Как Пётр Пасху праздновал

      Комментарии к записи Как Пётр Пасху праздновал отключены

Тематический час

24 апреля 2022 года православные верующие отмечают Пасху, или Светлое Христово Воскресение — главный праздник христианской церкви, посвященный воскрешению Иисуса Христа. Это событие является центральным в Священной истории. Сведения о нем содержатся во всех четырех Евангелиях — от Матфея, Марка, Луки и Иоанна.

В канун Пасхи происходит главное чудо христианского мира — схождение Благодатного Огня на Гроб Господень в Иерусалиме. Чудо, которые многие пытались оспорить или изучить научно. Чудо, вселяющее в сердце каждого верующего надежду на спасение и жизнь вечную.

Сразу после пасхальной ночи начинается Светлая Седмица. Особые дни богослужений, в которые служба совершается по пасхальному уставу. Врата алтаря распахнуты всю неделю, словно символ приглашения к главному церковному торжеству всех желающих. Убранство храмовой Голгофы (деревянного распятия в натуральный размер) меняется с черного траурного на белое праздничное.

С Пасхи до Вознесения Господня во время служб нет коленопреклоненных молитв и земных поклонов.

В канун Антипасхи врата алтаря закрываются, но праздничные службы длятся до Вознесения, которое отмечается на 40 день после Пасхи. До того момента православные приветствуют друг друга радостным: «Христос Воскресе!»

В старину на Руси встреча Светлого Христова Воскресения включала не только торжественное богослужение в храме, но и народные гулянья. После многодневного поста и отказа от развлечений празднование проходило широко — с хороводами, играми, песнями. Пасху на Руси отмечали от 3 до 7 дней, а в некоторых регионах — и до Троицы (празднуется через 50 дней после Пасхи).

2022 год – год празднования 350-летия Петра Первого. В связи с этим мы расскажем, как этот великий преобразователь отмечал главный православный праздник.

В XVII веке русские цари всю пасхальную неделю проводили на богослужениях в соборах Московского Кремля. Петру I далеко не всегда удавалось соблюдать сложившийся церемониал «праздника праздников»: походная жизнь, военные действия, зарубежные поездки вносили свои коррективы.

Тем не менее, судя по переписке царя, Пасха служила хронологическим рубежом для завершения некоторых важных дел и государевых поручений. Так, в апреле 1705 года царь с гордостью сообщал из Воронежа Александру Меншикову о важном событии: «карабль Старый Дуб строенья Козенца (корабельный мастер Ричард Козенц) спустили мы в самый день Светлого Воскресения». 

В 1714 году «Велик день», как еще называли Пасху, Петр I отмечал в Петербурге. Из его Походного журнала известно, что государь «изволил быть в 4 часу пополуночи у всенощной, а потом как день начался, палили со всей Питербурской фортеции из пушек; и потом обедню отпели и також палили из пушек». Богослужение царь совершил в соборе Святой Троицы.

Далее в журнале сообщалось, что после обедни он вместе с сенаторами зашел в Аустерию, затем «изволил дома кушать с офицерами Преображенскими». После полудня Петр отправился на Васильевский остров – в гости к светлейшему князю Меншикову. В тот день государь навестил еще нескольких своих сподвижников. Этим Петр отличался от монархов-предшественников, принимавших гостей исключительно в своей резиденции.

В пасхальных празднествах того года в Петербурге был еще один «участник» – слон. Эта подробность не ускользнула от внимания очевидца событий Фридриха Христиана Вебера, ганноверского резидента при дворе Петра I: «обрядив в роскошную утварь, его (слона) привели, чтобы он поклонился перед царским дворцом».

Иногда в пасхальные дни Петр I находился в чужих краях. Будучи в 1717 году за границей, он намеревался «взять» праздник Пасхи во французском городе Кале. Какие государь получал поздравления, можно судить по письму, отправленному ему 16 апреля 1717 года генерал-адмиралом Федором Матвеевичем Апраксиным: «Поздравляю Ваше Царское Величество с предгрядущим праздником Христовым Воскресением со Всемилостивейшею Нашею Государынею царицею и великою княгинею Екатериною Алексеевною, и желаю от всего моего сердца, дабы Воскресший Христос Бог, вся благая по желанию Вашего Величества исполнити изволил».

9 апреля 1717 года государыня Екатерина Алексеевна писала Петру I: «Поздравляю вас, батюшка мой, с наступающим праздником живоносного Христова Воскресения, желая от всего моего верного сердца сей дражайший праздник в радости вам препроводить при таком пожелаемом благополучии, и да сподобит вас оный всемогущий Господь Бог и впредь многих таких торжеств в добром здравии достигнуть».

Царица благодарила мужа за подарок – присланные ей брабантские кружева.

Через несколько дней Петр отправил жене пасхальное приветствие: «Катеринушка, друг мой сердешнинкой, здравствуй! Поздравляю вас с праздником Светлого Христова Воскресенья со всеми добрыми людьми и с нашим потрохом (детьми), а особливо с тем, от кого ты бестолковую грамотку прислала. Дай боже видеть его в радости!». «Бестолковая грамотка» – это не что иное, как «послание» от маленького сына – Петра Петровича. Поскольку ребенок еще не умел писать, кто-то из взрослых брал его руку в свою, выводя таким образом каракули, которые прилагали к основному письму.

