Магия латиноамериканского реализма

      Комментарии к записи Магия латиноамериканского реализма отключены

Час литературы к 95-летию Габриэля Гарсиа Маркеса

Магический реализм — течение в европейском и американском искусстве и литературе XX века, соединявшее фантастические и мифологические элементы с реалистическими приёмами повествования и построения образа. Термин был введён немецким критиком Ф. Ро в книге «Постэкспрессионизм: магический реализм» (1925) для обозначения некоторых проявлений «новой вещественности», соприкасающихся с романтической фантастикой.

Наиболее широкую известность приобрёл латиноамериканский магический реализм, импульсом для развития которого стал испанский перевод книги Ф. Ро, выполненный Х. Ортегой-и-Гассетом в 1927 году. Идеологической основой латиноамериканского магического реализма стало стремление утвердить самобытность национальной культуры. 

В ХХ веке мир узнал латиноамериканскую литературу. Новаторы в плане поэтики, проблематики и стиля, латиноамериканские писатели буквально ворвались в мировую литературу: Жоржи Амаду, Хорхе Луис Борхес, Хулио Картасар, Алехо Карпентьер — творчество этих авторов получило известность далеко за пределами их родных стран и континентов. Во многом пресыщенные эстетически, читатели второй половины ХХ века заинтересовались экзотической обстановкой, на фоне которой кипят вечные страсти, происходят политические перевороты, разворачиваются гражданские войны. И с удивлением обнаружили духовные метания героев, столь созвучные их собственным. Всё это и обусловило популярность писателей-латиноамериканцев. Колумбиец Габриэль Гарсиа Маркес оказался самым популярным и любимым из всех «новых имён».

6 марта 2022 г. весь читающий мир отметит 95-летие со дня рождения Габриэля Гарсиа Маркеса, писателя-прозаика, журналиста, издателя и политического деятеля, лауреата Нейштадтской литературной премии (1972) и Нобелевской премии по литературе (1982), яркого представителя литературного направления «магический реализм». Наверное, имя этого великого мастера слышали даже далёкие от литературы люди. Во всяком случае, цитаты из произведений колумбийского писателя прочно укоренились в разговорной речи жителей многих стран мира. В его книгах присутствует сплав обыденности и чуда, правды и вымысла; его «литературные» детища являются продолжением фольклорных традиций народов Латинской Америки.

Детские и юношеские годы

Будущий писатель родился 6 марта 1927 г. в прибрежном городке Аракатака, Колумбия, в семье Габриэля Элихио Гарсиа и Луизы Маркес Игуаран. Отец служил телеграфистом, но вскоре после рождения малыша он получил диплом фармацевта и в начале 1929 г. вместе с семьей переехал в город Сукре, где открыл собственную аптеку.

Габриэль остался в родном городе, где его воспитывали родители матери — Транкилина Коутс и Николас Рикардо Мехиа. Так вышло, что родителей Габо (короткое имя Габриэля) почти не знал, и основное влияние на его духовное формирование оказали бабушка с дедушкой.

Николас Мехиа, отставной полковник, политический деятель, участник гражданской войны 1899-1903 гг., которого мальчик обожал и называл «папаело» (сложение слов «Papа» — папа и «Abuelo» — дедушка), впоследствии появлялся едва ли не в каждом романе внука.

Маркес в молодости

Транкилина – представительница XIX века, гордая, мудрая, хозяйственная, настоящая домоправительница. Бабушка тоже не раз прорисовывалась Маркесом в образах сильных женщин, стоящих у истоков рода (например, Урсула Буэндиа). Именно дед и бабушка, каждый из которых был превосходным рассказчиком, познакомили будущего литератора с народной мифологией и языковыми тонкостями, ставшими характерным элементом его творчества.

Ещё мальчик очень любил свой таинственный старый дом, в котором, по убеждению всех обитателей, водились призраки, но их никто не боялся — ведь это были духи предков. В мире детства Габриэля реальность и волшебство переплетались так же органично, как впоследствии они будут переплетаться в его романах.

После смерти деда (1936 г.) 9-летний Габриэль переехал к родителям. Его отдали учиться в интернат провинциального городка Сикапира. С 1940 г. он продолжил обучение в иезуитском колледже, где писал заметки для школьной стенгазеты и увлёкся поэзией.

В 1946 г. по настоянию родителей Габриэль поступил в Национальный Университет Боготы на юридический факультет. Тогда же он познакомился с дочерью зажиточного аптекаря — Мерседес Барча Пардо, своей будущей женой.

Журналистика, начало литературной деятельности

Постигая тонкости юриспруденции, Габриэль Гарсиа Маркес всё больше убеждался, что литература и журналистика привлекают его намного больше. К тому же, окружающие восхищались его романтическими стихами и первыми рассказами. Наибольшее влияние на начинающего литератора оказали такие мастера пера, как Эрнест Хемингуэй, Уильям Фолкнер, Джеймс Джойс, Вирджиния Вулф, Франц Кафка.

В 1947 г. в столичной газете «El Espectador» («Наблюдатель») была опубликована первая повесть Маркеса «Третий отказ», написанная под впечатлением творчества Кафки.

В 1948 г. Габриэль переехал в Картахену, где продолжил юридическое образование и сотрудничал с газетой «El Universal». В 1950 г. он прервал учёбу, чтобы работать обозревателем в газете «El Heraldo» («Глашатай») в Барранкилье, являясь активным членом объединения писателей и журналистов «Grupo de Barranquilla».

В 1954 г. Маркес переехал в Боготу, где продолжил карьеру журналиста в столичной газете «El Espectador» («Зритель»), публикуя небольшие статьи и рецензии к фильмам. В 1955 г. были опубликованы 14 его очерков, основанных на рассказах военного моряка. Поскольку в статьях вскрывались факты перевозки контрабанды колумбийскими военными судами, публикация вызвала скандал, ставший одной из причин закрытия газеты в 1956 г., когда к власти пришёл диктатор Рохас Пинилья.

