Учить. Наставлять. Просвещать

      Комментарии к записи Учить. Наставлять. Просвещать отключены

Тематический час к Дню писателя

Писатель — профессия, которой учатся и овладевают всю жизнь. Кто-то с раннего детства мечтает излагать свои мысли на бумаге, некоторые становятся мастерами пера в зрелости. Никаких определенных правил не существует. Писатели — люди, которые хотят и умеют говорить с миром с помощью ручки или печатной машинки.

Профессионалы писательского дела обычно получают поздравления 3 марта. Однако, учитывая, что 2023 год объявлен в нашей стране Годом педагога и наставника, мы решили сегодня поговорить о тех писателях, которые проводили свое время не только над рукописями, но и у школьной доски.

Международное бюро просвещения при ЮНЕСКО в конце ХХ века сформировало список, в котором представлены имена 100 педагогов, внёсших значительный вклад в становление современной педагогической мысли. В этом списке и представители российской педагогики: П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.С. Макаренко, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский. В отечественной педагогической традиции воспитательная роль учителя во все времена признавалась главной. Учительность (наставление, но не морализаторство!) – одно из определяющих свойств русской литературы, начиная с первых, дошедших до нас произведений. Писатели в XVIII–XIX веках, будучи высокообразованными людьми, нередко жили в качестве учителей в дворянских семьях, а иногда были приглашаемы для обучения детей императорской фамилии – великих князей. 

Вспомним несколько имен русских писателей, чей труд по духовному совершенствованию общества не ограничился литературным творчеством.

Василий Жуковский

Русский поэт, переводчик и критик, Василий Андреевич Жуковский (1783–1852) не раз обращался к педагогической деятельности. В двадцать три года он занимался историей, философией, естественной историей, литературой и эстетикой со своими племянницами – дочерьми Екатерины Афанасьевны Протасовой. Относился он к этим занятиям очень серьёзно и ответственно. В 1817 году Жуковский становится придворным учителем сначала великой княгини и будущей императрицы Александры Фёдоровны, затем великой княгини Елены Павловны, а в 1825 году поэт был назначен на должность воспитателя наследника престола, будущего императора Александра II. Тогда же Жуковский изложил свои взгляды на воспитание: «В воспитании и обучении есть три основных срока, кои нужно с ясностью различать и отделять чёткими границами: ребёнок – мужчина – государь. Ребёнок должен быть счастлив. Мужчина должен учиться и быть деятельным. Государь должен иметь великие замыслы, прекрасный идеал, возвышенный взгляд на его предназначение, ничего несбыточного, но естественный результат всего, что предшествовало».

Пётр Ершов

Талант Петра Павловича Ершова (1815–1869) современники признали сразу – после публикации знаменитого «Конька-горбунка». В молодом человеке, авторе сказки, мгновенно ставшей народной, ведущие критики и литераторы эпохи распознали подлинный писательский дар, который – уверены были многие – ещё раскроется в полную силу. Петербург, узнавший Ершова-студента, приветствовал рождение нового таланта. Но внезапно умирает отец, и подающий надежды писатель вынужден оставить столицу, вернуться в родной Тобольск. Многие знакомые Ершова назвали такое решение роковым: провинция, скажут, погубила его талант. Но сам Пётр Павлович со смирением и твёрдостью христианина сделал этот судьбоносный выбор. И в многолетнем преданном служении малой родине раскрыл ещё один свой талант. Начав с преподавания латинского языка, Ершов стал директором училищ Тобольской губернии. По делам службы отправлялся в трудные многодневные поездки, инспектировал и открывал новые школы в городах и больших сёлах. Улучшал условия обучения детей, открывал библиотеки. Ещё будучи преподавателем русской словесности, Ершов стремился сделать свои занятия интересными, творческими, раскрывающими личность учащихся. Старался привить своим ученикам любовь к предмету, умение самостоятельно мыслить – выступал против схоластики и зубрёжки.

«Образование, – полагал он, – есть развитие духовных и физических сил юноши по трём отношениям – как человека, как гражданина и как христианина. Прямое назначение его – приготовить юношу к общественному служению и дать ему все возможные средства к довольству и счастию земной жизни».

Лев Толстой

Корифеем русской педагогической мысли признан Лев Николаевич Толстой (1828–1910).

В конце октября 1859 года во флигеле своего дома в Ясной Поляне Толстой открыл школу для крестьянских детей. О новом деле он писал двоюродной тётке Александре Андреевне Толстой, фрейлине императорского двора, воспитательнице царских детей: «Есть и у меня поэтическое, прелестное дело, от которого нельзя оторваться, — это школа. …Классы рядом в саду под яблонями, куда можно пройти нагнувшись, так всё заросло. И там сидит учитель, а кругом школьники, покусывая травки и пощёлкивая в липовые и кленовые листья. Учитель учит по моим советам, но всё-таки не совсем хорошо, что и дети чувствуют. Они меня больше любят. И мы начинаем беседовать часа 3–4, и никому не скучно. Нельзя рассказать, что это за дети, – надо их видеть…»

Просвещение даёт человеку сознание свободы – на этом главном тезисе Толстой основал свою теорию «свободного воспитания». Цель воспитания и образования – способствовать гармонии нравственных качеств, с которыми родится человек, метод – уважение к личности ребёнка: «Школьники – люди, хотя и маленькие, но люди, имеющие те же потребности, какие и мы, и теми же путями мыслящие; они все хотят учиться, затем только ходят в школу, и потому им весьма легко будет дойти до заключения, что нужно подчиняться известным условиям, чтобы учиться».

