Волшебница из Стокгольма

Час юбиляра к 115-летию Астрид Линдгрен

14 ноября исполняется 115 лет со дня рождения знаменитой детской писательницы Астрид Линдгрен.

«Линдгрен – определённо самая русская из всех зарубежных детских писателей. Её книга «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» вышла в Советском Союзе всего через два года после публикации на родине, и очень быстро стала у нас такой же – если не более – популярной, чем в Швеции. Та же судьба ждала и другие вещи Линдгрен… в её книгах, да и во всём её образе есть особое, потаённое волшебство, жизненно необходимое российскому читателю. Пожалуй, проще всего описать суть этого волшебства как способность к счастью, несмотря ни на что и вопреки всему». (Галина Юзефович, литературный критик)

Астрид Линдгрен (урождённая – Астрид Анна Эмилия Эрикссон) родилась 14 ноября 1907 г. в усадьбе Нэс неподалеку от города Виммербю, в крестьянской семье. Помимо Астрид в семье было трое детей. Её родители воспитывали детей в лютеранских традициях, но при этом раз­решали им играть в своё удовольствие и давали полную свободу. Детство в Смоланде повлияло на многие книги Линдгрен: Эмиль из «Приключе­ний Эмиля из Лённеберги» — это старший брат Астрид Гуннар, Мадикен из Юни­баккена из одноимённой книги — её лучшая подруга, с которой они лазили по деревьям и крышам. Игры и приключения детской компании из Бюллербю («Мы все из Бюллербю») целиком основаны на событиях из детства писатель­ницы. Уже будучи известной, она вспоминала годы своего детства с неизменной теплотой и благодарностью, подчёркивая, что вдохновение всегда черпает именно из тех времен.

Семья Эрикссон

Астрид росла прилежной и внимательной. Одна из самых способных и старательных учениц класса, она рано овладела «магией слова». Её способности стали очевидными уже в начальной школе, когда Астрид стали называть «виммербюнской Сельмой Лагерлёф».

Сочинение тринадцатилетней Астрид было напечатано в газете «Виммербю тиднинг» с рекомендацией: «…проба пера юного дарования, обладающего необыкновенным чувством стиля».

В 1924 году 17-летняя Астрид одной из первых поддержала молодёжный бунт, докатившийся до её родного патриархального городка Виммербю: она сделала короткую стрижку и стала носить мужские костюмы, вызывая резкое осужде­ние родителей. Затем Астрид устроилась стажёром в местную газету «Вим­мербю тиднинг», где выполняла мелкие поручения и писала короткие репортажи. В результате романа с владельцем газеты в 1926 году у Астрид родился сын Ларс.

А. Линдгрен с сыном Ларсом

Из‑за неимения средств к существованию и отсутствия работы молодой маме пришлось отдать сына в семью приёмных родителей в Данию. До трёх лет Ларс жил неподалёку от Копенгагена. Астрид часто навещала сына. Этот период её жизни был самым мрачным и мучительным, а воспоминания о нём — очень болезненными вплоть до самой смерти.

Известность

В 1929 году Астрид поступила на должность секретаря Королевского общества автомобилистов в Стокгольме, а два года спустя вышла замуж за своего началь­ника Стуре Линдгрена. Осенью 1931 года Астрид и Стуре забрали Ларса к себе. Следующие несколько лет Астрид сидела с сыном дома и часто рассказывала ему истории, которые придумывала на ходу. Самые удачные она записывала. В 1933 году Гуннар, чтобы помочь нуждав­шейся в деньгах сестре, смог опубликовать эти рассказы в газете «Сток­гольм тиднинген» и журнале «Ландсбюгденс юль». Сама Астрид позже назовёт эти рассказы дурацкими, но писать продол­жит и будет рассылать свои рукописи по журналам.

