Критик. Философ. Публицист

      Комментарии к записи Критик. Философ. Публицист отключены

Информ-досье к 195-летию Н.Г. Чернышевского

195 лет назад родился Николай Гаврилович Чернышевский. Сегодня это имя, если и не забыто, то явно стоит не в первом ряду среди своих современников. Сложно сейчас оценить его значение для революционно настроенной интеллигенции XIX века. А ведь Крупская говорила: «Вряд ли кого-нибудь Владимир Ильич так любил, как любил Чернышевского».

Чернышевский вошел в литературу в 1853 году, опубликовав свои первые рецензии в журнале «Отечественные записки». Он известен, в первую очередь, как автор романа «Что делать?», ставшего значительным общественным явлением. «О романе Чернышевского, — свидетельствовал Н. С. Лесков, — толковали не шепотом, не тишком – во всю глотку… Кричали: «гадость», «прелесть», «мерзость» — и все на разные тоны». Публицистические труды Чернышевского оказали большое влияние на распространение в России социалистических идей.

Немного из биографии Н.Г. Чернышевского

Выходец из семьи саратовского священника, Чернышевский тем не менее был хорошо образован. До 14 лет учился дома под руководством отца, начитанного и умного человека, а в 1843 году поступил в духовную семинарию.

«По своим знаниям Чернышевский был не только выше своих сверстников-соучеников, но и многих преподавателей семинарии. Время своего пребывания в семинарии Чернышевский использовал для самообразования», — писал в своей статье советский литературовед Павел Лебедев-Полянский.

Не закончив семинарский курс, Чернышевский в 1846 году поступил на историко-филологическое отделение философского факультета Петербургского университета.

Николай Гаврилович с интересом читал сочинения крупнейших философов, начиная с Аристотеля и Платона и кончая Фейербахом и Гегелем, экономистов и теоретиков искусства, а также труды естествоиспытателей. Окончив университетский курс в 1850 году, молодой кандидат наук получил распределение в Саратовскую гимназию. Свою должность новый учитель использовал в том числе для пропаганды революционных идей, за что прослыл вольнодумцем. «У меня такой образ мыслей, что я должен с минуты на минуту ждать, что вот явятся жандармы, отвезут меня в Петербург и посадят меня в крепость бог знает на сколько времени. Я делаю здесь такие вещи, которые пахнут каторгою, — я такие вещи говорю в классе» — говорил Чернышевский.

1853 год ознаменовался для него женитьбой, первыми публикациями и возвращением в Петербург. Там, познакомившись с Некрасовым, Чернышевский стал сотрудничать с либеральным журналом «Современник». В этот же период он знакомится со студентом Добролюбовым. Сойдясь с ним во взглядах, Добролюбов приходит в «Современник». Теперь ни много ни мало статьи Чернышевского (как стихи Некрасова и статьи Добролюбова), по мнению царской цензуры, потрясали самые основы монархической власти, у которой журнал оказался «под прицелом». Дальновидный Некрасов из-за болезни покидает страну, передав правление Чернышевскому и Добролюбову.

В конце 50-х с приходом к власти Александра II, названного проводником широкомасштабных реформ, постепенно начали происходить перемены: послабление цензуры, отмена крепостного права. Однако революционно настроенным слоям русской интеллигенции этого было мало. Во многом вдохновляемые публикациями Чернышевского, ее представители готовили крестьянское восстание. В результате в Петербурге начали организовываться революционные кружки, распространяться прокламации в виде листовок, подчас с достаточно кровожадным текстом, призывающим к восстанию и свержению существующего строя.
Безусловно, власть ввела жесткие меры, чтобы остановить это движение. Начались массовые аресты. Чернышевский также был арестован, и невзирая на то, что его причастность к беспорядкам и текстам прокламаций доказана не была, он был признан виновным и осужден на четырнадцать лет каторжных работ в Сибири и пожизненное поселение там же. Позже своим указом император заменил 14 лет на 7.
В мае 1864-го над заключенным был публично совершен обряд «гражданской казни». Николая Гавриловича вывели на площадь с табличкой на груди, которая гласила «государственный преступник», приковали цепями к столбу и, сломав над его головой шпагу, оставили стоять в течение нескольких часов у «столба позора».

По истечении 10 лет каторги Чернышевскому было предложено подать прошение о помиловании, однако тот наотрез отказался. И лишь спустя двадцать лет друзья и родственники смогли добиться для него помилования: ссылка в Сибири была заменена ссылкой в Астрахань.

Единственная и на всю жизнь

В 1853 году Чернышевский поменял свой статус холостяка на статус женатого мужчины. Его выбор вызвал кардинально противоположный отклик среди родни и знакомых молодого человека. Многие считали Ольгу Сократовну Васильеву необыкновенной женщиной, верной подругой и музой писателя. А иные — очень резко осуждали ее за легкомысленное и пренебрежительное отношение к интересам и творчеству мужа. Как бы там ни было, сам же Николай Гаврилович не только обожествлял и безгранично любил свою супругу, но и «считал свой брак своеобразным «полигоном» для испытания новых прогрессивных идей».

