Уральские камнерезы

      Комментарии к записи Уральские камнерезы отключены

Уральская резьба по камню — один из традиционных русских народных промыслов.

Особенно широко этот промысел развит на Среднем Урале, основные центры камнерезного искусства — города Екатеринбург, Нижний Тагил, Челябинск, Пермь, Магнитогорск, Новоуральск, Кунгур, Чусовой, Лысьва, Асбест.
Почти в каждом городе Урала существует хотя бы одна поделочная мастерская, где работают мастера-камнерезы.

На Урале художественная резьба по камню зародилась в XVIII веке как сопутствующее металлообработке ремесло, а уже к концу века по всему Уралу работало множество частных мастерских.

Сырьём для камнерезов были местные камни (яшма, малахит, агат, кварц, сердолик, родонит, мрамор и другие), которые находили местные жители во время разведки новых месторождений руды.

В 1726 году на Урале были основаны первые мастерские по обработке камня. По указу императрицы Екатерины I на Урал был командирован шведский поручик Реф для поиска цветных камней и обучения русских камнерезному искусству.

В 1765 году в Екатеринбурге на базе местных мастерских создана «Екатеринбургская гранильная фабрика» (ЕГФ). Фабрика одновременно являлась центром камнерезного дела, промышленным комплексом по добыче и обработке цветного камня и профессиональным училищем для многих поколений мастеров.

К 1774 году Екатеринбургская гранильная фабрика стала мощным предприятием по переработке самоцветов. Произведениями уральских камнерезов украшаются интерьеры царских резиденций. Поступают заказы на мраморные детали — ступени, плиты, поручни, колонны — для Смольного монастыря, Петергофа и многих построек Царского Села, а также множество деталей и украшений для знаменитого Мраморного дворца в Петербурге.

В XVIII — первой половине XIX вв. на фабрике были освоены практически все способы обработки камня. Здесь делали художественные надгробия, интерьерные вазы, столешницы, камины, пирамиды и торшеры, геммы («аттики»), а также мелкую декоративную пластику и предметы быта: чарки, подносы, пуговицы, рукоятки кортиков, табакерки, флакончики, чернильницы и прочее.

В 1851 году, после Всемирной выставки в Лондоне, уральские самоцветы прославились и полюбились всему миру.

Свою лепту в каменное дело внес горный мастер – Данила Зверев (1858-1938). Говорили, будто он чувствовал, где находится месторождение с ценными самоцветами. Данила Зверев занимался оценкой драгоценных камней, выполнял заказы для Москвы и Петербурга. Он участвовал в изготовлении методом флорентийской мозаики знаменитой карты Франции, которая была представлена на выставке в Париже в эпоху сближения России и Франции перед Первой мировой войной. Уже в советские годы сыновья Данилы Зверева подбирали самоцветы для изготовления звезд Московского Кремля, для гигантской карты индустриализации СССР, самой дорогой карты в мире.

Но наибольшую славу среди уральских резчиков по камню заслужил Алексей Козьмич Денисов-Уральский (1864-1926). Мастеру не было и тридцати лет, когда он стал получать призвание и награды в России и за рубежом. Денисов-Уральский сделал существенный вклад не только в развитие, но и в популяризацию уральского камнерезного искусства. Петербургская выставка 1911 года на Большой Конюшенной «Урал и его богатства» стала подлинным триумфом Алексея Денисова-Уральского – за время работы ее посетило множество жителей и гостей столицы, неоднократно появлялись в выставочных залах представители правящей династии и высокопоставленные зарубежные гости. Благодаря этой выставке мастерская Алексея Козьмича получает долгосрочные и выгодные заказы от Картье. Денисов начинает поставлять в Париж анималистику (мелкие резные фигурки зверей из камня), более сложную наборную скульптуру (фигурки в технике объемной мозаики, склеенные из кусочков разных камней), интерьерные предметы (пепельницы, вазы, чернильницы, чаши, печати). В 1912 году А.К. Денисов-Уральский становится одним из соучредителей «Общества для содействия развитию и улучшению кустарного и шлифовального промысла “Русские самоцветы”», на основе которого появилось знаменитое петербургское предприятие, специализирующееся на обработке поделочных камней. 

На рубеже XIX–XX вв. ведущей в художественной обработке камня становится фирма «Фаберже». Примерно в эти годы появляется техника объёмной мозаики — каменные натюрморты («накладки»), которыми украшались кабинеты пресс-папье. Традиции изготовления накладной мозаики с рельефным натюрмортом сохранялись на протяжении всего XX столетия.

В XX и XXI веке по сюжетам Уральских народных сказов П.П. Бажова изготавливаются изделия из малахита с использованием металлов и россыпи различных полудрагоценных камней-самоцветов. Самые популярные из них — Хозяйка Медной горы, Данила-мастер за работой, а также так называемые каменные горы, которые чаще делались с башенкой на вершине, имитируя Лисью гору в Нижнем Тагиле, или гору Благодать в Кушве, или скалу с ротондой в селе Курьи и прочие известные горы и скалы Среднего Урала. Особой популярностью пользуются малахитовые шкатулки как из произведения «Хозяйка медной горы».

После распада СССР, одной из первых частных камнерезных фирм в Екатеринбурге, стала фирма Дмитрия Емельяненко — «Яхонт и Ко».

Современные камнерезы Урала активно осваиваются передовые технологии обработки камня. Работы мастеров объемной мозаики из камня студии «Святогор» поражают. Это высокохудожественные, детализированные произведения, в которых сочетаются традиции старых русских мастеров Урала и современные технологии.

Студия «Святогор»

Что почитать:

  • Будрина Л. Малахитовая дипломатия, 2020
  • Завод Русские самоцветы, 1976
  • Павловский Б. Камнерезное искусство Урала. — Свердловск, 1953.
  • Путешествие в мир камня, 2007
  • Скурлов В. Ювелиры и камнерезы Урала, 2001
  • Яровой Ю. Цветные глаза земли, 1984