Образ учителя в художественной литературе

      Комментарии к записи Образ учителя в художественной литературе отключены

Рекомендательный список литературы

Айтматов, Ч. Первый учитель: повесть / Ч. Айтматов. – М. : Дет. лит., 1988. Чингиз Айтматов, киргизский прозаик, создал легенду о первом учителе из аила Куркуреу Дюйшене Таштанбекове. Этот образ очень реален. Ведь подвиг Дюйшена не только в том, что он пробуждает в аильских детях жажду к знаниям, он влияет и на все взрослое население Куркуреу. Дюйшен научил отсталый аил думать и чувствовать по-новому, видеть будущее. Автор говорил: «… в «Первом учителе» я хотел утвердить наше понимание положительного героя в литературе… Я постарался взглянуть на этот образ нашими, современными глазами, я хотел напомнить теперешней молодежи о ее бессмертных отцах».

Белых, Г. Республика Шкид. Шкидские рассказы/ Г. Белых, Л. Пантелеев. – Омск : Кн. изд-во, 1987. – 366 с. : ил. Повесть Григория Белых и Леонида Пантелеева (Алексей Еремеев), бывших воспитанников школы – добрая и веселая история о мальчишках, которые в трудные годы революции и Гражданской войны попали в Школу имени Достоевского – исправительное заведение для беспризорных, об их воспитателях, о дружбе и первой любви. Шкидские рассказы продолжают историю школы им. Достоевского. В них Л. Пантелеев рассказывает об учителях школы и уже намного глубже открывает духовную жизнь бывших беспризорников

Железников, В. Чучело: повесть / В. Железников. – М.: Киностудия «Глобус», 2000. – 184 с. – (Чучело). Владимир Карпович Железников – детский писатель, кинодраматург. Главной героине повести «Чучело» Лене Бессольцевой пришлось пережить и драму одиночество, и жестокое непонимание сверстников. Но ее способность к самопожертвованию и прощению, стремление к правде, ее прекрасная смелость в любви, помогли ей принять правильное решение – никогда не становиться на строну толпы, которая травит беззащитного только за то, что он не похож на остальных. Маргарита Ивановна – это учительница, выполняющая также обязанности классного руководителя, озабочена своими проблемами, своей личной жизнью и не замечает ничего вокруг. Важные события в жизни класса она легкомысленно игнорирует, классные проблемы кажутся незначительными на фоне ее собственных. Несерьезное отношение к ученикам, их проблемам вызывает с их стороны аналогичную реакцию – а точнее, ее отсутствие – на ее действия.

Искандер, Ф. Тринадцатый подвиг Геракла: рассказ / Ф. Искандер // Искандер Ф. Время счастливых находок. – М. : Мол. гвардия, 1973. – С. 115–130. Абхазский писатель и поэт Фазиль Абдулович Искандер описывает в своем рассказе учителя математики Харлампия Диогеновича, главной задачей которого было «делать человека смешным». Он считал, что смех и юмор помогают в процессе обучения, помогают организовать урок без надрыва и угроз учителя, без унижений и оскорблений, без анархии учеников и беспомощности учителя.

Каверин, В. А. Два капитана: роман / В. А. Каверин. – М.: АСТ, 2004. – 619 с. С детских лет Саня Григорьев, главный герой романа Вениамина Александровича Каверина умел добиваться успеха в любом деле. Он вырос мужественным и храбрым человеком. В школе-коммуне влияние на становление характера Саньки оказывают учитель Кораблев, друзья, и, что очень важно, заведующий школы – Николай Антонович Татаринов, который стал причиной гибели экспедиции капитана Татаринова. Мечта разыскать следы экспедиции привела его в ряды летчиков-полярников. Жизнь капитана Григорьева полна героических событий: он летал над Арктикой, сражался против фашистов. Его подстерегали опасности, приходилось терпеть временные поражения, но настойчивый и целеустремленный характер героя помогает ему сдержать данную себе еще в детстве клятву: «Бороться и искать, найти и не сдаваться».

Камаева О. Ёлка. Из школы с любовью, или Дневник учительницы/ О. Камаева.- М.:АСТ; Санкт-Петербург: Астрель-СПб, 2013. – 285 с. Пронзительный и лирический роман о молодой и увлеченной своим делом учительнице Елене Константиновне по прозвищу Ёлка и о её столкновении с жесткими и не самыми благовидными реалиями современной школы. «Идеалистка», — вздыхали ей вслед одни. «Дура», — вертели пальцем у виска другие. А она верила, что сможет что-то изменить – ведь в школе все зависит от учителя. «Ты же через полгода сбежишь», — убеждали ее пессимисты. Максимум, через год», — великодушно давали отсрочку оптимисты. «Вылучшая!» — писали ей ученики. «Им дают, а они ещё недовольны… Зажрались, — выговаривала ей в спину чиновница. А она все повторяла: «У меня получится!» И опять шла на урок в свой 9-й класс…

Полонский, Г. Доживем до понедельника / Г. Полонский. – М.: Бамбук, 1998. – 160 с. Киноповесть Григория Исидоровича Полонского – писателя, сценариста. В школу недавно пришла работать учительницей бывшая выпускница, Наташа Горелова. В этой же школе работает учителем истории Илья Семёнович Мельников. Ему знакомы и сомнения, и чувство неудовлетворенности. Пусть он не всегда бывает прав, но он борется, ищет, любит, преодолевает трудности и сомнения.