От своего отца, саратовского доктора, девушка унаследовала свободолюбивый характер и горячий темперамент, за глаза ее звали «гусаром в юбке». Она, имея веселый нрав, умело кокетничала и, поэтому от поклонников у нее не было отбоя. Но в спутники жизни Ольга выбрала неловкого и тихого Чернышевского. И что любопытно, сначала Николай признался в любви Ольге, потом стал отговаривать ее от союза с ним, говоря о том, что увлекается «вещами, которые пахнут каторгой». Но Ольгу напугать было не так просто, и она вышла замуж за вольнодумца. Женился Николай вопреки воле отца, поэтому молодая супруга, быстро подчинив его своей воле, уговорила немедля переехать из провинциального Саратова в Петербург. Этот спешный отъезд был, скорее, похож на бегство: «бегство от родителей, от семьи, от житейских сплетен и предрассудков к новой жизни».
За десятилетие совместной жизни Ольга родила троих сыновей, средний из которых умер еще в детстве.

Согласно пропагандируемым идеям Чернышевского, свободную и равноправную жизнь необходимо было приближать и внедрять постепенно. А начинать нужно было с себя, дабы быть примером для других. Именно эти идеи молодой философ в первую очередь стал воплощать в свою семейную жизнь. Отрицая любую форму неравенства, в том числе и в семейном союзе, он считал, что нельзя рассматривать жену, как свою собственность, поэтому объявил Ольге, что предоставляет ей максимальную свободу и разрешает буквально все, вплоть до супружеских измен. Суть этой новаторской идеи для той эпохи поистине была революционной и утопической. Немногим позже личный опыт семейной жизни он отразит в любовной линии знаменитого романа «Что делать?».
В доме Чернышевских частым гостем был Иван Федорович Савицкий, революционер-подпольщик. Хозяйка дома с первой встречи очаровала его, а через время между ними возник роман. Однажды она рассказала все мужу, а тот спокойным голосом ответил: «Ты вольна выбирать себе жизненный путь. Я же хочу одного: чтобы ты была счастлива». Разумеется, она осталась с Николаем, разве можно было уйти от такого мужчины. Она всегда рассказывала супругу о том, что ее волновало: о танцах, прогулках, нарядах, поклонниках. А Чернышевский слушал, кивал и через пять минут забывал обо всем этом. И два таких разных человека были необыкновенно счастливы!

Чернышевскому было 34, когда его арестовали. Двадцать следующих лет уже сложно было назвать жизнью: полтора года заточения в Петропавловской крепости, гражданская казнь, каторга, ссылка в Якутию. Его жена Ольга, совершенно не способная ни на какие подвиги и самоотречения, через два года ссылки мужа, взяла сыновей и отправилась к нему в Сибирь. Однако через пять дней уже отбыла обратно — Николай Гаврилович буквально заставил ее уехать и никогда больше не возвращаться. Революционно настроенного Чернышевского мало интересовали собственные трудности. Он больше всего был обеспокоен положением, свалившимся по его вине на плечи его жены.
Даже в самые тяжелые каторжные годы он пытался заботиться о ней. Собирая копейки из скудного своего заработка, он купил ей роскошный лисий мех и переправил в Петербург.
Из сибирской ссылки Чернышевский написал жене около 300 писем, но позже прекратил переписку, решив, что чем скорее она забудет его, тем лучше для нее. Он умолял Ольгу Сократовну отказаться от него и выйти замуж за другого, но та решила этого не делать. Когда ссылка в Сибири была заменена ссылкой в Астрахань, Чернышевскому было разрешено заехать в родной Саратов, повидаться с женой и сестрой Варей. Осенью того же года Николай Чернышевский заболел малярией и скоропостижно скончался. Причиной смерти доктора констатировали кровоизлияние в мозг.

Чернышевский и Некрасов

Н.Г. Чернышевский играл не последнюю роль в окружении Некрасова. Об их отношениях читайте здесь и здесь

Советуем почитать:

Николай Чернышевский «Что делать?»

Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?» — одно из самых неоднозначных произведений русской литературы. Роман увидел свет в 1863 году и сразу же вызвал бурную полемику: от резко отрицательных отзывов консервативно настроенной публики до восторгов в кругу леворадикальной молодежи. По воспоминаниям современников, не было студента или даже гимназиста, не читавшего «Что делать?». В советскую эпоху Чернышевский занял почетное место на литературном олимпе, а его главное произведение вошло в обязательную школьную программу. Но сегодня обращение к роману «Что делать?» заставляет заново переосмыслить его значение в истории русской литературы и общественной жизни.

Чернышевская Н.М. «Повесть о Чернышевском»

Эта книга родилась из бесед автора с тысячами людей, посетивших дом-музей Н.Г. Чернышевского на его родине. Внучка писателя отвечает на вопросы людей самых разных профессий о Чернышевском в жизни. В книге использованы биографические материалы, семейные документы, воспоминания, рассказы современников, родных и Ольги Сократовны Чернышевской.

Викторина

Мероприятие подготовила: Курчинская О.М.