Бунтарь с нежным сердцем

      Комментарии к записи Бунтарь с нежным сердцем отключены

Эрудит-час к 130-летию со дня рождения В. В. Маяковского

19 июля 2023 г. исполняется 130 лет со дня рождения выдающегося советского поэта Владимира Владимировича Маяковского. Помимо поэзии он ярко проявил себя как драматург, киносценарист, кинорежиссёр, киноактёр, художник, редактор журналов.

Будущий поэт родился 19 июля (7 июля по старому стилю) 1893 г. в грузинском селе Багдади в семье лесничего. Отец и мать родились в Грузии, их предками были запорожские и кубанские казаки. Всего в семье было пятеро детей, но два сына умерли в раннем детстве.
С 1902 г. Владимир Маяковский учился в гимназии в Кутаиси.

В 1906 году, когда Владимиру было 13 лет, умер его отец — от заражения крови: поранил палец иглой, сшивая бумаги. До конца жизни поэт боялся бактерий и тщательно следил за гигиеной.

После смерти отца мать с двумя детьми переехала в Москву, где училась старшая дочь. Владимир поступил в гимназию №5, но в 1908 г. был исключён из неё, так как мать не могла платить за обучение.

Первая русская революция Маяковского не оставила в стороне. Будущий поэт вступил в Российскую социал-демократическую рабочую партию, распространял революционную прессу в молодёжных кругах, не раз был арестован.

В августе 1909 г. был помещён в Бутырскую тюрьму, там начал писать стихи. В заключении Маяковский прочитал множество книг. 

В 1911 году поэт поступил в Московское училище живописи. Уже тогда Владимир Владимирович любил выделяться творческими экспериментами, используя необычные цвета в своих художественных работах.  

Картина Маяковского

Настоящий бунтарь по характеру, Маяковский вступил в ряды поэтов-футуристов, поставивших на первое место в своём творчестве форму произведений и непризнание старых литературных авторитетов.

В 1912 г. состоялись его первые публичные выступления — в феврале он принял участие в диспуте о современном искусстве, а в ноябре читал свои стихи в артистическом клубе в Петербурге. В декабре в футуристическом сборнике «Пощёчина общественному вкусу» впервые были напечатаны стихотворения Маяковского – «Ночь» и «Утро».

В следующем году писатель написал трагедию «Владимир Маяковский», которую поставил сам и сыграл в ней главную роль. Владимир Маяковский в своей поэзии решил бросить вызов старым порядкам. Также он придумал «лесенку» — необычное ритмическое построение стихотворения, выделявшее стихи Маяковского среди произведений, написанных стандартными поэтическими размерами.

Максим Горький считал, что среди футуристов Маяковский — единственный настоящий поэт.

В феврале 1914 г. Владимир Маяковский был исключён из Московского училища живописи за участие в движении футуристов.
В 1915 году была окончена знаменитая поэма Маяковского «Облако в штанах». Изначально она называлась «Тринадцатый апостол», но такое название не пропустила в печать цензура. Дальнейшая поэзия Маяковского, кроме антивоенной тематики, содержит также сатирические мотивы.

Сводить творчество Маяковского только к теме противостояния общественным нравам не стоит. Самой большой любовью в жизни поэта и его музой была Лиля Юрьевна Брик.

Маяковский и Лиля Брик

Именно ей Маяковский посвятил любовное стихотворение «Лиличка! (Вместо письма)», в котором поэт-бунтарь показал читателям себя с другой стороны:

«И в пролёт не брошусь,
и не выпью яда,
и курок не смогу над виском нажать.
Надо мною,
кроме твоего взгляда,
не властно лезвие ни одного ножа…».

Помимо написания стихотворений, в творчестве Маяковского особое место занимали сценарии к фильмам. Он снялся в трёх своих фильмах, сыграв главные роли в этих картинах.

Революцию 1917 года Маяковский встретил с большим энтузиазмом. 1918−1919 годы ознаменованы широким распространением темы революции

в его творчестве. Владимир Владимирович пропагандировал идеи большевистской власти, негативно отзываясь о реалиях прошлого.

В марте 1918 г. были опубликованы стихотворения «Наш марш», «Революция. Поэтохроника», «Открытое письмо рабочим». К первой годовщине Октябрьской революции была выпущена сатирическая социально-бытовая пьеса «Мистерия Буфф», этой дате также посвящены сборник «Ржаное слово», стихотворение «Ода революции». В декабре 1918 г. поэт выступил перед матросами в Матросском театре в Петрограде со специально написанным для этого события стихотворением «Левый марш».

В конце 1922 г. Маяковский основал в Москве творческое объединение ЛЕФ (Левый фронт искусств), а в марте 1923 г. под его редакцией вышел первый номер журнала «ЛЕФ», в котором была напечатана лирическая поэма «Про это». В журнале печатались также Борис Пастернак, Осип Брик и др.