Разумовская, Л. Дорогая Елена Сергеевна: пьесы 1980-х годов / Л. Разумовская // Разумовская Л. Сад без земли. – М.: Петрополь, 2004. – С. 57–100. Пьеса «Дорогая Елена Сергеевна» была написана российским драматургом Людмилой Николаевной Разумовской в 1980 г. Ученики выпускного 10б класса пришли поздравить свою учительницу с днем рождения. Но не потому, что они знают как дорогой Елене Сергеевне одиноко, не потому, что ее мать тяжело больна и лежит в больнице, и не потому, что в этом году они с ней расстаются. Пришли с букетом и подарком потому, что они знают: у Елены Сергеевны находится ключ от шкафа, где лежат экзаменационные работы. У каждого есть повод и оправдание стремлению пойти на обман: по-тихому исправить плохие отметки в работах, и у каждого вроде бы есть даже угрызения совести по этому поводу. Однако события разворачиваются неожиданным образом для всех. И каждый из учеников по-своему проявляет в них темную сторону своей души, показывая, до чего он может опуститься… Пьеса с глубокой моралью о личности, совести, воспитании.

Распутин, В. Г. Уроки французского: рассказы / В. Г. Распутин // Распутин В. Г. Нежданно-негаданно : повесть и рассказы. – М., 2001. – 286 с. : ил. – (Школ. б-ка). Рассказ российского писателя Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского» давно стал классикой. Это одно из лучших произведений писателя о детстве, о трудных взаимоотношениях подростков и учителей, о мужестве, о доброте, о становлении характера. Рассказ современен, он вызывает бурные споры и сегодня. Права или нет молоденькая учительница Лидия Михайловна? Педагогичен или нет её поступок? Поступок или Проступок? Читатели могут спорить, обсуждать и осуждать, но автор уверен в одном: истинное добро бескорыстно, на пути к добру человек часто делает ошибки и платит за них, но в добре смысл жизни. В этой девушке можно найти не только наставника, но и преданного друга: когда нужно было помочь мальчику, она сделала это. Кроме того, она смогла в ученике пробудить интерес к французскому языку, т. е. выполнила основную задачу. Однако некоторые действия учительницы вызвали протест со стороны руководства школы: чтобы у ученика была еда, она отважилась играть на деньги. Администрация расценила этот поступок как недостойный педагога. Сама Лидия Михайловна воспринимает его как недоразумение, случайность. Позиция автора очевидна: оценивая действия педагога, в первую очередь, надо выяснять их причины. Под внешне неблаговидным поступком Лидии Михайловны скрывается человеческое стремление помочь другому. Лидия Михайловна приняла материнское участие в сложной судьбе ученика. Это участие поистине явилось нравственным уроком человека, имеющего глубокую душу, светлый ум, тонкое обаяние.

Садовников, Г. Большая перемена: кинороман / Г. Садовников. – М. : Книги Искателя, 2001. – 160 с. Кинороман написан по мотивам повести Георгия Михайловича Садовникова «Иду к людям». Садовников, Г. Иду к людям: повесть / Г. Садовников. – Краснодар: Кн. изд-во, 1962. – 100 с. Первое издание остросюжетной повести «Иду к людям» Георгия Михайловича Садовникова, по которой был написан сценарий телесериала «Большая перемена». Повесть автобиографична – автор сам работал учителем в вечерней школе. Молодой подающий надежды аспирант-историк, поссорившись со своей невестой (тоже аспирантом), бросает науку и идет работать в вечернюю школу. Повесть полна интересных историй из жизни учителя Нестора Петровича и его учеников.

Щербакова, Г. Н. Вам и не снилось: повести / Г. Н. Щербакова; худож. В. В. Мосин.- М. : АСТ ; Олимп, 2002. – 235 с. – (Любимые книги девочек). Галина Николаевна Щербакова – российская писательница. Закончила Челябинский педагогический институт, несколько лет работала учителем русского языка и литературы. Используя свой педагогический опыт автор в повести развивает тему отношений старшеклассников между собой, отношений с учителями и родителями.