От двух… до бесконечности

      Комментарии к записи От двух… до бесконечности отключены

Час юбиляра к 140-летию К.И. Чуковского

«Тайну Чуковского я вижу в непостижимом сочетании уединённости (смотрите его дневник) и публичности, чувства собственного достоинства и жадного интереса к людям» (Вл. Новиков)

Дорогие друзья! Сегодня исполняется 140 лет со дня рождения Корнея Ивановича Чуковского, русского и советского поэта, критика, литературоведа, переводчика.

Детство и юность

Николай Иванович Корнейчуков — это настоящее имя писателя — родился 31 марта 1882 г. в Санкт-Петербурге. Мать Чуковского, Екатерина Осиповна Корнейчукова, украинская крестьянка из Полтавской губернии, работала прислугой в семье богатого врача Левенсона. Родив от хозяйского сына двоих детей, она вынуждена была уехать из Санкт-Петербурга в Одессу.

Двусмысленное положение «незаконнорождённого» оскорбляло и заставляло страдать Чуковского, особенно в детстве и юности. Будучи уже взрослым человеком, он в 1912 г. встретился с отцом. Беседа прошла за закрытыми дверями. После разговора отец Чуковского никогда больше не появлялся в их доме. А вот маму свою Корней Иванович очень любил и всегда вспоминал о ней с теплотой и нежностью. С раннего утра до позднего вечера она стирала и гладила другим людям, чтобы заработать денег. Екатерина Осиповна была неграмотной крестьянкой, но приложила все усилия, чтобы её дети получили образование.

Николай учился во второй одесской гимназии, но после пятого класса его отчислили из-за низкого происхождения. Тогда он занялся самообразованием, изучал английский язык и очень много читал. Литература вторглась с его жизнь и полностью завладела мальчишеским сердцем. Каждую свободную минуту он бежал в библиотеку и читал запоем без разбора.

Чтобы помочь матери, Николай пошёл работать: чинил рыбацкие сети, расклеивал театральные афиши, красил заборы.

Став юношей и отрастив усы, Николай пытался заняться репетиторством, но  учителя из него не получилось. Тут на помощь пришёл друг ─ журналист Володя Жаботинский, с которым они были «не разлей вода» ещё с самого садика. Он помог Николаю устроиться на работу в популярную газету «Одесские новости» в качестве репортёра.

Под первыми же своими статьями молодой автор стал подписываться псевдонимом – Корней Чуковский, позднее присоединил ещё фиктивное отчество – Иванович.

В 1903 году Корней Иванович женился на двадцатитрёхлетней одесситке, дочери бухгалтера частной фирмы, Марии Борисовне Гольдфельд.

Командировка в Англию

Когда выяснилось, что во всей редакции только один Корней знает английский язык, руководство предложило ему поехать в качестве корреспондента в командировку в Лондон. Молодого человека соблазнил предложенный оклад – 100 рублей ежемесячно. Вместе с супругой Чуковский отправился в Англию.

Его английские статьи публиковали издательства «Одесские новости», «Южное обозрение» и несколько киевских газет. Со временем гонорары из России стали приходить нерегулярно, а потом и вовсе прекратились. Беременную жену Корней отправил к родителям в Одессу, а сам остался в Лондоне, подыскивая подработку.

Корней Чуковский

Англия очень понравилась Чуковскому. Правда, поначалу его язык, изученный самостоятельно, никто не понимал. Но для Корнея это была не проблема, он улучшал его, с утра до вечера занимаясь в библиотеке Британского музея. Здесь же он нашёл подработку: переписывал каталоги, а заодно в оригинале прочитал Теккерея и Диккенса.

Чуковский-критик

Вернувшись в Россию в 1904 г., Корней Иванович приобрёл известность как блестящий литературный критик. Он сотрудничал со многими петербургскими журналами, организовал собственный сатирический журнал «Сигнал». В его журнале печатались такие авторы, как Фёдор Сологуб, Тэффи, А.И. Куприн. За резкий антиправительственный тон материалов, печатаемых в журнале, Чуковский подвергся аресту.

Критические статьи, принёсшие известность своему автору, впоследствии вышли отдельными сборниками «От Чехова до наших дней» (1908), «Критические рассказы» (1911), «Лица и маски» (1914), «Футуристы» (1922). Эти работы написаны с юмором, простым и ясным языком.

В 1912 г. Чуковский, живя в финском местечке Куоккала, начал писать свой домашний рукописный альманах «Чукоккала». Этот юмористический рукописный альманах, где оставили свои творческие автографы знаменитые знакомые Чуковского: А. Блок, З. Гиппиус, Н. Гумилев, О. Мандельштам, А.И. Солженицын, И.Е Репин и многие другие — представляет собой уникальный литературный памятник. Чуковский возил свою «Чукоккалу» в Англию. В альманахе оставили свои автографы Артур Конан Дойл и Герберт Уэллс. Впервые альманах публиковался в 1979, через десять лет после смерти Чуковского. Издание представляло собой сильно урезанный по сравнению с оригиналом вариант. Чуковскому пришлось отказаться не только от публикации записей опальных Гумилева, Мандельштама, Гиппиус, Солженицына, но также и от собственных стихов и рисунков, бывших в оригинале.

В 1917 г. Чуковский принялся за исследование творчества Николая Некрасова. Этим Корней Иванович занимался почти полвека. По крупицам восстанавливал стихотворные тексты поэта, испорченные цензурой. Так же бережно восстановил он и образ самого поэта. Эта работа закончилась лишь в 1952 г., её итогом стала книга «Мастерство Некрасова», за которую автор получил в 1962 г. Ленинскую премию.

