Мечты и звуки некрасовской лиры

      Комментарии к записи Мечты и звуки некрасовской лиры отключены

Час литературы

10 декабря мы отмечаем 201 год со дня рождения Николая Алексеевича Некрасова.

Имя Некрасова занимает особое место в русской литературе второй половины 19 века. Его творчество не только внесло серьёзные изменения в литературный процесс, но и оказало большое влияние на общественную атмосферу эпохи.

В 1838 г. Николай Некрасов приехал в Петербург. Ослушавшись отца, он вместо военного училища пытался поступить в Петербургский университет. Однако испытание не выдержал и стал вольнослушателем филологического факультета. Отец лишил Николая Алексеевича финансовой поддержки. Чтобы не умереть с голоду, Некрасов зарабатывал, составляя письма и прошения для крестьян. В этот период Николай Алексеевич прошёл настоящую школу «петербургских мытарств», еле сводя концы с концами. 

К началу 1840-х годов Некрасов зарабатывал на жизнь тем, что сочинял стихи и сказки, выходившие потом в виде лубочных изданий, публиковал небольшие статьи в «Литературной газете» и «Литературном прибавлении к «Русскому инвалиду», давал частные уроки и сочинял пьесы для Александринского театра.

Ранние его стихотворения часто носили подражательный характер. Свой первый сборник юношеских стихов «Мечты и звуки» Некрасов напечатал в 19 лет (1840 г.). Показал его В. А. Жуковскому, а тот посоветовал: «Если хотите печататься, то издавайтесь без имени, впоследствии вы напишете лучше». Некоторое время начинающий поэт подписывался «Н.Н.».

Белинский сборник разгромил, читатели тоже были не в восторге от книги и не покупали её. Спустя несколько лет Некрасов выкупил оставшийся тираж и уничтожил его.

Но в то же время прозаические и драматические произведения Николая Алексеевича имели успех, благодаря чему в 1841 году Некрасов начал работать в «Литературной газете» и «Отечественных записках». 

В 1847–1866 годах Николай Некрасов был издателем и редактором журнала «Современник», ставшего органом прогрессивной мысли. А в лирике поэта чётко проступили основные актуальные темы: бедственное положение простого народа, назначение поэта и поэзии, идеал и антиидеал человека. Белинский, который критиковал раннее творчество поэта, позже писал, что новые стихи Некрасова «…проникнуты мыслию; это — не стишки к деве и луне; в них много умного, дельного и современного». Белинскому и его друзьям-западникам принадлежит важная роль в становлении демократических убеждений Николая Алексеевича Некрасова. 

Образ народа в лирике Некрасова

Поэт открыл для читателей новый мир – сложный, противоречивый мир русской жизни, позволил заглянуть в душу народа, в сокровенные уголки сердца крестьян, мелких чиновников, городских бедняков: они заговорили в его стихотворениях о своей любви и своей беде, своих надеждах и своих страданиях. 

Сердце Некрасова было ранено ещё в самом начале жизни, в нём с детства укрепилась боль за унижения своего народа. Разве смог бы он написать «Коробейников», «Крестьянских детей», «Мороз, Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо», если бы не провёл своё детство в непосредственной близости к родному народу. По этим произведениям можно изучать жизнь и быт крестьян, их верования, обычаи, народный язык. В них вершина некрасовского мастерства.

Так поэма «Крестьянские дети» полна самобытности, лиричности, которая придаёт повествованию характер восторженной песни о русском народе, у которого «привычка к труду благородная» начинается уже с шестилетнего возраста. Основой этого произведения можно считать диалог маленького мальчика с незнакомым прохожим. Уже с первых его слов автор показывает нам, как чувствует себя этот «мужичок с ноготок», как великолепно умеет он постоять за себя и дать отпор всякому, кто вздумает обидеть его. Вековое рабство не растлило народ, чувство свободы и чести сохранилось даже в малолетних его представителях:

В рабстве спасённое
Сердце свободное —
Золото, золото
Сердце народное!