В 1956 г. Габриэль Гарсиа Маркес работал в Париже в качестве иностранного корреспондента газеты; там он пытался писать репортажи и рассказы. Эта деятельность приносила мизерные доходы. Позднее он вспоминал, что ему приходилось собирать бутылки и старые газеты. Зато в качестве корреспондента Маркес много ездил по миру, летом 1957 г. даже побывал в СССР, на VI Всемирном Фестивале молодёжи и студентов в Москве. Интересно, что не имея специального приглашения, ему удалось пристроиться к землякам из колумбийского фольклорного ансамбля, поскольку Габриэль неплохо пел и танцевал, умел играть на гитаре и барабанах. Впечатления о поездке запечатлены им в эссе «СССР: 22 400 000 км² без единой рекламы Кока-колы!».

В декабре 1957 г. Гарсиа Маркес перебрался в Каракас (столица Венесуэлы), приняв предложение о работе в газете «El Momento». В марте 1958 г. он побывал в Колумбии, где женился на своей любимой Мерседес, и вместе с молодой женой вернулся в Каракас. В 1961 г. семья переехала в Мексику.

Маркес с супругой Мерседес

Габриэль Гарсиа Маркес не переставал заниматься писательством, сочиняя рассказы и киносценарии. В 1955 г. в Боготе вышла его повесть «Палая листва», изданная на средства друзей, в которой Габриэль впервые заявил о себе, как о серьёзном прозаике. Эта повесть открыла обширный прозаический цикл о Макондо, знойном городке, погружённом в атмосферу приключений и чудес. «Палой листвой» на родине писателя называли людей, кочующих в поисках заработка с места на место. В произведении отчётливо звучит тема одиночества, ставшая одной из центральных в творчестве Маркеса.

Мировая известность

Хронику Макондо продолжили повесть «Полковнику никто не пишет» (1961) и роман «Недобрый час» (1966), а завершил её знаменитый роман «Сто лет одиночества» (1967).

«Сто лет одиночества» произвёл фурор в литературном мире. Первые тиражи романа разошлись за считанные недели. Он был признан «шедевром латиноамериканской прозы» и вскоре переведён на основные европейские языки.

После возникновения замысла романа писатель на полтора года заперся в своём кабинете, продав машину и переложив все хозяйственные заботы на жену. Описывая события 100-летнего периода из жизни 6-ти поколений семейства Буэндиа, автор прослеживает, как из жизнерадостных завоевателей они превращаются в опустошённых невротиков, уныло влачащих на земле безотрадное существование. В жизни героев размыты грани между реальностью и мистикой, между добром и злом. После смерти последнего из Буэндиа свирепый ураган сметает с лица земли прогнивший опустевший Макондо.

Роман был награждён многочисленными премиями, писатель стал почётным доктором Колумбийского университета в Нью-Йорке и переехал в Барселону.

Не прерывая литературной деятельности, в 1974 г. Маркес основал в Боготе левую газету «Alternativa » и в период 1975-1981 гг. занимался политической журналистикой.

Следующим произведением Гарсиа Маркеса стал роман «Осень патриарха» (1975 г.), который писатель называл «поэмой об одиночестве власти». Продолжение «диктаторской» темы прослеживается в повести «Хроника объявленной смерти» (1981 г.), поводом для создания которой послужил приход к власти Пиночета.

В 1982 г. колумбийский писатель получил Нобелевскую премию по литературе со следующим обоснованием: «За романы и рассказы, в которых фантазия и реальность, совмещаясь, отражают жизнь и конфликты целого континента». Ряд произведений Гарсиа Маркеса был экранизирован.

Болезнь, кончина

17 апреля 2014 г. на 88-м году жизни писатель скончался в Мехико от почечной недостаточности и острой инфекции дыхательных путей. До самого последнего вздоха рядом с ним находились его родные — супруга Мерседес Барча и сыновья. Тело Гарсиа Маркеса было в ту же ночь кремировано. В связи со смертью большого Мастера власти Колумбии объявили в стране 3-дневный траур.

В центре мексиканской столицы, во Дворце изящных искусств, над урной с прахом величайшего писателя склонили головы президенты Колумбии и Мексики. Символическая панихида прошла и на родине Гарсиа Маркеса, в колумбийском городе Аракатака. Прах писателя был разделён между двумя странами, но место его захоронения держится в тайне.

 Цитаты из произведений Гарсиа Маркеса

«Зачем тратить много слов, чтобы объяснить то, что чувствует человек на войне, если достаточно одного слова — СТРАХ».

«Улыбайся, не доставляй удовольствия беде».

«Не дай себе умереть, не испытав этого чуда — просыпаться с тем, кого любишь».

Викторина

Рекомендуем прочитать:

Г. Гарсиа Маркес «Сто лет одиночества»

Одна из величайших книг ХХ века.

Клан Буэндиа порождает святых и грешников, революционеров, героев и предателей, лихих авантюристов и женщин, слишком прекрасных для обычной жизни. В нём кипят необычайные страсти и происходят невероятные события.

Марков С. А. «Габриэль Гарсиа Маркес»

Автор —  известный журналист-международник, прозаик, которому довелось встречаться с Гарсиа Маркесом, создал наиболее полное на сегодня жизнеописание великого колумбийца на русском языке.

Эта книга о латиноамериканском гении, чьё творчество пронизано страстью, любовью, эротикой, и о его бурной, порой шокирующей, но красивой и до конца фонтанирующей энергией жизни.

Мероприятие подготовила: Чуприкова А.В.