В 1944 году Астрид предложила свою первую серьёзную рукопись под названием «Пеппи Длинныйчулок» в издательство «Бонниер», которое ответило ей отка­зом. Но в том же году небольшая повесть Линдгрен «Бритт Мари изливает душу» получила вторую премию в 1200 крон на конкурсе книг для де­во­чек, объявленном небольшим новым издательством «Рабен и Шёгрен». Владелец издательства Ханс Рабен был страшно разочарован тем, что конкурс выиграла обычная домохозяйка. Однако спустя год он согла­­сился опубликовать «Пеппи»: книгу ждал невероятный успех. В 1946 году Астрид пригласили на должность редактора в то же издатель­ство. Там она проработала до выхода на пенсию в 1970 году.

«Пеппи Длинныйчулок»

В 1934 году у Стуре и Астрид родилась дочка Карин. Когда ей было семь лет, она заболела воспалением лёгких и попросила маму что-нибудь рассказать. «Что именно?» — спросила та. «Расскажи о Пеппи Длинныйчулок!» — предло­жила Карин, на ходу сочинившая необычное имя. Несколько лет подряд Астрид продолжала придумывать истории о Пеппи, но записала их, только когда, поскользнувшись, вывихнула ногу и на некоторое время оказалась в постели.

Когда Карин исполнилось десять, Астрид подарила ей законченную рукопись, а второй экземпляр отправила в крупнейшее шведское издательство «Бонниер». Позднее владелец издательства с сожалением вспоминал о том, что не осмелился опубликовать книгу, показав­шуюся ему слишком радикальной и вызывающей из-за характера главной герои­ни — девочки, не подчиняющейся никаким условностям. Прежде чем показать текст «Рабен и Шёгрен», Астрид переработала рукопись, убрав самые резкие моменты и поправив стилистику. Первый (забрако­ван­ный) вариант был впервые опубликован в 2007 году.

Пеппи девять лет, она живёт на старой вилле «Курица» вместе со своей лошадью и обезьянкой по имени Господин Нильсон и воплощает мечту ребёнка о вседозволен­ности. Этот образ — полная противополож­ность идеала шведской девочки 1940-х годов, послушной, добродетельной и трудолюбивой. 

А. Линдгрен с исполнительницей роли Пеппи

Пафос Линдгрен вовсе не сводится к переосмыс­лению гендерных ролей. Линдгрен одна из первых стала изображать мир с позиции детей, исходя из их мотивов, желаний и потребностей. Её юмор считывают и дети, и взрос­лые, а в книгах полностью отсутствуют поучения и мораль. Книги о Пеппи перечеркнули традицию изображения ребёнка как существа, которому необходимо прививать различные добродетели.

«Мио, мой Мио»

В начале 1950-х, возвращаясь вечером с работы через парк, Астрид увидела одинокого мальчика, сидевшего на скамейке. Она незаметно просле­дила за ним до подъезда дома: так возник образ Буссе — нелюбимого ребёнка в приём­ной семье, ставшего главным героем «Мио, мой Мио» (1954). Герой книги терпит ругань и придирки приёмных родителей и мечтает о настоящем отце.

Тема одиночества и сиротства прослежи­вается почти во всех книгах Астрид — усыновлённый Мио, осиротевшая Пеппи, Расмус из книги «Расмус-бродяга» (1956). Возможно, таким образом Астрид пережи­вала одиночество своего сына, который первые три года жизни провёл в приёмной семье.

Книга о Мио перевернула отношение к детской литературе в Швеции. Профес­сор Улле Хольмберг, пользовавшийся большим авторитетом в литературных кругах, в своей рецензии для газеты написал, что «детские книги заслуживают такого же серьёзного отношения к себе, как и взрослые».

В 1950–60-е годы Астрид Линдгрен написала самые известные книги: «Мио, мой Мио» (1954), трилогию о Карлсоне (1955–1968), «Расмус-бродяга» (1956), «Мадикен» (1960), «Эмиль из Лённеберги» (1963), «На острове Сальткрока» (1964). А в 1958 году получила самую престижную в мире детской литературы премию имени Ханса Кристиана Андерсена.

В «Рабен и Шёгрен» выходили и продолжают выходить все её книги. На вопрос о том, какой должна быть детская книга, Линдгрен всегда отвечала: «Она должна быть хорошей. Уверяю вас, я посвятила этому вопросу много размыш­лений, но другого ответа не придумала: она должна быть хорошей». 

