Незавершённый шедевр

      Комментарии к записи Незавершённый шедевр отключены

Путешествие в книгу к 190-летию романа А. С. Пушкина «Дубровский»

6 июня исполняется 223 года со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Кроме того, в 2022 г. — 190 лет с момента написания романа «Дубровский». «Дубровский» является одним из наиболее известных прозаических произведений А. С. Пушкина. Принято считать, что «Дубровский» — это роман, хотя по объему скорее повесть.

История создания романа

Исследователям известны точные даты написания романа «Дубровский», так как сам Пушкин в рукописи проставил даты под каждой главой и иногда даже в середине глав.

Работа над романом началась 21 октября 1832 г. К 11 ноября 1832 г. Пушкин написал восемь глав. После перерыва он снова начал писать 14 декабря. Последняя глава была закончена 6 февраля 1833 г. «История Пугачева», а затем «Капитанская дочка» надолго отвлекли Пушкина и помешали ему закончить «Дубровского». Из черновиков Александра Сергеевича видно, что роман «Дубровский» остался неоконченным. Произведение не имело названия. Историю о том, как поссорились два дворянина, подготовил к публикации  Василий Андреевич Жуковский. Роман «Дубровский» был впервые напечатан после смерти Пушкина — в 1841 г.

Прототипы героев романа  

В основе романа «Дубровский» лежат несколько реальных историй, произошедших во времена Александра Сергеевича.

Дело Муратова и Крюкова

Пушкину было известно одно печальное дело «О неправильном владении поручиком Иваном Яковлевым сыном Муратовым имением, принадлежащим гвардии подполковнику Семену Петрову сыну Крюкову, состоящим Тамбовской губернии Козловской округи сельце Новопанском». В суде шла речь об имении Новоспасском, которое состояло из 186 душ крепостных. Это имение было продано 70 лет назад, в  1759 г., отцом Крюкова отцу Муратова. Таким образом, в деле правда была на стороне Муратова. Однако документ о праве на имение («купчая крепость») сгорел у Муратовых во время пожара в 1790 г. Поручик Муратов не смог предоставить в суд никаких документов. Он объяснял чиновникам, что в архивах уездного суда должна храниться купчая крепость на его имение. Но чиновники оставили это без внимания. Судебная тяжба длилась около 6 лет (1826-1832 годы). В конце концов, в 1832 году суд встал на сторону влиятельного господина Крюкова и присудил ему имение. Муратов же пропустил срок апелляции и безвозвратно потерял свое имение. Крюков потребовал от Муратова все доходы от имения за прошедшие 70 лет. Однако суд не удовлетворил эту просьбу. 

Знакомый Нащокина, Д. В. Короткий, сделал для Пушкина выписку из судебного дела об отобрании имения у Муратова. Копию этого дела писатель вставил в рукопись романа «Дубровский». В романе Пушкина поручик Муратов носит фамилию Дубровский, а Крюков — Троекуров. 

Нащокин и Пушкин

Дело Островского

Также известна другая, похожая история, которую Пушкин услышал от своего приятеля П. В. Нащокина осенью 1832 года в Москве. Это трагическая история небогатого белорусского дворянина Островского. Богатый сосед отсудил у Островского отцовское имение, по праву принадлежащее семье Островских. Бездомный, доведенный до нищеты, Островский со своими крестьянами начал мстить чиновникам, которые оставили его ни с чем. В результате Островский стал разбойником. Однако, в конце концов его поймали и посадили в тюрьму. История Островского легла в основу романа «Дубровский»: в первоначальном тексте романа Пушкин называл героя Островским, а не Дубровским.

Замысел Пушкина

В этом романе отразились многие явления жизни, волновавшие Пушкина и его современников: своеволие помещиков, бесправное положение крепостных крестьян, произвол суда, разбойничество, возникшее как стихийный протест наиболее отважных и непокорных людей из народа.
Тема разбойничества не была новой в русской и мировой литературе. Образ свободолюбивого благородного разбойника привлекал многих писателей-романтиков. Романтические разбойники вызывали сочувствие потому, что они выступали против несправедливости.

Интерес Пушкина к разбойничеству объясняется не только литературными источниками. В течение нескольких веков в России разбой на больших дорогах был широко распространенным явлением. Народ винил не «разбойничков», а тех, кто доводил их до такой отчаянной жизни. Это глубокое понимание социальных причин разбойничества нашло свое выражение во многих русских песнях, которые Пушкин хорошо знал.
Пушкин в «Дубровском» внешне продолжил традиции «разбойничьего» романа: главный герой — молодой дворянин, порвавший со своим классом, вставший во главе шайки разбойников, чтобы мстить за обиду, ему нанесенную.