Особое внимание Николай Некрасов уделил в своих произведениях трагическим женским судьбам. Было бы неверно говорить, что в лирике поэта трагедия связана только с судьбой крестьянки. В стихотворениях Некрасова свою трагедию переживают и дочери чиновников и помещиков («Дешевая покупка»), и богатые и знатные хозяйки салонов («Княгиня»). Одна из самых трагичных – судьба матери лирического героя («Затворница», «Из поэмы: «Мать» (Отрывки)»). 

Но есть в этих драмах какое-то сходство. Воспитанная ли в богатой семье, или родившаяся в семье крепостного, женщина обречена на несчастливую судьбу. Героини Некрасова – нежные и любящие, крестьянки и дворянки, становятся рабынями и жертвами мужа-деспота или жертвами социальной несправедливости. В одном из последних произведений поэт скажет:

Но я всю жизнь за женщину страдаю.
К свободе ей заказаны пути;
Позорный плен, весь ужас женской доли,
Ей для борьбы оставил мало сил…

Эти слова относятся ко всем некрасовским современницам. Но социальное бесправие крестьянки делало «ужас женской доли» ещё более печальным и тягостным. Рассказывая о судьбе женщины-крестьянки, поэт не оставлял никакой иллюзии читателю на счастливые изменения в её жизни.

60-70-е гг. 19 века были эпохой протестов и восстаний «освобождённых от земли» крестьян. Народные волнения нашли отклик в лирике писателя.

Назначение поэта и поэзии

Осмысление данной темы Некрасовым означало решение кардинального вопроса о назначении человека-гражданина в обществе. «Особое чутьё к страданию», которое и современники Некрасова, и исследователи его творчества отмечают как характерную черту поэта, проявилось и в восприятии Некрасовым своей эпохи как трагической, как «годины горя». Свидетель народного страдания, «глубоко раненный» этим страданием, как точно сказал Достоевский, Некрасов и долг свой поэта видел не только в том, чтобы поведать об этих страданиях миру, «воспеть» их, но и в том, чтобы «перевернуть действительность», «пересоздать умы». 

Иллюзорность подобных надежд на способность поэтического слова изменить жизнь очень скоро станет поэту очевидной. В стихотворении 1845 г. «Стишки! стишки! давно ль и я был гений», вспоминая о мечтах и устремлениях, объединивших юношей-поэтов, Некрасов с горькой иронией скажет об утопических планах юных поэтов: 

«Избранники небес», мы пели, пели
И песнями пересоздать умы,
Перевернуть действительность хотели …

Однако ирония, вызванная неверием в способность художественного слова «перевернуть действительность», никогда не сопровождалась у Некрасова сомнением в назначение литератора «толпе напоминать, что бедствует народ в то время, как она ликует и поёт». 

Убеждение в том, что призвание писателя – быть деятелем, активно вмешивающимся в жизнь, определило и новое понимание поэзии. Некрасов не отрицал божественного происхождения поэтического дара: поэт и в его творчестве был назван «избранником небес». Но в то же время Некрасов настаивал, что поэтическое творчество – это и «тяжкий труд» («Чуть-чуть не говоря: «ты сущая ничтожность», 1856). Русского же писателя в стихотворении, обращённом к собратьям по перу («Русскому писателю», 1855), он называл «тружеником-работником на почве Мысли и Добра».

Противоречие между высокой миссией художника и человеческими слабостями героя-поэта станет источником одного из драматических мотивов в лирике Некрасова – мотива неисполненного долга. Впервые остро, сильно, трагично он прозвучал в стихотворении «Поэт и гражданин» (1855–1856).