В 1922-1924 гг. Владимир Маяковский посетил Германию, Францию, Латвию, в 1925 г. — США, Мексику, Кубу. Результатом поездок стали такие произведения, как «Как работает республика демократическая?», «Сказка про купцову нацию, мужика и кооперацию», «Песни рабочим», «Париж», «Моё открытие Америки».
В 1926-1929 гг. поэт сотрудничал с газетами «Комсомольская правда», «Труд», печатался в журналах «Новый мир», «Молодая гвардия», «Огонёк». В этот период Маяковский приобрёл славу подлинно пролетарского писателя.

Но постепенно поэт стал разочаровываться в революции. Быт, с которым он боролся в творчестве всю жизнь, возвращался в Россию. Владимир Владимирович написал сатирическое стихотворение «Прозаседавшиеся», в котором высмеял бюрократизм новых хозяев страны:

«Мечтой встречаю рассвет ранний:
«О, хотя бы
ещё
одно заседание
относительно искоренения всех заседаний!»».

В 1928–1929 годах Маяковский написал сатирические пьесы «Клоп» и «Баня». Обе премьеры прошли в Театре Мейерхольда. Поэт был вторым режиссером, он следил за оформлением спектакля и работал с актёрами: начитывал фрагменты пьесы, создавая нужные интонации и расставляя смысловые акценты.

Плакаты Маяковского

Обе пьесы вызвали ажиотаж. Одни зрители и критики видели в произведениях сатиру на бюрократию, а другие — критику советского строя. «Баню» поставили лишь несколько раз, а после запретили — до 1953 года.

Лояльное отношение властей к «главному советскому поэту» сменилось прохладой. В 1930 году ему впервые не одобрили выезд за границу. На поэта стала яростно нападать официальная критика. Его упрекали за сатиру по отношению к явлениям, якобы побеждённым.

Маяковский решил провести выставку «20 лет работы» и представить на ней результаты своего многолетнего труда. Он сам отбирал газетные статьи и рисунки, расставлял книги, развешивал по стенам плакаты. Поэту помогали друзья.

В день открытия зал для гостей был переполнен. Однако никто из представителей литературных организаций не пришёл. Да и официальных поздравлений поэта с двадцатилетием работы тоже не было.

Душевное состояние Владимира Владимировича ухудшалось. Непризнание усугубила личная драма. После очередного бурного объяснения с новой возлюбленной Маяковский покончил с собой в апреле 1930 г.

После смерти Маяковского весь архив поэта отошёл Брикам. Лиля Брик пыталась сохранить память о его творчестве, хотела создать мемориальную комнату, но постоянно натыкалась на бюрократические препоны. Поэта почти не издавали. Тогда Брик написала письмо Сталину. Тот в своей резолюции назвал Маяковского «лучшим и талантливейшим поэтом советской эпохи». Резолюцию напечатали в «Правде», произведения Маяковского стали издавать огромными тиражами, а его именем называть улицы, площади, библиотеки, театры Советского Союза.

Это любопытно

По данным популярного книжного сервиса, поэт Владимир Маяковский стал самым стильным классиком России. Также в тройку лидеров вошли Сергей Есенин и Антон Чехов.

«Большинство опрошенных отметили, что, по их мнению, самыми запоминающимися образами отличался Владимир Маяковский. Костюмы-тройки, жёлтые рубашки и бушлаты «самого модного поэта революции» не оставили равнодушными около 25% опрошенных», — говорится в сообщении.

Предлагаем вам нашу викторину «Маяковский. Правда или нет?»

Рекомендуем прочитать:

Маяковский В. «Хорошо!»

В настоящее издание вошли стихотворения и поэмы Владимира Маяковского — выдающегося поэта ХХ века, одного из лидеров русского авангарда. Маяковский, который «к штыку приравнял перо», стал голосом революции и символом советской эпохи. 

Янгфельдт Б. «Ставка — жизнь: Владимир Маяковский и его круг»

Автор — шведский писатель, ученый-славист, переводчик русских поэтов (В. Маяковского, О. Мандельштама, И. Бродского и др.), один из лучших знатоков жизни и творчества Маяковского, положивший, по отзывам критики, «основу всему будущему маяковсковедению».

Книга рассказывает о водовороте политических, литературных и личных страстей, который для многих участников оказался гибельным. Издание содержит большое количеством редких фотографий, документов из личного архива Л. Ю. Брик и архива британской госбезопасности.

Сарнов Б. Маяковский. Самоубийство

Смерть и бессмертие… В приложении к Маяковскому оба этих слова таят в себе множество вопросов. О причинах трагической гибели поэта спорят поныне, и споры эти сегодня так же горячи, как в тот роковой день 14 апреля 1930 года. И с бессмертием Маяковского дело обстоит тоже не просто. На какое бессмертие может рассчитывать поэт, сказавший: «Умри, мой стих…», «Мне наплевать на бронзы многопудье, мне наплевать на мраморную слизь…»?

Викторина

Мероприятие подготовила: Чуприкова А.В.