Обучение должно радовать детей, утверждал Толстой. В Яснополянской школе он давал детям знания, которые можно было связать с их опытом. Он принимал участие в развлечениях и играх учеников, при этом проявлял не меньший интерес и азарт, чем дети. Таким Толстой изображён на детском рисунке, сохранившемся с того времени. Надпись на рисунке «Милый человек Лев Николаевич» передаёт любовь учеников к своему учителю.

Толстому удавалось пробудить в детях творческое начало: его восхищали серьёзный взгляд детей на жизнь, выразительность их языка. Он утверждал, что творчество крестьянских детей открывало перед ним великие законы искусства. В статье «Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?» Толстой приходил к выводу, что учиться надо у детей. Этот педагогический опыт приблизил Толстого-художника к народному взгляду на мир и стал необходимой предпосылкой для создания романа-эпопеи «Война и мир».

Толстой написал статьи «О народном образовании», «Воспитание и образование», «Прогресс и определение образования» и другие, посвящённые вопросам просвещения. Но созданные им учебные пособия для детей «Азбука» (1872) и «Новая азбука» (1875), которыми он и сам очень дорожил, в отличие от статей остались по-прежнему очень популярны. Многие написанные для них были, сказки, рассказы до сих пор изучают на уроках русского языка и литературы младшие школьники.

Иосиф Бродский

Иосиф Бродский работал во множестве мест: помощником в морге и фрезеровщиком на заводе, матросом на маяке и рабочим в геологических экспедициях. После лишения советского гражданства, он эмигрировал в США и стал «приглашенным поэтом» в Мичиганском университете. В течение следующей четверти века Бродский был профессором в шести американских и британских университетах, в том числе в Колумбийском и Нью-Йоркском. Он выступал с лекциями по всему миру: преподавал историю русской и мировой литературы, особое внимание уделял поэзии.

Лекции Бродского больше напоминали беседы со студентами, чем академические занятия. Биограф поэта Лев Лосев писал, что «все уроки Бродского были уроками медленного чтения поэтического текста». Однако поэт не жалел энергии и сил, чтобы донести до аудитории какую-нибудь мысль. Это выгодно отличало его от американских преподавателей, спокойных и рассудительных. Но Бродский не был таким уж душкой — его часто выводили из терпения малограмотные студенты, которые, например, не могли показать на карте место рождения Гамлета.

Успешный поэт и нобелевский лауреат, он мог оставить преподавание, однако Бродский продолжал читать лекции до конца жизни.

Александр Солженицын

Еще один лауреат Нобелевской премии по литературе — Александр Солженицын — имел физико-математическое образование и уже в сентябре 1941 году по распределению должен был стать школьным учителем в Морозовске, однако был мобилизован на фронт. К учительскому делу Солженицын вернулся много позже уже в совсем другом качестве – выйдя из ГУЛАГа на «вечное» поселение в Южный Казахстан, где он преподавал математику и физику в 8-10 классах. Он работал в средней школе посёлка Мезиновский Курловского района Владимирской области. Снимал писатель комнату в деревне Мильцево у Матрёны Васильевны Захаровой, которая вскоре станет прототипом героини рассказа «Матрёнин двор». Помимо основных уроков Солженицын вёл в школе кружок прикладной математики. Лишь год проработал он в Мезиновской школе, но о строгом и знающем учителе тепло вспоминали его ученики, в которых он сумел пробудить интерес к математике. В 1957 году Солженицын был реабилитирован. В том же году он переехал в Рязань и в течение почти пяти лет работал там учителем физики и астрономии в средней школе № 2.

Советуем почитать:

  • Афанасьев В. Жуковский. — М., Молодая Гвардия, 1987.
  • Бессараб М. Жуковский. Книга о великом русском поэте. — М., 1975 г.
  • Утков В. Гражданин Тобольска. — Свердловск, 1972
  • Шаров А. Петр Павлович Ершов // Волшебники приходят к людям. — М.: Детская литература, 1979
  • Инновационная педагогика Льва Толстого. – М.: Эврика, 2004.
  • Лосев Л. Иосиф Бродский. — М., 2008
  • Иосиф Бродский: труды и дни. — М., 1999
  • Солженицын А. Матренин двор: рассказы. — М.: Детская литература, 2014.
  • Сараскина Л. Александр Солженицын. — М.: Молодая гвардия, 2008.

Мероприятие подготовила: Курчинская О.М.