Пылкий нрав русского буревестника

      Комментарии к записи Пылкий нрав русского буревестника отключены

Час юбиляра к 155-летию А. М. Горького

28 марта исполняется 155 лет со дня рождения Максима Горького, классика русской литературы, вошедшего в число наиболее значимых и известных в мире русских писателей.

Университеты жизни

Максим Горький (настоящее имя Алексей Максимович Пешков) родился 16(28) марта 1868 года в Нижнем Новгороде. Его отец был столяром-краснодеревщиком, работал в мастерских волжского пароходства, дослужился до управляющего пароходной конторой в Астрахани, куда уехал с семьей в 1871 году и где умер от холеры. Мать вернулась с 3-х летним Алёшей в Нижний Новгород в дом своего отца.

Читать будущего писателя научила мама, дед ознакомил с основами церковной грамоты.

В 11 лет Алексей остался сиротой, его вырастила бабушка по материнской линии. Школу он посещал недолго, считался трудным подростком, всю жизнь придерживался атеистических взглядов. После недолгого обучения оставил приходское училище.

Судьба не предоставила Алеше возможности продолжить образование. После смерти матери дед отправил его «в люди»: подросток служил «мальчиком» при магазине, учеником в иконописной мастерской, посудником на пароходе, статистом в ярмарочном театре. Благодаря пароходному повару Михаилу Смурому, большому любителю книг, Алексей пристрастился к чтению.

Ненасытная любовь к книге как источнику знания, жажда получить систематическое образование привели его к решению поступить в Казанский университет (1884). Однако, мечта об учебе не сбылась, и он вынужден был вновь зарабатывать себе на жизнь трудом чернорабочего (грузчика, подручного пекаря, дворника, садовника и т.п.), обитая в трущобах, изнутри наблюдая жизнь городских низов.

В Казани Алексей сблизился с демократическим студенчеством, участвовал в нелегальных «кружках самообразования», пытаясь получить ответы на мучающие его вопросы: почему так несправедливо устроен мир, почему так скверно и трудно живут люди и как изменить эту жизнь к лучшему. Не находя ответы на свои вопросы, чувствуя безысходность и неудовлетворённость в отношениях с окружающими его людьми в декабре 1887 года Пешков решился на самоубийство. Попытка покончить с собой не удалась, но здоровье его было подорвано из-за простреленного лёгкого.

Преодолев душевный кризис, дальнейшие несколько лет (1888-1892) Алексей Пешков посвятил «хождению по Руси», чтобы поближе узнать жизнь народа. Он работал на рыбных промыслах Каспия, на станциях Грязе-Царицынской железной дороги, странствовал в поисках работы по Поволжью, Дону, Украине, Бессарабии, Крыму и Кавказу.

В промежутке между странствиями Пешков жил в Нижнем Новгороде (с апреля 1889 по апрель 1891), работал разносчиком кваса, письмоводителем у адвоката, посещал различные кружки нижегородской интеллигенции.

В октябре 1889 года Алексей Пешков был арестован за связи с поднадзорными революционными народниками и с этого времени сам стал поднадзорным.

Начало творчества

В 1889 году произошло знакомство Пешкова с В. Г. Короленко. Пробующий свои силы в сочинительстве, Алексей принёс на суд известному писателю свой первый литературный опус – поэму «Песнь старого дуба», которая не сохранилась, и в памяти автора осталась лишь строчка: «Я в мир пришёл, чтобы не соглашаться». Критические замечания в адрес его творения поначалу огорчили новоиспечённого писателя (около двух лет он не брался за перо), но не отбили охоту писать.

Пешков много и активно занимался самообразованием, читал русских и зарубежных авторов, изучал философию, историю, искусство и писал «для себя». Среди самых ранних его сочинений — поэма «Девушка и Смерть» (1892), валашская сказка «О маленькой фее и молодом чабане» (1892).