В романе мы видим и излюбленное у романтиков положение: разбойник в доме своего обидчика (Дубровский под именем учителя-француза Дефоржа проникает в дом Троекурова). Любовь молодого разбойника к дочери его врага — тоже характерный мотив для романтического «разбойничьего» романа. Но эту традицию Пушкин продолжил на совершенно новой основе. Он обратился к русской действительности, и из-под его пера вышел реалистический роман. Мы говорили выше, что в основу фабулы Пушкин положил реальные случаи.

Владимир Дубровский

Предвидя цензурные препятствия, автор перенес время действия из современной ему жизни в недалекое прошлое — в последние годы царствования Александра I. Однако в начале 30-х годов XIX века по существу положение народа в крепостной России нисколько не изменилось к лучшему.

Пушкин правдиво нарисовал образ «старинного русского барина» Кирила Петровича Троекурова. От природы он неплохой человек, его связывают добрые товарищеские отношения с небогатым помещиком Дубровским, ему свойственны человеческие порывы (совесть его мучит: после того как он отобрал поместье у своего бывшего товарища, он едет мириться к нему), он любит свою дочь Машу. Но безграничная власть над ему принадлежащими людьми превращает его в деспота. И лучшие человеческие черты Троекурова принимают уродливые формы. 
Троекуров губит Дубровского только из-за того, что тот посмел перечить ему; несмотря на всю свою любовь к дочери, он по прихоти отдает ее замуж за старого князя Верейского. Троекуров — типичный образ барина-крепостника, порочного и невежественного.

Крепостной быт развращает и крестьян, привыкающих к рабскому своему положению. Дворовые Троекурова «тщеславились богатством и славою своего господина и в свою очередь позволяли себе многое в отношении к их соседям».
С особенной теплотой писал Пушкин о крепостных людях Дубровского. Характерно, что в изображении Александра Сергеевича у более человечного и великодушного барина и крестьяне лучше, человечнее, в них больше чувства собственного достоинства и независимости. Возмущение крестьян несправедливым приговором суда, нежелание перейти под власть нового, более жестокого барина приводит к открытому неповиновению; под водительством молодого Дубровского они уходят в лес и становятся разбойниками. Это именно такие разбойники, о которых поется в народных песнях, и сочувствие народа на их стороне. Пока они не видят еще иного выхода для своего протеста и гнева.

Иное дело Владимир Дубровский. Главная его цель — отомстить Троекурову и всем, кто виновен в разорении и гибели отца. Когда же он влюбляется в Машу Троекурову, то призывает свою шайку прекратить разбой, а сам скрывается за границу.

Роман Пушкина остался незаконченным. Но по планам, сохранившимся в черновиках, можно догадаться, как должны были развиваться события. Князь Верейский умирает, оставив Марью Кириловну вдовой; Дубровский возвращается в Россию под видом англичанина, и они соединяются.

Отзывы критиков

Роман Пушкина был воспринят литературной критикой по-разному. Так, реакционные рецензенты оценили его как «восхваление преступлений». И даже Анна Ахматова ставила «Дубровского» ниже всех других сочинений поэта. Но большинство критиков сошлись во мнении, что это достойное произведение, по-новому раскрывающее талант автора.

«…в художественном отношении вся повесть стоит на высоте, всюду — отпечаток свежести, спокойствия, мощи, музыки, красочности. Поразительно красивым спокойствием дышат все описательные части повести, сразу же взятые в верном тоне…» (А. Яцимирский, 1910 г.)
«…рассказы «Пиковая дама», «Дубровский», «Станционный смотритель» и другие положили основание новой русской прозе, смело ввели в литературу новизну тем… Вместе с этим он (Пушкин) явился основоположником того слияния романтизма с реализмом, которое и до сего дня характерно для русской литературы и придаёт ей свой тон, своё лицо». (М. Горький)

Рекомендуем прочитать:

«Пушкин в воспоминаниях современников»

Два тома были составлены в 1974 году, сюда вошли тексты Гоголя, Плетнева, Вяземского, Жуковского и многих других. Эти люди, сами весьма знаменитые, знали Александра Сергеевича либо лично, либо благодаря знакомым, так что их суждения и оценки порою намного интереснее выводов ученых мужей.

Анненков П. В. «Материалы для биографии Александра Сергеевича Пушкина»

Первая и основная биография поэта. Прошло много лет (впервые «Материалы…» были изданы в 1855 году), а литературоведы до сих пор ссылаются на работу Анненкова.

Это вполне официальный проект, порученный Анненкову Натальей Гончаровой, и с самого начала все факты ученый должен был делить на две группы: «для сведения» и «для печати».

Рекомендуем посмотреть:

Фрагмент фильма «Благородный разбойник Владимир Дубровский» (1988)

Мероприятие подготовила: Чуприкова А.В.