Шемогодская резьба

      Комментарии к записи Шемогодская резьба отключены

Шемогодская прорезная берёста – русский народный художественный промысел, возникший ещё в 18 в. в деревнях по берегам реки Шемоксы, притоку Северной Двины. Вероятно, одной из причин возникновения берестяного промысла в Шемогодской волости была её близость к Великому Устюгу, старинному центру художественных ремёсел, с которым связана история черневого серебра, филиграни и скани, перегородчатых эмалей, расписных изразцов, золотого шитья, просечного железа, резьбы и росписи по дереву. Высоким мастерством резьбы по берёсте славилась шемогодская деревня Курово-Наволок, а наиболее талантливым резчиком-художником был И.А. Вепрев, крестьянин этой деревни. Со временем этот вид мастерства превратился в промысел.

Берёста — верхний слой коры берёзы. Её использовали на Руси издревле. Спрос на берестяные изделия заставлял мастеров придумывать новые варианты, как выделить свой товар из массы аналогичных поделок. Один из таких способов придумали в деревнях Вологодской губернии, где научились сквозной резьбе по берёсте.

Для начала художник с помощью затуплённого шила наносил на берёсту контур будущего узора. Затем рисунок прорезался острым ножом. Полученный таким образом узор помещали на готовое изделие. А чтобы рисунок лучше читался, фон иногда затемняли.

На развитие орнаментального искусства резной берёсты в разное время оказали влияние резьба по кости, просечное железо, северная чернь, резьба и роспись по дереву. Однако, испытав на себе различные влияния, шемогодская берёста осталась самобытной и неповторимой.

Мотивами творчества шемогодских мастеров, с любовью и исключительным художественным чутьём подходивших к разрешению декоративного оформления своих изделий, были образцы, дошедшие от древних верований их далёких предков, наблюдения над окружающей природой, а также мотивы, пришедшие извне, но всегда по-своему воспринятые и основательно переработанные.

Самый распространённый мотив шемогодской резьбы: стелющийся стебель с удлинёнными листьями. Использовали и геометрические узоры: круги, ромбы, овалы. А иногда таким образом вырезали даже целые сюжеты. Например, в Государственном историческом музее есть работы Степана Бочкарёва — шкатулки и табакерки первой половины XIX века со сценками по мотивам басен Эзопа.

На северных берестяных изделиях можно видеть не только забавные сценки со смешными человечками. Шкатулки, тавлинки, сигарницы населены фантастическими зверями, сказочными чудовищами с двумя головами, львами, грифонами. Пожалуй, самым любимым героем был лев. Интересно, что эти львы никогда не производят впечатления свирепых или злых зверей. Их добродушные морды всегда приветливо улыбаются, а сами они нередко смахивают на весёлых русских мужичков.
Но наряду с фантастическими животными резчики по берёсте с большой любовью и умением изображали реальных оленей, лисиц, птиц.

Самым известным мастером шемогодской резьбы считается Иван Вепрев. В 1882 году на Всероссийской промышленной ярмарке его изделия полностью выкупил императорский двор. Стоили поделки от 5 до 13 рублей за штуку. Для сравнения: заработок крестьянина тогда составлял 16 рублей за шесть зимних месяцев.

А в 1900 году за свои работы Вепрев получил медаль на Всемирной выставке в Париже. С тех пор шёмогодские резные берестяные изделия стали закупать многие страны. В 1928 году Госторг реализовал в Германии берестяных изделий на 5000 рублей золотом.

Во второй половине ХХ века была открыта фабрика «Великоустюгские узоры», где работали мастера шемогодской резьбы. В 1990-х годах фабрика закрылась, мастеров распустили. Промысел возрождается стараниями энтузиастов.

Плавно изгибающийся растительный побег с крутыми завитками — один из наиболее распространённых мотивов в современном искусстве прорезной берёсты. Он повторяется мастерами в разных вариантах. Иногда узор свободно стелется по плоскости, развиваясь в нескольких направлениях, иногда даётся в виде ритмически повторяющихся веток-спиралей, либо симметрично отходящих от центра вправо и влево стеблей со множеством листочков и ответвлений, увенчанных изящными по форме трилистниками, розетками, яблочками, стилизованными цветами и ягодами. Мастера пользуются и другими приёмами, помещая, например, среди пышного растительного узора изображение птиц. Широкое использование данного образа во многих видах народного искусства свидетельствует о давней традиционности этой фигуры, призванной, видимо, выполнять функции оберега.
В процессе творчества некоторые из мастеров слегка намечают тупым шилом на берёсте основные контуры рисунка, а затем уже в дело идёт резец. Другим, более опытным, такая операция не нужна — уверенными, непринуждёнными движениями инструмента они сразу являют на свет удивительной красоты узоры. Многолетние навыки дают им возможность безошибочно резать тончайшее берестяное кружево. Удаляемый фон требует, чтобы узор был сплошным, состоящим из соприкасающихся форм. В нём не могут иметь места выпадающие, не связанные между собой мотивы и элементы. Дополнительная моделировка форм мелкой прорезью и тиснением оживляет рисунок, делает его ещё более изящным и пластичным.

Что почитать:

  • Буданов С. М. Шемогодская прорезная береста // Русская народная резьба и роспись по дереву. М., 1956.
  • Воронов В. С. Шемогодская прорезная береста // Народное искусство СССР в художественных промыслах. Т. 1. М.; Л., 1940.
  • Варюхичев А. Сказы о самородках, 1978
  • Серикова Г. Секреты резьбы по дереву, 2011
  • Соболев Н. Русская народная резьба по дереву, 2000