Горький с женой и детьми

В 1892 году в Тифлисской газете «Кавказ» (в это время Алексей Пешков работал в Тифлисских железнодорожных мастерских) появляется его рассказ «Макар Чудра» под псевдонимом М. Горький. С этого события начинается отсчёт его литературной деятельности.

С 1893 года Горький плодотворно работал в провинциальной прессе. Благодаря поддержке В. Г. Короленко, несколько его рассказов напечатали в столичных журналах. А после выхода в свет в 1898 году двухтомника «Очерков и рассказов» о молодом нижегородском писателе заговорили всерьёз не только в России, но и за рубежом. Его произведения стали переводиться на иностранные языки.

Критика отмечала два направления в раннем творчестве Горького — реалистическое и революционно-романтическое, хотя деление это весьма условно, поскольку писатель часто в одном произведении использовал оба приёма. К разряду реалистических относится роман «Фома Гордеев» (1899), где писатель изобразил хорошо знакомую ему жизнь купеческого сословия, рисуя образ отщепенца, нетипического представителя своего класса, бунтующего против враждебного человеку мира стяжателей-дельцов. В этом же году Горький опубликовал новую редакцию героико-романтической поэмы в прозе «Песня о Соколе», а в 1901 — мгновенно ставшую знаменитой «Песню о Буревестнике». Обе «Песни» звучали как лозунг, призыв, революционная прокламация.

Особое место в раннем творчестве Горького занимают реалистические рассказы, в которых на авансцену вышли совершенно новые, непривычные для российского читателя герои – босяки, люди «дна», выброшенные на обочину жизни. Таковы рассказы «Челкаш», «Коновалов», «Бывшие люди», «Емельян Пиляй», «На соли», «Дед Архип и Ленька» и др. В 1902 году Горьким было написано его знаковое произведение – пьеса «На дне», получившая мировой резонанс. В ней впервые мощно прозвучала главная тема Горького – тема свободного Человека, который должен сам стать активным творцом своей жизни. Философско-лирическая поэма «Человек», написанная Горьким в 1903 году, стала гимном Человеку, утверждая веру в его разум и творческую энергию в деле преобразования мира.

Активная популярность

В 1904 году Алексей Максимович уехал в Москву из Нижнего Новгорода, будучи уже фигурой мировой величины. До этого он много и плодотворно трудился в родном городе не только как журналист и писатель, но и как общественный деятель, инициатор и организатор многих замечательных дел. Из них — сбор средств на строительство Народного Дома, где создавался народный театр, «горьковские ёлки» для детей бедноты и различные благотворительные мероприятия в помощь нуждающимся. Квартира писателя, где он жил с семьёй (1902 — 1904), стала местом встреч творческой интеллигенции города, сюда приезжали и знаменитые гости – Шаляпин, Чехов, Бунин и многие другие.

Горький с писателями

Активное участие принимал Горький и в революционной жизни Нижнего.

Здесь он неоднократно задерживался полицией, высылался из города, не избежал и тюремного заключения. Не удивительно, что, когда Горький был избран в почётные академики Разряда изящной словесности Академии наук (1902), Николай II отклонил кандидатуру писателя в связи с его политической неблагонадёжностью.

Во время революции 1905-1907 гг. Горький помогал большевикам в создании газеты «Новая жизнь», организовал финансовую помощь революционным рабочим. За революционную деятельность и в связи с участием в событиях «Кровавого воскресенья» (9 января 1905 года) писатель был арестован и заключён в Петропавловскую крепость. Мировая общественность выступила в его защиту, и под её давлением Алексей Максимович был вскоре выпущен на свободу.

Из-за угрозы нового ареста и по поручению партии большевиков, в которую писатель вступил летом 1905 года, Горький уехал в Америку. Его главной задачей было убедить Соединённые Штаты не предоставлять займов царскому правительству. Буржуазная деловая Америка встретила писателя неприветливо.

В Америке была написана 1-я часть повести «Мать» (1906), прототипами героев которой стали нижегородские революционеры.