А. Линдгрен в пионерском лагере (СССР, 1973 г.)

Общественная деятельность

В 1970-е годы Линдгрен участвовала в общественных дебатах, пыталась переубеж­дать скинхедов и вела колонку в газете «Экспрессен». В 1976 году, заполняя декларацию о налогах, она обнаружила, что её налоги составляют 102 % от доходов. Тогда Астрид сочинила свою знаменитую сатирическую сказку «Помперипосса из Монисмании», в которой высмеяла налоговую политику Швеции. Сказку опубликовала «Экспрессен», чем вызвала огромный резонанс по всей стране. Это положило начало дискуссии о реформах шведской налоговой системы.

Астрид Линдгрен считала совершенно недопустимым бить детей. В 1978 году ей должны были вручить престижную Премию мира немецких книготоргов­цев. В своей благодарственной речи писательница хотела сказать о насилии и тирании, в первую очередь о домашнем насилии, от которого страдают дети. Человек, которого в детстве били, с большей вероятностью станет тираном и будет нести эту агрессию дальше. Чтобы остановить войны и положить начало серьёзным политическим изменениям в мире, необходимо начать с дет­ской. Однако организаторам показалось, что речь носит провокационный характер, и они попросили Астрид смягчить её. В ответ писательница заявила, что в таком случае вообще не придёт на церемонию вручения награды, после чего комитет изменил своё решение. В 1979 году в Швеции был принят закон, запрещающий телесные наказания детей.

В 1980-1990-х Астрид Линдгрен стала одним из лидеров шведского экологического движения. На страницах всё той же газеты «Экспрессен» она выступала за новый закон об охране животных, против развития атомной энергетики и за защиту полевых ландшафтов. Считается, что статьи и сказки Линдгрен сильно повлияли на шведское экологическое законодательство.

Как только Астрид стала знаменитой, на её адрес повалили письма от детей со всего мира. С кем-то Линдгрен много лет переписывалась и даже дружила, многим помогала финансово. В общей сложности писательница пожертвовала фондам и частным лицам больше десяти миллионов современных шведских крон. Она отправляла деньги в Красный крест, Гринпис, Amnesty International, оплачивала учёбу детям-беженцам и лечение инвалидам.

После смерти Астрид Линдгрен (2002 г.) шведское правительство почти сразу учредило мемориальную премию её имени за заслуги в области детского чтения. Это первая по величине премия в мире детской литературы после Нобелевской: 5 миллионов крон, то есть около полумиллиона евро.

Рекомендуем прочитать:

Андерсен Йенс «Астрид Линдгрен. Этот день и есть жизнь»

«Этот день и есть жизнь» – первая за 40 лет биография великой сказочницы, книги которой многие десятилетия помогают детям во всём мире справляться с нелёгким делом взросления. Эта книга о ней самой – бунтарке в брюках и мужском пиджаке, первой в родном городке остригшей длинные волосы, матери-одиночке в пуританской Швеции, жене человека, фамилию которого она прославила на весь мир… Вдове, художнике, благотворительнице, «мудрой старице» – духовной наставнице всей Скандинавии, человеке, в совершенстве владевшем искусством понимать. Той самой женщине, чью независимость и жизнелюбие унаследовала знаменитая Пеппи Длинныйчулок. В её письмах, дневниках, фотографиях, воспоминаниях близких оживают её сражения, поражения и победы, моменты вдохновения и минуты отчаяния. 

Данкерт Биргит «Астрид Линдгрен. Детство длиною в жизнь»

Книга рассказывает о непростом жизненном и творческом пути выдающейся шведской писательницы, классика мировой детской литературы. Автор книги — немецкая исследовательница, признанный эксперт в области детской литературы, автор многочисленных публикаций — в первую очередь об Астрид Линдгрен.

Тематический пазл:

В мероприятии использованы материалы с сайтов:
https://arzamas.academy/mag/563-astrid
https://azbooka.ru/author/lindgren-a-qxvi

Мероприятие подготовила: Чуприкова А.В.