Детский поэт

Первая детская сказка «Крокодил» (1916) родилась случайно. Корней Иванович вместе с маленьким сыном ехал в поезде. Мальчик болел и, чтобы отвлечь его от страданий, Чуковский начал рифмовать строки под стук колес. Потом писатель доработал и оформил названную сказку. Взрослые стихи он пробовал писать и раньше, но они были слабы. Не последнюю роль в обращении Чуковского к детской поэзии сыграло то, что он довольно рано стал отцом, причём отцом Корней Иванович был умным и сознательным… Сейчас очень любят термин «осознанное родительство» — и Чуковского легко назвать именно «осознанным», или скорее осознающим своё отцовство, родителем. Он относился к той редкой категории отцов, которым дети интересны, которым интересно за детьми наблюдать, проводить с ними время и занимать их общими со взрослыми делами.

«Крокодил» оказался явлением двояким, не укладывающимся в рамки обычной истории для ребёнка. Он вобрал в себя не только ритмы русской поэзии, но и многочисленные разговоры на улицах Петрограда времён Первой мировой войны, и предреволюционные уличные частушки. Чуковский писал для детей, его сказка — это попытка говорить с детьми о происходящем: о войне, о несправедливости, о том, что победа иногда оборачивается своей противоположностью, а звери идут войной на людей не потому, что они озверелые, а потому, что им плохо в зоопарках. Очень серьёзные вопросы для маленькой детской головы.

За «Крокодилом» последовали другие произведения для детей: «Тараканище» (1922), «Мойдодыр» (1922), «Муха-Цокотуха» (1923), «Чудо-дерево» (1924), «Бармалей» (1925), «Телефон» (1926), «Федорино горе» (1926), «Айболит» (1929) и другие.

Именно детские сказки стали причиной начатой в 20-е гг. травли Чуковского, так называемой борьбы с «чуковщиной», инициированной Н.К. Крупской. Тогда распространилась установка, что детям нужны только реалистичные знания, а сказка для них вредна. Особенно вредным считался антропоморфизм — это когда зайчики и белочки разговаривают человеческими голосами и ведут себя как люди.

В 1929 г. Корнея Ивановича заставили публично отречься от своих сказок. Чуковский был подавлен пережитым событием и долго после этого не мог писать. По собственному признанию, с того времени он из автора превратился в редактора.

Для детей младшего школьного возраста Чуковский пересказал древнегреческий миф о Персее, переводил английские народные песенки. В его пересказе дети познакомились с «Приключениями барона Мюнхгаузена», «Робинзоном Крузо», с «Маленьким оборвышем». Для детей Чуковский переводил сказки Киплинга, произведения Марка Твена. Дети в жизни Чуковского стали поистине источником сил и вдохновения. В его доме в подмосковном посёлке Переделкино, куда он окончательно переехал в 1950-е гг., часто собиралось до полутора тысяч детей. Чуковский устраивал для них праздники «Здравствуй, лето» и «Прощай, лето». Много общаясь с детьми, Корней Иванович пришёл к выводу, что они слишком мало читают и, отрезав большой кусок земли от своего дачного участка в Переделкино, построил там библиотеку для детей.

Исследователь массовой культуры

Увлечённый англоязычной литературой, Чуковский не мог не обратить внимание на жанр детектива, набиравший обороты в первой половине двадцатого века. Он прочёл очень много детективов, выписывал особенно удачные места из них. Чуковский первым в России заговорил о зарождающемся феномене массовой культуры, приводя в пример детективный жанр в литературе и кинематограф. Всплеск интереса к детективам низкого пошиба Чуковский объяснял как выражение «жажды крови» масс. Кинематограф же считал новой формой мифотворчества, в которой народ, оторванный от земли и исконных занятий, пытался довольно убого творить новых мифических героев, новые культурные ценности.

Это интересно

Прототипом доктора Айболита был реальный человек, доктор из Вильнюса. Его звали Цемах Шабад (на русский манер — Тимофей Осипович Шабад). Доктор Шабад, окончив медицинский факультет Московского университета в 1889 г, добровольно отправился в московские трущобы, чтобы лечить бедняков и бездомных. Добровольно поехал в Поволжье, где рискуя жизнью, боролся с эпидемией холеры. Вернувшись в Вильнюс, бесплатно лечил бедняков, кормил детей из бедных семей, не отказывал в помощи, когда к нему приносили домашних животных, раненных птиц. С Шабадом Чуковский познакомился в 1912 году. Он дважды побывал в гостях у доктора  и сам назвал его прототипом Айболита в своей статье в «Пионерской правде». В Вильнюсе установлен памятник доктору Шабаду.

Памятник в Вильнюсе

Советуем посмотреть:

Корней Чуковский. Тайны великих сказочников

Рекомендуем прочитать:

Лукьянова И. «Корней Чуковский»

Писатель и журналист Ирина Лукьянова на основе множества источников создала новую, непревзойденную по полноте биографию писателя, вписав его жизнь в широкую панораму российской истории и литературы XX века. В изложении автора Чуковский предстает не только деятелем ушедшей эпохи, но и нашим собеседником, отвечающим на актуальные вопросы современности.

Корней Чуковский «От двух до пяти»

«…не только у народа должны мы учиться. Второй наш учитель – ребенок» — говорил Чуковский. Перед нами сборник статей по детской психологии и развитию речи ребенка дошкольного возраста, исследования, критика, литературоведение, методика.
В книге «От двух до пяти» сформулированы основные взгляды К.И. Чуковского на детскую литературу, обобщены наблюдения над развитием языка детей, опубликованы «заповеди для детских поэтов». Книга адресована родителям, педагогам, художникам, писателям.

Мероприятие подготовила: Чуприкова А.В.