Первую Пасху после Северной войны Петр I, уже в статусе императора, справлял в 1722 году в Москве. В Кремле, где собирался Синод, был накрыт стол, «уставленный вареными яйцами, маслом и творогом». Жених старшей дочери Петра Анны герцог Голштинский преподнес императору яйцо, которое тот «рассматривал с любопытством и потом отдал одному из своих денщиков, накрепко приказав ему сберечь его в целости».

Повествуя о празднике, придворный герцога Ф.В. Берхгольц отмечал утомительность церемонии, «бесконечные целования и поздравления» царя вельможами. Вместе с тем иностранец признавался, что «этот обычай тем приятен, что во всю Светлую неделю можно целоваться со всеми женщинами, с которыми видишься. Сам император целуется с последним солдатом, если он при встрече с ним поднесет ему яйцо».

В следующем, 1723-м, году празднование Петром Пасхи прошло в его любимом Петербурге. В воскресенье к заутрене царская чета уже была в храме Пресвятой Троицы недалеко от Петропавловской крепости. Храм не сохранился до наших дней. В настоящее время на его месте находится часовня. От храма царская семья с придворными и представителями духовенства совершала крестный ход на Дворцовую площадь, после чего пасхальным торжествам в городе давали официальное начало. В то пасхальное воскресенье у царя было особенно хорошее настроение. «Император, поносив несколько времени на руке очень красивого попугая, которого часто целовал и ласкал, ушел, и императрица со всем своим семейством последовала за ним».

В XVIII столетии на последнюю неделю Великого поста, «святую неделю» Петербург превращался в большую ярмарку. Все скверы и сады города украшали флагами, в парках проходи народные гуляния, а на Марсовом поле устанавливали большие деревянные качели и горки. Петр I  ввел новую традицию – катание на лодках и верейках по Неве и городским каналам.

На празднике звучала громкая музыка – еще одна примета петровского Петербурга. Для этого со всех полков города собирали литаврщиков, трубачей, гобоистов, барабанщиков и флейтистов.

Последующие российские монархи привносили в ритуал торжеств свои новшества. Обычай христосования правителя с подданными был заменен на целование его руки. Так продолжалось до Николая I, вернувшего церемонию пасхальных приветствий, которой придерживался Петр I, – поцелуев в уста.

Это любопытно:

Во время пасхального богослужения освящают особый хлеб — артос («квасной хлеб» с греч.), или «просфора всецелая». Он является символом того хлеба, который апостолы оставляли на столе во время трапезы для своего незримо присутствующего учителя. В православной традиции артос представляет собой высокий круглый хлеб с изображением креста и тернового венца, или иконы Воскресения Господня. 

Пасхальный кулич представляет собой домашний аналог артоса — цилиндрической формы хлеб из сдобного теста. Его пекут с изюмом, цукатами, сухофруктами, орехами, шоколадом и прочим. Освященный кулич во время пасхальной трапезы так же, как артос, символизирует для верующих присутствие рядом с ними Господа.

Пасха изготавливается из творога в форме усеченной пирамиды — по аналогии с гробом, в котором лежало тело Иисуса. Наверху пасхи должны быть буквы «ХВ», означающие приветствие «Христос Воскресе», на боковых сторонах — изображения креста, копья, цветов и прочего, символизирующих страдания и воскрешение Господа.

Традицию освящать на Пасху яйца часто связывают с притчей о святой Марии Магдалине. Придя в Рим, она преподнесла императору Тиберию простое куриное яйцо. На вопрос, что означает этот дар, Мария ответила, что он символизирует воскрешение Христа и возрождение человечества для вечной жизни. Император ответил, что поверит в воскрешение, только если белое яйцо станет красным. И тут же на глазах присутствующих оно изменило цвет.

Согласно православным канонам, на Пасху не полагается ездить на кладбище и совершать панихиды, поскольку этот день считается праздником возрождения. Посещать могилы близких церковь советует в первый вторник после пасхальной недели, который носит название Радоница. 

Рекомендуем посмотреть:

«Схождение благодатного огня. 2021. Иерусалим».

Рекомендуем прочитать:

Николи Арман «Фрейд и Льюис. Дебаты о Боге»

Эта книга основана на уникальном курсе, посвященном двум выдающимся интеллектуалам ХХ века, психоаналитику Зигмунду Фрейду и писателю Клайву Стейплзу Льюису — людям, которым удалось сказать в ХХ веке нечто принципиально новое о Боге и человеке и так называемых вечных вопросах: как жить и во что верить. Впервые в одной книге сопоставлены идеи и жизнь двух всемирно известных, но диаметрально противоположных по взглядам, мыслителей. Автор — психиатр, профессор Гарвардского университета. По книге снят 4-х серийный документальный фильм, а также поставлен спектакль на Бродвее.

Райан Д.П. «Загадки Библии»

Книга знакомит читателя с загадками, которыми изобилуют страницы Библии. Некоторые из них интересны с точки зрения истории, другие связаны с нашим происхождением и будущим. Кто написал Библию? Откуда мы взялись? Кем был Иисус? Какие послания заключены в библейских текстах? Эта книга способна бесконечно интриговать читателя. Утраченные книги и священные предметы, таинственные цифры и коды, необычные предметы и персонажи, говорящие животные и многое, многое другое…

Мероприятие подготовила: Чуприкова А.В.