Абрамцево-кудринская резьба

Абрамцево-кудринская резьба значительно моложе других народных промыслов. Она зародилась в конце XIX — начале ХХ века в Абрамцево — имении мецената Саввы Мамонтова. Столярно-резчицкую мастерскую, где обучали тонкостям кудринки, основали художник Василий Поленов и его сестра Елена. 

В 1882 году в Абрамцево гостили Илья Репин и Василий Поленов. Во время прогулки они нашли резную подкарнизную доску с затейливым растительным орнаментом. В том же году художники открыли в усадьбе столярно-резчицкую мастерскую, которой руководила сестра Поленова — Елена. Для обучения набирали крестьянских детей из окрестных сел — Хотьково, Репихово, Ахтырки, Кудрино.

Музей-заповедник «Абрамцево»

Есть две версии, почему новый вид резьбы получил такое название: от села Кудрино, из которого были родом многие резчики абрамцевской мастерской, и от «кудрявого» узора, который стал его главной особенностью. Плавные, закругленные орнаменты напоминали ветви растений, птичьи перья или завитки. Часто среди растительных элементов мастера изображали птиц или животных, но их силуэты были подчеркнуто условными, с минимальным количеством деталей.

Кудринкой украшали предметы обихода — шкатулки, бочонки, деревянные ковши, даже шкафы и сундуки. Чтобы сделать узор более выразительным, мастера ошкуривали готовое изделие, пользовались морилками или красителями. Однако все эти способы должны были подчеркивать природную текстуру древесины, а не скрывать ее.

Один из самых известных выпускников абрамцевской мастерской был крестьянин Василий Ворносков. Он создавал резные шкафы и полочки, шкатулки и рамы для картин. Но лучшими его работами считались украшенные кудринскими узорами ковши, вазы и блюда. Ворносков участвовал в выставках декоративно-прикладного искусства за границей — в Милане, Париже, Чикаго. Его работы занимали призовые места на международных конкурсах. В России мастер стал первым крестьянином, чьи работы были представлены на персональной выставке. Она прошла в 1908 году в Московском кустарном музее. Главным экспонатом был четырехметровый деревянный ковш, целиком покрытый резьбой. Одна из самых известных работ Василия Ворноскова — оформление входа на Выставку народного искусства в Третьяковской галерее. Мастер выполнил ее в 1936 году. Эскизы входной группы создавал его сын — тоже Василий. Это единственное произведение монументального искусства, выполненное в технике абрамцево-кудринской резьбы.

Традиции кудринки сохранили на Хотьковской фабрике резных художественных изделий. Она появилась в середине ХХ века, когда разрозненные артели мастеров-резчиков объединились в одно производство. На фабрике изготавливают резные декоративные изделия из кости, рога, твердых пород дерева. С 1982 года в городе работает отдел художественных ремесел музея-заповедника «Абрамцево». Его экспозиция связана с историей абрамцево-кудринского промысла: в ней представлены резные изделия, эскизы узоров, документы и фотографии. В собрание Абрамцевского музея также входят работы Елены Поленовой, изделия Абрамцевской мастерской и предметы народного декоративно-прикладного искусства.

Что почитать:

  • Арбат Ю. А. Шесть золотых гнезд. М., 1961
  • Арзуманова О.И. Музей-заповедник «Абрамцево». — М.: Изобразительное искусство, 1989
  • Белоглазова Н.М. В.Поленов и Е.Поленова в Абрамцеве. — Л.: Художник РСФСР, 1980
  • Василенко В. М. Русская народная резьба и роспись по дереву // Народное искусство. М., 1974
  • Коган Д.З. Мамонтовский кружок. — М.: Изобразительное искусство, 1970
  • Мастера абрамцево-кудринской резьбы по дереву. М., 1979