Работа не позволяла ему сидеть за письменным столом. Николай Георгиевич писал на ходу, в поезде, на клочках бумаги, бланках, конторских книгах. Иногда рассказ сочинялся за одну ночь. Автор очень волновался, посылая своё произведение, крестил его. Потом мучился, что не так написал, с разных станций телеграммами посылал поправки.

Самой известной и самой дорогой для Николая Георгиевича стала повесть «Детство Тёмы» (1892). Эта книга — не только воспоминания о собственном детстве, но и размышления о семейном, нравственном воспитании человека.

Продолжение «Детства Тёмы» – «Гимназисты» (1893), «Студенты» (1895), «Инженеры» (не дописана, 1907). Эти произведения во многом автобиографичны, «всё взято прямо из жизни». Цензура выступила против их издания, так как Гарин-Михайловский писал, что гимназия превращает детей в тупиц, коверкает души, а задача института – воспитать не человека, а раба, приспособленца.

Но книги вышли и произвели на читателей огромное впечатление. Посыпался поток писем. Николай Георгиевич вложил в уста своего героя из «Гимназистов» (учителя Леонида Николаевича) своё отношение к образованию: «Говорят, заводить речь об образовании поздно, говорят, это старый и скучный вопрос, давно решённый. Я не согласен с этим. Нет решённых вопросов на земле, и вопрос образования – самый острый и больной у человечества. И это не старый, скучный вопрос – это вечно новый вопрос, потому что нет старых детей».

А. М. Горький назвал эти книги Гарина-Михайловского «целой эпопеей русской жизни».

Гарин-Михайловский – путешественник

В 1898 г. Николай Георгиевич совершил кругосветное путешествие через Дальний Восток, Японию, Америку, Европу. Это была его давняя мечта. Подготовка к поездке удачно совпала с предложением принять участие в большой научной экспедиции по Северной Корее и Маньчжурии. Это было очень трудное, опасное, но чрезвычайно интересное путешествие по неизведанным местам. Писатель прошёл с экспедицией 1600 км пешком и верхом на лошади. Много повидал, вёл дневники, слушал через переводчика корейские сказки. Позже он издал эти сказки, впервые в России и Европе.

Гарин-Михайловский написал интересные отчёты о своей экспедиции по Северной Корее. После возвращения из поездки он был приглашён к Николаю II в Аничков дворец. Николай Георгиевич очень серьёзно готовился к рассказу о виденном и пережитом, но, оказалось, его рассказ никого из царской семьи не интересовал. Вопросы задавали совсем не по делу. Потом Николай Георгиевич писал о них: «Это провинциалы!».

Царь всё же решил наградить Гарина-Михайловского Орденом Святого Владимира, но писатель его так и не получил. Вместе с Горьким он подписал письмо-протест против избиения студентов у Казанского собора в марте 1901 г. Николая Георгиевича выслали на полтора года из столицы. С июля 1901 г. он жил в своём имении в Гундоровке. Осенью 1902 г. ему разрешили въезд в столицу, но негласный надзор сохранился.

В 1904 г. началась Русско-японская война. Гарин-Михайловский стал военным корреспондентом. Писал очерки, которые потом вышли книгой «Дневник во время войны». Автор старался правдиво отразить военные будни.

Уход Гарина-Михайловского

Кипучей натуре Николая Георгиевича просто претил покой. Он исколесил всю Россию и смерть настигла его, по выражению Горького, «на ходу». Гарин-Михайловский умер от паралича сердца во время редакционного заседания санкт-петербургского журнала «Вестник жизни», в делах которого принимал деятельное участие. Это случилось 27 ноября (10 декабря) 1906 года. Николаю Георгиевичу шёл всего лишь 55-й год.

Писателя и инженера Гарина-Михайловского похоронили на Литераторских мостках Волковского кладбища С.-Петербурга. Литературное творчество принесло Николаю Гарину-Михайловскому широкую известность ещё при жизни. Лучшие из его произведений пережили автора.

Викторина:

Рекомендуем посмотреть:

Самарские судьбы. Николай Гарин-Михайловский

Рекомендуем прочитать:

Никульков А. «Современник из прошлого века»

В книге представлен очерк из истории Новосибирска и документальная повесть о талантливом писателе Н. Гарине-Михайловском, крупном инженере-изыскателе и строителе железных дорог, изыскателе мостового перехода через Обь, что способствовало возникновению и развитию этого города.

Гарин-Михайловский Н. «Детство Тёмы: Повести, рассказы, очерки»

В книгу избранных произведений известного русского писателя Н.Г.Гарина-Михайловского вошли первые две повести автобиографической тетралогии «Детство Тёмы» и «Гимназисты», а также рассказы и очерки разных лет.

Мероприятие подготовила: Чуприкова А.В.