Жостовская роспись

      Комментарии к записи Жостовская роспись отключены

«Красно-алые бутоны
В изумрудах листьев тонут.
Незабудки и пионы
Обрамляют розы омут.
Есть на жостовском подносе
И букет, в ночи горящий,
Птица-жар, что весть приносит.
Есть поднос, плоды дарящий»

Жостовская роспись — это русский художественный промысел по росписи кованых металлических подносов, возникший в 1825 году в деревне Жостово Московской области.

В начале XIX века сразу в нескольких деревнях и селах Троицкой волости появились мастерские, где расписывали лакированные изделия из папье-маше. В это же время местные мастера из села Жостово, братья Вишняковы, стали расписывать еще и металлические подносы.

Сами подносы изначально ковали вручную. За почти 200 лет существования промысла мастера придумали около 150 разных форм таких изделий. В наши дни 32 из этих форм изготавливают на фабрике с помощью пресса, а остальные — по-прежнему вручную, с помощью ножниц по металлу и специальных молотков. Заготовку покрывают специальным грунтом и двумя слоями черной эмали, после чего начинают расписывать.

Легендарные цветочные композиции фабрики «Жостово» известны во всем мире: букеты из пламенеющих роз, благородных ирисов, пушистых астр и пышных пионов, а также скромных, но возвышенных анютиных глазок, застенчивых ромашек, фиалок и вьюнков завоевали поклонников на всех континентах. Каждый поднос становится уникальным авторским шедевром, существующим в единственном экземпляре.

Классическими цветами для фона подноса считаются черный и красный, но жостовские мастера работают и на синем, зеленом и голубом оттенках.

На фабрике «Жостово» работает крупнейший музей одноименных подносов, включающий знаменитые исторические образцы. Но мало кто знает, что произведения жостовских мастеров различных лет представлены также в Эрмитаже, в Русском Музее в Михайловском дворце, в музее-усадьбе Льва Толстого в Хамовниках. Целой коллекцией этих «картин на металле» владеет королева Елизавета II.

После революции в селе Жостово и соседних деревнях были организованы артели, в том числе Жостовская трудовая артель. Все они объединились в 1928 году в артель «Металлоподнос». В 1920–1930-х годах в жостовскую живопись пытались внедрить актуальные советские темы и сюжеты, однако художникам удалось отстоять традиции промысла, и в 1960-х начался новый этап в его истории. Расписные подносы получили статус уникального вида народного искусства, их начали представлять на международных выставках, все больше внимания стали уделять не только массовому производству, но и уникальным работам известных мастеров.

Сегодня Жостово расписывает не только подносы, но и предметы интерьера, посуду.

Что почитать:

  • Богуславская И. Жостово: Декоративная живопись, 1994
  • Коромыслов Б. Жостовская роспись, 1977
  • Крестовская Н. Искусство Жостова, 2007