Трактат флорентийского мыслителя

      Комментарии к записи Трактат флорентийского мыслителя отключены

Путешествие в книгу

В 2023 году исполняется 510 лет книге Н. Макиавелли «Государь».

Никколо Макиавелли – итальянский писатель, политический философ и дипломат XV века. Он был увлечён политикой и государственными делами, а его опыт и наблюдения в этой области вдохновили его на написание самой известной работы – «Государь».

Никколо появился на свет 3 мая 1469 года в семье выходцев из обедневшего дворянского рода в деревне Сан-Кашано близ Флоренции. Благодаря неординарным способностям и живому уму считался одним из умнейших людей своего времени. Получил отличное образование, что позволило ему ознакомиться с трудами классиков Древнего Рима и Древней Греции, влияние которых прослеживается в его дальнейших трудах.

С 1498 по 1512 годы Макиавелли находился на службе Флорентийской республики. Ему довольно скоро стали доверять деликатные дипломатические миссии. В ходе их выполнения Макиавелли довелось встречаться с французским королем Людовиком XII, императором Священной Римской империи Максимилианом I, папами Александром VI и Юлием II, а также и с другими видными фигурами итальянской и европейской политической сцены.

Италия тогда была не столько политическим, сколько географическим понятием. Множество разнокалиберных итальянских государств давно утратили чувство национального единства. Завоевать Апеннинский полуостров стремились Франция и Испания. Итальянским монархиям и республикам приходилось лавировать между могущественными державами.

Успешно защищая интересы своей малой родины, Макиавелли мечтал о том, чтобы его большая родина Италия встала в один ряд с Францией и Испанией. Он пристально вглядывался в итальянских государственных мужей в надежде найти среди них того, кто был бы способен решить такую великую историческую задачу, готов был стать его советником.

Некоторое время ему казалось, что на это способен сын папы Александра VI Чезаре Борджиа (1474-1507). С ним Макиавелли общался непосредственно и высоко ценил его храбрость, решительность, способность ради достижения цели преступить через любые моральные нормы. Его образ возникал перед флорентийцем, когда он писал свою самую знаменитую книгу «Государь».

Дипломатические миссии помогли Никколо приобрести практические знания в области психологии и ведения переговоров, а также взглянуть на методы управления государством у разных правителей.

В 1512 году Медичи вернулись к власти во Флоренции и упразднили республику. Макиавелли попал в немилость, его арестовали по обвинению в заговоре и подвергли пыткам. Никколо доказал свою невиновность и отправился в изгнание в поместье недалеко от Флоренции, где погрузился в создание трудов по политической философии.

Суть знаменитого трактата

Написанный в 1513 году трактат «Государь» был посвящён Лоренцо Медичи. Его Макиавелли призывал свершить то, что не удалось Чезаре Борджиа.

«Государь» многими воспринимался и воспринимается как наставление тиранам.

Подход Макиавелли к политической жизни отличался рациональностью, трезвым учётом соотношения сил, глубоким проникновением в мотивацию поведения верхов и низов. «Его политическая объективность порой ужасает своей откровенностью», — отмечал знаменитый швейцарский историк Якоб Буркхард. Но как раз обезоруживающая откровенность автора «Государя» подталкивает к тому, чтобы искать в его афористичных фразах потаённый смысл.

Макиавелли полагал, что правом давать советы государю он обладает благодаря познаниям о деяниях великих людей, приобретённых им «многолетним опытом в делах настоящих и непрестанным изучением дел минувших». В своей работе мыслитель как бы мимоходом замечает: «Государю, который сам не обладает мудростью, бесполезно давать советы». И далее: «Об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает».

Хотя Макиавелли признаётся в том, что порой склоняется к общему мнению о всесилии судьбы, он, будучи человеком нового времени, не может примириться с подобным фаталистическим взглядом: «Ради того, чтобы не утратить свободу воли, я предположу, что, может быть, судьба распоряжается лишь половиной всех наших дел, другую же половину или около того она предоставляет самим людям». Из этого следует такой вывод: «Если государь всецело полагается на судьбу, он не может выстоять против её ударов».

Решающим фактором успеха по Макиавелли является сила: «Вот почему все вооружённые пророки побеждали, а все безоружные гибли».

В отличие от большинства античных и средневековых мыслителей автор «Государя» делает упор на относительности моральных норм: «Пусть государи не боятся навлечь на себя обвинения в тех пороках, без которых трудно удержаться у власти, ибо, вдумавшись, мы найдём немало такого, что, на первый взгляд, кажется добродетелью, а в действительности пагубно для государя, и наоборот: выглядит как порок, а на деле доставляет государю благополучие и безопасность».

Макиавелли рекомендует государям брать за образец двух зверей — льва и лису: «Лев боится капканов, а лиса — волков, следовательно, надо быть подобным лисе, чтобы уметь обойти капканы, и льву, чтобы отпугнуть волков». В этих рассуждениях флорентийского мыслителя проглядывают контуры консервативной и либеральной политики будущего. Пока же при единовластном правлении они слиты в личности правителя, который должен в зависимости от ситуаций полагаться то на львиные, то на лисьи качества, то на кнут, то на пряник.

Важнейшей предпосылкой прочности власти, безусловно, являются успехи государя: «О действиях всех людей, а особенно государей, с которых в суде не спросишь, заключают по результату, поэтому пусть государи стараются сохранить власть и одержать победу».