Стихотворение строится как диалог: свои суждения о роли поэта и назначении поэзии высказывают поэт и гражданин. Описывая свою эпоху, гражданин использует один из традиционных образов: страна-корабль. Нынешнее время уподобляется им грозной буре, и оно диктует поэту особую роль. Поэзия, когда «стонет буря», не должна быть усыпительными «сладкими звуками», она должна пробуждать желание противостоять «земным громам»: 

Но гром ударил; буря стонет,
И снасти рвёт, и мачту клонит, –
Не время в шахматы играть,
Не время песни распевать!
Вот пёс – и тот опасность знает
И бешено на ветер лает:
Ему другого дела нет…
А ты что делал бы, поэт?
Ужель в каюте отдалённой
Ты стал бы лирой вдохновенной
Ленивцев уши услаждать
И бури грохот заглушать?

Идеал и антиидеал человека

В ряде произведений Николай Некрасов обращался к теме России, «русского человека», его самосознания и общественного назначения.

В 60-е годы Некрасов писал сатиры, разоблачающие правительственную цензуру, мнимую гласность («Газетная», «Песни о свободном слове», «Суд»).

«Газетная» принадлежит к политически самым острым сатирическим произведениям Некрасова: создав образ цензора-палача, поэт заклеймил всю русскую цензуру, жестоко душившую свободную мысль в стране.

Литературные портреты передовых современников в лирике поэта также отражают противоречивые и внутренне единые стороны его творчества, эволюцию его лирического героя. 

Политическая направленность изданий Н. Некрасова, их сатирическая заострённость поставили «Современник» на грань закрытия. Поэт старался спасти журнал, но иногда допускал тактически неверные шаги, что вызывало отрицательную реакцию в прогрессивных кругах. Николай Алексеевич тяжело переживал упрёки друзей и отвечал на них стихами: «Умру я скоро. Жалкое наследство…», «Зачем меня на части рвёте…» и другими.

«Современник» был закрыт. Последние 10 лет жизни Николая Алексеевича неразрывно связаны с журналом «Отечественные записки». Тогда же он работал над знаменитыми поэмами «Кому на Руси жить хорошо» (осталась незавершённой) и «Русские женщины».

В 70-е годы лирик был близок к революционно настроенной молодёжи. В цикле стихов «Последние песни» (1876–1877), в незаконченной поэме «Мать» (1877) трагические мотивы переплетаются с темой долга поэта перед народом, «великими целями века». 

В 1876 году Некрасову диагностировали рак кишечника, который на два года приковал его к постели. В это нелёгкое для себя время поэт создал сборник «Последние песни», который по искренности чувств относят к лучшим творениям Николая Алексеевича.  Для поздней его лирики характерны меланхолические мотивы, связанные с усилением общественной реакции, утратой поэтом многих друзей, ощущением одиночества, тяжёлой болезнью. Однако Некрасов сохранял веру в будущее России и народа.

Скончался Николай Алексеевич 8 января 1878 года. Проститься с ним пришло несколько тысяч человек, которые провожали гроб писателя от дома до Новодевичьего кладбища Петербурга. Это был первый случай, когда российскому писателю отдавали всенародные почести.

Викторина:

Рекомендуем прочитать:

Макеев М. С. «Николай Некрасов»

Николай Некрасов — одна из самых сложных фигур в истории русской литературы. Одни ставили его стихи выше пушкинских, другие считали их «непоэтическими». Доктор филологических наук Михаил Макеев, не боясь обсуждать «компрометирующие» обстоятельства, открывает неизвестные эпизоды из жизни поэта, название произведения которого «Кому на Руси жить хорошо» стало сакраментальным вопросом.

Майорова Е. И. «Николай Некрасов и Авдотья Панаева. Смуглая муза поэта»

Авдотья Яковлевна Панаева (1820-1893) — русская писательница XIX века, мемуаристка, одна из самых ярких женщин эпохи. Она была гражданской женой великого поэта Некрасова. Их роман был настоящей, большой, но тяжёлой любовью. Важную роль в отношениях сыграли близость их общественных интересов, общее понимание назначения литературы.

Мероприятие подготовила: Чуприкова А.В.