Они солнце несут на крыле

      Комментарии к записи Они солнце несут на крыле отключены

Час нравственности к Международному женскому дню

Дорогие друзья! Милые дамы! 2023 год объявлен в России Годом педагога и наставника. В связи с этим, в преддверии 8 марта хочется поговорить о тех отважных барышнях, которые выбрали своей профессией педагогику.

Ни для кого не секрет, что в нашей стране абсолютное большинство школьных учителей — женщины. Но еще в середине XIX века 90% учителей в гимназиях, институтах и реальных училищах были мужчинами. Педагогику делали Песталоцци и Корчак, Ушинский и Сухомлинский. Как получилось, что за 100 лет женщины практически вытеснили мужчин из образовательной сферы? Давайте разбираться.

История вопроса

Если вспомнить «Преступление и наказание» Достоевского, Катерина Ивановна Мармеладова кончила институт с золотой медалью и тем не менее не могла изыскать способа заработать при помощи знаний. Бедная дворянка из провинциального пансиона или института в лучшем случае могла рассчитывать на место гувернантки, богатая и знатная имела шансы открыть свой пансион.

Ситуацию изменила образовательная политика Александра II. Император повелел развивать и усиливать народное образование, открывать земские и церковноприходские начальные школы для крестьян, гимназии и училища, где могли получать образование дети купцов, офицеров и чиновников. Стране понадобились учителя. Вскоре женщинам разрешили преподавать – сперва музыку и рукоделие. Затем им открыли вакансии учительниц начальных классов, земских учительниц, а к началу ХХ века допустили к преподаванию в средней школе. Мещанское училище стало первым в России, где начали готовить учительниц – с 1848 года там открыли педагогический класс с двухлетним обучением женщин-педагогов. А к 1880м годам начали появляться и высшие учебные заведения для будущих учительниц.

К началу ХХ века женщины составили 38% от людей, занятых в сфере образования в России, и 80% от домашних учителей. И число это росло с каждым годом. К 1917 году учительниц стало больше, чем учителей, они уверенно заняли нишу преподавателей в сельских школах, начальных училищах, подготовительных и младших классах.

Но, увы, причины этому были более чем банальные.

Во второй половине XIX века учителя получали от 5 до 30 рублей в месяц, плюс квартира и дрова «от земства». Прожить на эти деньги мужчине, отягощенному семьей и детьми, не представлялось возможным. А одинокой образованной женщине, не желающей идти в прислуги – представлялось.

«…В учительницы она пошла из нужды, не чувствуя никакого призвания; и никогда она не думала о призвании, о пользе просвещения, и всегда ей казалось, что самое главное в ее деле не ученики и не просвещение, а экзамены. И когда тут думать о призвании, о пользе просвещения? Учителя, небогатые врачи, фельдшера при громадном труде не имеют даже утешения думать, что они служат идее, народу, так как все время голова бывает набита мыслями о куске хлеба, о дровах, плохих дорогах, болезнях…» А.П.Чехов «На подводе»

80% учительниц никогда не выходили замуж. Зато могли обеспечивать себя сами – для сирот и девиц из бедных семей это оказывалось легитимным выходом из нищеты. Порой учительницами становились даже крестьянки, которым удалось получить образование. Гимназия с педагогическим классом из прихоти превращалась в путевку в жизнь.

Условия для учительниц в сельских школах были тяжелыми, порой невыносимыми. Наверное, лучше всех тоску горожанки, попавшей на периферию, выразил Владимир Маковский на картине «Приезд учительницы в деревню»:

Для дворянок и купчих «учителька» оставалась низшим сословием. И тем не менее, у народных учительниц хватало силы духа и широты души, чтобы воспитывать и любить своих учеников.

Литература

Советская литература подарила нам множество ярких образов женщин-учителей.

А. Горбачев «Сельская учительница»

В центре повести — судьба молодой учительницы Валентины Петровны Майоровой. После окончания института Валентина была направлена в сельскую школу. Первый год работы, огорчения и радости, встреча с новыми людьми, с их разным отношением к жизни, упорство, непримиримость начинающего педагога, вот с чем придется столкнуться главной героине.

А. Алексин «Безумная Евдокия»

Главные действующие лица произведения — одаренная ученица Оленька и учительница, которую девочка называет «безумной Евдокией». Учительница борется против эгоизма своей ученицы. Она считает, что «данный от Бога талант заслоняет человека от окружающих и это является основной причиной эгоизма». Но это не означает, что учительница пытается препятствовать развитию творческих способностей Оли, она пытается привить девочке другой, не менее важный, талант человечности.

А. Лиханов «Благие намерения»

Главная героиня в повести — молоденькая выпускница пединститута. Волею судьбы Надежду сразу после окончания пединститута отправляют в небольшой город, где она оказывается не преподавателем литературы, как ожидалось, а воспитательницей первоклассников. Ей достаётся младший класс в интернате, двадцать обездоленных детишек, которые жаждут не знаний, а любви и ласки. Вот как в такой ситуации можно не повиноваться сердцу и не попытаться помочь ребятишкам? Вот она и пытается, в силу своих возможностей. Самоотверженность, самоотдача, любовь к детям, своему делу – основные черты героини.

А. Платонов «Песчаная учительница»

Героиня «Песчаной учительницы» — двадцатилетняя Мария Нарышкина, выпускница Астраханского педагогического института — попадает на работу в село Хошутово, расположенное среди песков, «на границе с мёртвой среднеазиатской пустыней».