Осенью 1906 года Горький приехал в Италию на остров Капри, где жил до конца 1913 года. Переписывался с десятками русских литераторов, помогал начинающим писателям, принимал у себя русских политиков, деятелей искусства и литературы. Основные произведения, написанные здесь: 2-я часть повести «Мать» (1907); повесть «Исповедь» (1908), в которой культ Человека в связи с увлечением Горького «богостроительством» приобретает религиозную окраску; пьесы  «Последние» (1908), «Васса Железнова» (первый вар-т, 1910); повести «Городок Окуров» (1909), Жизнь Матвея Кожемякина» (1910-1911); «Русские сказки» (1912-1917), «Сказки об Италии» (1911-1913); повесть «Детство» (1913); сборник рассказов «По Руси» (1912-1917).

В конце 1913 года, воспользовавшись объявленной царским правительством амнистией, Горький вернулся в Россию, где работал в большевистских газетах «Звезда» и «Правда», вёл антивоенную пропаганду, активно занимался редакционной и издательской деятельностью, помогал начинающим писателям входить в литературу.

Разрушительные последствия первых лет Октябрьской революции (разруха, голод, погромы, самосуд, уничтожение культурных ценностей) вызвали у Горького тяжёлые сомнения и пессимистические прогнозы. Писатель выступил с циклом публицистических статей «Несвоевременные мысли» (1917-1918). 

Горький вёл активную работу в отделе театров Петроградского совета, в качестве председателя комиссии по улучшению быта учёных многое сделал для поддержания научного потенциала страны. В 1919 году он возглавил изд-во «Всемирная литература».

В 1921 году Горький снова уехал в Италию. Ленин настойчиво рекомендовал ему «подлечиться за границей». О возвращении домой писатель не помышлял даже после смерти вождя.

В 1928 году ситуация несколько изменилась. ЦК партии во главе со Сталиным принял решение вернуть в СССР такую значимую фигуру, как Максим Горький. Его засыпали просьбами «возродить культуру» и «поднять культурный уровень масс». И Горький дрогнул.

С 1933 года Алексей Максимович постоянно жил в России, ведя активную литературно-общественную деятельность. По его инициативе и под его редакцией выходили журналы: «Наши достижения», «СССР на стройке», «Литературная учеба», «Колхозник», «За рубежом»; книжные серии: «Библиотека поэта», «Жизнь замечательных людей» и др. Горький стал организатором и председателем Первого всесоюзного съезда советских писателей (1934), на котором рассматривался метод соцреализма как основополагающий в советской литературе.

В тридцатые годы вышли пьесы писателя: «Егор Булычов и другие» (1932), «Достигаев и другие» (1933), «Васса Железнова» (второй вариант, 1935), рисующие различных представителей буржуазного общества России в преддверии революции. Роман-эпопею «Жизнь Клима Самгина» автор закончить так и не успел.

Алексей Максимович Горький умер 18 июня 1936 года. 20 июня он был торжественно похоронен на Красной площади в Москве. 

Викторина:

Рекомендуем прочитать:

Басинский П. В. «Горький: Страсти по Максиму»

Максим Горький — одна из самых сложных личностей конца XIX — первой трети ХХ века. И сегодня он остаётся фигурой загадочной, во многом необъяснимой.
На многие вопросы отвечает Павел Басинский — писатель и журналист, лауреат премии «Большая книга». В книге насыщенный иллюстративный материал; также прилагаются воспоминания Владислава Ходасевича, Корнея Чуковского, Виктора Шкловского, Евгения Замятина и малоизвестный некролог Льва Троцкого.

Оболенский И. В. «Близкие люди. Мемуары великих на фоне семьи. Горький, Вертинский, Миронов и другие»

Имена героев этой книги не нуждаются в особых представлениях. Автору удалось попасть «за кулисы» легендарных биографий. В этом помогли родные и близкие знаковых персонажей ХХ века, которые согласились рассказать самое главное о своих великих мужьях и родителях.
Со страниц этой книги впервые прозвучат, возможно, неожиданные признания, способные изменить представления о людях, вершивших нашу историю…

Мероприятие подготовила: Чуприкова А.В.