Учись! Познавай! Удивляйся!

      Комментарии к записи Учись! Познавай! Удивляйся! отключены

Тематический час к Дню знаний

Дорогие друзья! Первое сентября — это особый день, который ассоциируется с белоснежными бантами и кружевными фартуками, наглаженными костюмами, бескрайним морем цветов и звоном колокольчика, предвещающего путешествие по увлекательному миру знаний. А вы знаете с чего всё начиналось?
Еще в глубокой древности люди с огромным почтением относились к первому дню сентября. В IV столетии нашей эры, в 325 году, древнеримский император Константин Великий, отпраздновав свою победу над Максенцием и добившись господства христианской религии, на первом Вселенском соборе принял решение об установлении даты 1 сентября для начала нового года.

Спустя девять столетий первое сентября стало официальным началом нового года и в православной Руси. В 1492 году царь Иоанн III издал указ, согласно которому встреча нового года была перенесена с весны на осень. В связи с тем, что в былые времена абсолютно все школы находились при церквях, начало учебы совпадало с началом нового церковного года.

На 1 сентября на Руси выпадало сразу несколько знаменательных событий — Новый год, начало учебы, сбор налогов, а также торжественное представление царского наследника народу. Однако так продолжалось недолго. Чтобы быть ближе к Европе и западным традициям, государь Петр Первый в 1699 году издал указ, в котором распорядился отмечать начало нового года 1 января. Что же касалось начала обучения, здесь всё было неоднозначно. График работы престижных школ и гимназий, в которых учились дети из богатых семей, легко менялся в зависимости от пожеланий самих родителей. Таким образом, учеба могла начинаться в любом месяце, когда это было удобнее. А вот для крестьянских детей все осталось по-прежнему. Вплоть до начала осени они помогали своим родителям выполнять все земледельческие работы, в связи с чем у них просто не было никакой возможности отправляться в школу раньше. Так что начинать учебный год удобнее всего было только после того, как весь урожай будет собран!

В 1935 году первый день сентября стал официальной датой начала учебного года. Это было связано с тем, что на передний план вышли экономические и сельскохозяйственные интересы общества. Мотивы, которыми руководствовались высокие лица государства, были чрезвычайно практичными: благодаря началу учебы в первые дни осени уже к маю месяцу выпускались молодые специалисты — как раз к самому открытию сезона полевых работ. Это нововведение одинаково пришлось по душе как деревенским обитателям, так и жителям городов.

А вот праздничным, красным днем календаря, 1 сентября стало спустя почти полвека. День Знаний был официально учрежден Верховным Советом СССР только лишь в 1984 году. С тех пор прошло много лет, но добрая традиция празднования Дня Знаний сохранилась и по сей день.

Несмотря на то что 1 сентября называют Международным Днем Знаний, в некоторых странах установлены другие даты начала учебного года.
Так, например, в Германии, Испании, Польше и некоторых других западно-европейских странах дети идут в школу в первый день октября. Корейские и бразильские ученики начинают «грызть гранит науки» с 1 марта, а японские — с 1 апреля. В Индии приступают к учебе в самый первый день лета.
Ну, а самой свободной в этом отношении оказалась Франция — здесь фиксированной даты для начала учебного года просто не существует!

История школьных принадлежностей

Школа всегда связана для нас не только с первым учителем, первыми друзьями и успехами или неудачами, но и с теми атрибутами, без которых мы сегодня не представляем ученика: парта, ранец, школьная доска и т.д.

Школьная парта примерно в том виде, каким она запомнилась нам из детства, появился только в конце XIX века. До этого специальных конструкций для учеников по-видимому не существовало, и дети учились за обычными столами.

По мере увеличения грамотных людей в XIX веке стало расти и количество пациентов у окулистов. В конце концов на это обратили внимание, и молодой врач-гигиенист Фёдор Фёдорович Эрисман в 1870 году не только доказал, что учение портит зрение, но и предложил выход — конструкцию новой ученической парты. Ее так и стали называть «парта Эрисмана». От обычного стола она отличалась наклоном столешницы (так чтение происходило под прямым углом) и тем, что была сразу соединена со скамейкой. Исходный вариант этой парты был одноместным.