Оказавшись в ситуации борьбы с враждебными силами природы, Мария пытается в скромных масштабах реализовать излюбленную платоновскую метафору превращения пустыни в сад: она сажает кустарник, который защищает село от песков. Она долго думала, что же ей предпринять для спасения этого умирающего села. «И Мария Никифоровна догадалась: в школе надо сделать главным предметом обучение борьбе с песками, обучение искусству превращать пустыню в живую землю…»

В. Распутин «Уроки французского»

Распутин посвящает автобиографичный рассказ “Уроки французского” своему учителю математики Анастасии Прокопьевне Копыловой. Именно эта добрая женщина стала прототипом учительницы французского.

Автор задумывается, почему став взрослыми, мы продолжаем чувствовать вину и ответственность не только перед родителями, но и перед своими учителями. Почему так часто мысленно возвращаемся к этим людям и пытаемся взглянуть на жизненные ситуации их глазами. Возможно это происходит потому, что самые лучшие учителя оказывают огромное влияние на наш ещё не сформированный в детстве образ мыслей, учителя становятся нашими наставниками и главным примером. Такую же роль сыграла в жизни главного героя Лидия Михайловна, учительница французского.

Е. Чижова «Крошки Цахес»

В романе «Крошки Цахес» события разворачиваются в элитарной советской школе. На подмостках школьной сцены ставятся шекспировские трагедии, и этот мир высоких страстей совсем непохож на реальный… Его создала учительница Ф., волевая женщина, self-made women. «Английская школа – это я», – говорит Ф. и умело манипулирует юными актерами, желая обрести единомышленников в сегодняшней реальности, которую презирает. Но дети, эти крошки Цахес, поначалу безоглядно доверяющие Ф., предают ее… Все, кроме одной – той самой, что рассказала эту историю.

Г. Щербакова «Вам и не снилось»

Сюжет этой повести очень, казалось бы, прост. Рассказывается о первой любви старшеклассников Романа и Юльки и о тех испытаниях, которые им пришлось пройти: непонимание родителей, неприятие их чувств взрослыми, боль расставания, страх потери. И единственным, кто протянул ребятам руку помощи, была учительница литературы Татьяна Николаевна Кольцова.

Это очень проницательный человек. Пережив профессиональную неудачу (Татьяна Николаевна мечтала стать актрисой, но первый же спектакль с её участием не имел успеха у зрителей), она полностью отдалась преподаванию. Она старалась воспитать в своих учениках чувство порядочности, ответственности, помогала увидеть красоту окружающего мира, научить их любить, дружить.

Г. Полонский «Ключ без права передачи»

В центре этой повести — учительница литературы, Марина Максимовна. Она проводит с учениками свободное время после занятий и на выходных, разговаривает и спорит о литературе и жизни, посещает с ними литературные мероприятия, где живые поэты-современники читают стихи. А ребята, в свою очередь, советуются с Мариной Максимовной, охотно ходят к ней в гости, иными словами, доверяют ей. Но такие отношения не устраивают педагогический состав и родителей учеников.

Поэзия

А лучшим поэтическим произведением о педагогах по праву считается стихотворение Роберта Рождественского «Учителям».

Удачи вам, сельские и городские
Уважаемые учителя!
Добрые, злые и никакие
Капитаны на мостике корабля.
Удачи вам, дебютанты и асы, удачи!
Особенно по утрам,
Когда вы входите в школьные классы,
Одни – как в клетку,
Другие – как в храм.
Удачи вам, занятые делами,
Которых не завершить все равно.
Крепко скованные кандалами инструкций
И окриков из РОНО.
Удачи вам, по — разному выглядящие.
С затеями и без всяких затей,
Любящие или же ненавидящие
Этих – будь они трижды – детей.. .
… Вы знаете,
Мне по – прежнему верится,
Что, если останется жить земля, —
Высшим достоинством Человечества
Станут когда – ни будь учителя!
Не на словах, а по вещей традиции,
Которая завтрашней жизни под стать,
Учителем надо будет родиться.
И только после этого стать!
Он, даже если захочет, не спрячется:
На него, идущего ранней Москвой,
Станут прохожие оборачиваться,
будто на оркестр духовой!
В нем будет мудрость, талантливо – дерзкая.
Он будет солнце нести на крыле.. .
Учитель – профессия дальнего действия,
Главная на Земле.

Память

Сегодня почти в каждом городе России можно встретить памятник учителю. Все они современные, в советское время памятники учителям ставить было не принято. Но есть интересное исключение. Это памятник первой учительнице в Саратове.

Он был создан еще в дореволюционное время, и являлся скульптурной группой в окружении памятника Александру II, установленного в 1911 году. Фигура женщины-учительницы и её ученицы, символизирующая реформу народного образования, выполнена знаменитым российским скульптором С. М. Волнухиным. После сноса памятника Александру II и переплавки всех остальных его фрагментов в 1918 году скульптура учительницы переносилась в разные места Саратова, дольше всего находилась на территории 3-й Советской больницы возле детского корпуса. В 1997 году по инициативе саратовского губернатора Д. Ф. Аяцкова при поддержке общественности памятник был перенесён в сквер на Московской улице.

Викторина

А сейчас, дорогие друзья, самое интересное. В нашей викторине мы собрали известные и мало известные кинообразы отечественных учителей. Смотрите и вспоминайте, из каких фильмов взяты эти кадры.

Мероприятие подготовила: Агаркова А.К.