Достойными или недостойными средствами достигается успех – это, по мнению Макиавелли, не имеет значения: «Чернь прельщается видимостью и успехом, в мире же нет ничего, кроме черни».

Реалист до мозга костей, Макиавелли в своей работе призывает понять, «что государь, особенно новый, не может исполнять всё то, за что людей почитают хорошими, так как ради сохранения государства он часто бывает вынужден идти против своего слова, против милосердия, доброты и благочестия». Только государственный интерес является для правителя достойным основанием, чтобы презреть добродетели. В конечном счёте рецепт флорентийца сводится к следующему: «По возможности не удаляться от добра, но при надобности не чураться и зла».

«Основой же власти во всех государствах … служат хорошие законы и хорошее войско», — таков лейтмотив «Государя».

Значение «Государя» заключается, в первую очередь, в том, что это первый в истории трактат, автор которого открыто и даже цинично систематизирует методы и приёмы захвата и удержания власти в условиях и тирании, и республики. При этом рассуждения Макиавелли лишены эмоций, и автор «Государя» одинаково спокойно анализирует неизбежность подавления сопротивления политических оппонентов и народа, включая целесообразность казней и жестокостей, и возможность гибели самого государя вследствие заговора.

Чтобы понять цинизм, но в то же время и объективность Макиавелли, достаточно перечислить способы прихода к власти, которые он разбирает: удача (умелое и решительное использование благоприятного стечения обстоятельств), доблесть, подлость или преступление, выбор решением народа или элиты. Причём Макиавелли вполне допускает захват власти через злодеяния. Он бесстрастно рассуждает о том, что максимальная жестокость целесообразна на первом этапе захвата и удержания власти, а затем следует постепенно давать мотивированные послабления, но не в качестве уступок народу или оппонентам, а как милость государя.

Трактат Макиавелли разительно отличается от политических трактатов Античности (в первую очередь, от книг Платона и Аристотеля), всегда строившихся на этической основе и подчинявшей государство интересам народа, и от Средневековых опусов, в которых государство рассматривалось как проявление Божественной воли, а не как инструмент в руках волевого государя, действующего отнюдь не по Божьему промыслу.

Конечно же, такая откровенность шокировала современников, и «Государь» был впервые напечатан уже после смерти автора в 1532 году. В 1546 году на Тридентском соборе прозвучало утверждение, что «Государь» написан рукой Сатаны, а с 1559 года трактат Макиавелли включили в первый «Индекс запрещённых книг».

Несмотря на такое неоднозначное отношение к «Государю», земляки практически сразу же после смерти Макиавелли, который умер в 1527 году в родной деревне Сен-Кашано, признали его величие и установили символическое надгробие – кенотаф – в церкви Санта-Кроче, в месте захоронения выдающихся флорентийцев.

Работы Никколо Макиавелли стали популярными в XVII веке.

«Государь» и сегодня остаётся книгой, вызывающей самые противоречивые оценки. В 2001 году этот трактат был признан Немецким литературным обществом самой спорной книгой всех времён и народов, обойдя «Лолиту» Набокова и «Молот ведьм».

Тем не менее, идеи Макиавелли и поныне используются в политике, которая со времени «Государя» осознаётся как искусство прихода к власти и удержания власти, а также как наука об укреплении государства и власти правителя, в менеджменте, в социальной психологии и в других современных науках.

Само понятие «макиавеллистический» используется для обозначения борьбы за власть и – шире – за достижение цели любой ценой, не взирая на средства достижения цели, а также в смысле «откровенный и циничный, не смущающийся безнравственности в политике и управлении».

Но если сделать скидку на эпоху, в которой жил автор, и вчитаться в текст, то в «Государе» можно найти и много полезных вещей, интересных не только для сильных мира сего.

Цитаты из книги:

«Лучшая из всех крепостей – не быть ненавистным народу: какие крепости ни строй, они не спасут, если ты ненавистен народу, ибо когда народ берётся за оружие, на подмогу ему всегда явятся чужеземцы».

«Умы бывают трёх родов: один всё постигает сам; другой может понять то, что постиг первый; третий – сам ничего не постигает и постигнутого другим понять не может. Первый ум – выдающийся, второй – значительный, третий – негодный».

«Победа никогда не бывает полной в такой степени, чтобы победитель мог ни с чем не считаться и в особенности – мог попрать справедливость».

Рекомендуем прочитать:

Макиавелли Н. «Государь»

Одна из самых знаменитых книг о политике, государстве и власти. «Цель оправдывает средства» – таков, по мнению Макиавелли, главный принцип управления государством. Он выступал сторонником деспотической власти, когда правитель должен внушать подданным не любовь, а страх, и считал деяния, недопустимые с точки зрения морали, благими для процветания государства. Вот уже пять столетий имя Макиавелли связывают с самыми циничными методами управления, а термин «макиавеллизм» стал синонимом коварства, лицемерия, подлости и жестокости.

Жиль К. «Никколо Макиавелли»

Одно из достоинств книги в том, что в ней нет и намёка на пугавший многих на протяжении столетий таинственный «макиавеллизм». Зато есть человек — Никколо Макиавелли, флорентийский чиновник, проживший нелёгкую жизнь и не получивший при ней того, что ему с лихвой досталось после смерти, — всемирной славы. Он всегда поступал в соответствии с обстоятельствами и по-своему их оценивал. Если учесть это, то многое становится понятным в его неоднозначных творениях.

Мероприятие подготовила: Чуприкова А.В.