Полховско-майданская роспись

      Комментарии к записи Полховско-майданская роспись отключены

«Алой зорькой полыхает Полх-Майдан,
Расцветает под руками мастериц.
По зеленым анилиновым садам
Разлетелись стайки розовых птиц.
Тучки синие по небу понеслись,
И матрешки в пляс пустились огневой,
И свистульки соловьями залились
Над кудрявой повиликой полевой»
Валерий Шамшурин

Одним из интереснейших ремесел русских мастеров является Полховско-майданская роспись. Раскраска игрушек-тарарушек, яркие, притягивающие к себе взгляды картинки на посуде и предметах обихода. Это о них говорят: «Не бьется, не ломается, а кто купит – удивляется». Действительно, эти удивительные поделки народных умельцев словно светятся изнутри, создают атмосферу праздника и поднимают настроение. Их все чаще выбирают для оригинального подарка или покупают в качестве сувенира.

После восстания под руководством Степана Разина прибыли на речку Полховку ссыльные, высланные по указу царского правительства с Дона за участие в крестьянской войне. Они-то и основали село Полховский Майдан. («Полох» — от старого русского слова, означающего «большой пожар». Речка Полховка повидала пожаров на своем веку немало. А «майданы» — места, освобожденные от леса).

Полховско-майданская роспись сложилась на рубеже ХIХ-ХХ вв. как производство расписных токарных изделий в селе Полховский Майдан, деревне Крутец и поселке Вознесенское Нижегородской губернии. Считается, что крестьяне села Полховский Майдан переняли токарный промысел от монахов Саровского монастыря, производивших деревянную посуду у себя в монастыре с конца XVIII в.

Первые токарные изделия, продававшиеся на ярмарках, не раскрашивали. Однако, известно, что в 1916 г. кустарь Павел Никитич Полин привез в село выжигательный аппарат, после чего и посуду, и игрушки начали покрывать выжженным рисунком как это делали и мастера Сергиева Посада. Вскоре контур начали раскрашивать масляными и клеевыми красками, а с середины 1930-х годов и яркими анилиновыми красителями, разведенными на спирту. Постепенно выжженный рисунок заменили рисунком тушью, а с начала 1980-х годов применяется роспись по фону обожженному паяльной лампой.

Сейчас роспись выполняется анилиновыми красками с преобладанием ярко-розового, желтого, зеленого и фиолетового цвета на предметах кухонной утвари, игрушках-тарарушках, небольших сувенирах, матрешках. Любимые темы — орнаменты из цветов: шиповник, мак, ромашка, тюльпан и наивно нарисованные условные сельские пейзажи с закатным состоянием природы -«зорькой». Эти виды композиции существуют как в чистом виде, так и в сочетании.  Изделия обязательно покрываются бесцветным лаком в три слоя, чтобы поверхность изделия делалась сияющей. В сельский пейзаж также вводятся курочки, гуси, собачки, кошечки, речка или пруд.

В 1928-1930 гг. было налажено производство расписных выточенных на токарных станках игрушек — свистулек, матрешек, яиц, балалаек, грибов-копилок, шкатулок-яблок, самоварчиков, которые и были названы «тарарушками». Отдельные кустари объединились в артель «Красная заря». Село Полховский Майдан с середины ХХ в. стало центром нового промысла, а в 1960-е годы артель кустарей преобразована в Полховско-Майдановскую фабрику игрушек. Развивался промысел и в деревне Крутец, а также в поселке Вознесенское, где в 1972 г. возникает производственно-художественное объединение «Полховско-Майдановская роспись».

Не похожа на привычную матрешку и полховско-майданская народная кукла. Вместо сарафана – овальный передник, украшенный крупными яркими цветами. На голове не платок, а спадающая на плечи накидка, а ягоды и листья сплошь закрывают фигурку. Гордость жителей района – Музей матрешки, в котором представлены 1500 изделий. На базе фабрики игрушек в райцентре Вознесенское открыто производственно-художественное объединение «Полховско-Майданская роспись».

В селах Вознесенского района Нижегородской области: Полховский Майдан, Вознесенское, Крутец – до сих пор существуют семейные артели, занимающиеся изготовлением местной достопримечательности. Детей этому учат с раннего детства, и полхов-майданская роспись продолжает жить.

Что почитать:

  • Арбат Ю.А. Шесть золотых гнезд. М., 1961
  • Дайн Г.Л. Русская народная игрушка. М., 1981
  • Искусство Полховского Майдана: Каталог. М.: ВМДПиНИ, 1988
  • Рогов А.П. Черная роза. Книга о русском народном искусстве. М., 1978
  • Семенова Т.С. Художники Полховского Майдана и Крутца. – М., 1972
  • Тарановская Л.В. Русская деревянная игрушка. Л., 1970