Чуть позднее другой энтузиаст своего дела, ссыльный студент Пётр Феоктистович Коротков усовершенствовал парту Эрисмана. Именно он сделал её двухместной, что позволило существенно сэкономить рабочее место в классах, и придумал знаменитую откидную крышку, чтобы детям было удобнее из-за парты вставать. Так как в деревенских школах не было шкафчиков, он предложил накрутить на парты сбоку крючки для сумок, а под столешницей сделать удобные полочки для книг и тетрадок. Ну, еще углубления для чернильниц, два желобка для перьев и карандашей, – и вот перед нами та самая парта, которую мы так хорошо помним если не лично, то по старым фильмам уж точно.

В последнее время появилось много новых конструкций школьной парты, новые технологии её изготовления, с новыми гигиеническими требованиями, современными формами и материалами изготовления. В шестидесятые годы ХХ века изобрели парты в виде столов с отдельно стоящими стульями.

Школьная сумка, как отдельный аксессуар, тоже появилась в XIX веке. До того дети носили учебники стопками, перевязав их ремнем. В деревенских школах использовали холщовые котомки-мешки.

Портфели в те времена еще не имели ручек и использовались в основном конторскими служащими и чиновниками. В конце века наконец-то ручки у портфелей появились, и они активно стали эксплуатироваться школьниками. Для детей их стали шить из более толстой и прочной кожи, а чуть позднее снабдили и лямками-«помочами». Идею и название взяли у военных: армейские ранцы (от немецкого Ranzen — сумка) были распространены еще с XVIII века.

В советские времена менялся в основном материал, из которого изготавливались школьные портфели и ранцы. Кстати, слово «портфель» пришло к нам из французского языка: «рorte» — по-французски означает «носить», «feuille» – «лист».

Сейчас заплечные сумки особенно популярны у школьников. Их прообразом стали туристические рюкзаки, получившие невероятный взлет в 1980-е годы, после изобретения новых удобных прочных и легких тканей для сумок. Вместе с ними прижилось и название. Сегодня школы пестрят рюкзаками всевозможных расцветок и форм: светоотражающие и ортопедические, с кучей кармашков и потайных отделений, с мультяшными героями и неоновыми вставками.

Пишущие приспособления имеют древнюю историю. Прародительницей современной ручки можно считать кисть, которой пользовались в Древнем Китае. Именно с помощью чернил китайцы того времени могли выражать свои мысли письменно.

С наступлением VIII века нашей эры человек додумался применить перо птиц в качестве письменной принадлежности. В ход шли гусиные, лебединые перья.

Одним из первопроходцев-изобретателей чернильной ручки стал Льюис Эдсон Уотерман. Открытие новатора заключалось в создании перьевой ручки с капиллярным принципом действия. В ней подача чернильного раствора осуществлялась качественно и равномерно. Именно такую вещь Льюис Эдсон Уотерман представил в конце 19-го века на суд публики. Чернильная ручка получила всемирную известность.

Другой, не менее талантливый и прогрессивный человек, венгр Ласло Биро в 1944 г. придумал первую за всю историю шариковую ручку. Выглядела она примерно так же, как и ее предшественница – капиллярная чернильная ручка. Но кардинальное отличие принадлежности было в добавлении к капиллярному каналу шарикового устройства.

Советуем почитать:

Елена Первушина “Как выжить в начальной школе”

Хотя название и мрачное, но у книги есть четкая цель — научить интересно жить в балансе с учебой. И в этом серьезно помогают родители. Пособие рассказывает, на что нужно обращать внимание, как адаптировать ребенка к школьным реалиям. Узнайте, как поладить с родителями и учителями.

Елена Лутковская “Школа: всё получится!”

Книга о работе современной школы, и что ждет ребенка. Вы узнаете, как можете помочь первокласснику и сами будете развиваться. Зачем нужен индивидуальный образовательный маршрут, и нужен ли он вашему ребенку. Автор рассуждает на важные темы, чтобы выстроить стратегии взаимодействия.

В пособии хватает полезных советов о личных ценностях, требованиях школы, отношении к оценкам и как поступать во время школьных конфликтов и в других ситуациях.

Викторина

Мероприятие подготовила: Курчинская О.М.

Источник информации