От чистого истока

      Комментарии к записи От чистого истока отключены

Дорогие друзья! 14 марта в мире отмечается Международный день рек.

Вода – источник жизни и самый ценный ресурс на планете. Не удивительно, что испокон веков люди селились по берегам рек. Наша страна не исключение. Поэтому в каждом населенном пункте, как правило, имеется своя река, речка или речушка. Давайте расскажем о них друг другу.

Библиотека имени Н.А. Некрасова предлагает всем желающим принять участие в межрегиональной акции «От чистого истока», которая организована в целях содействия сохранению литературно-исторической памяти о реках России.

Со страницы акции:

«Мать-Волга» — монументальная скульптура женщины, установленная со стороны Рыбинского водохранилища, на насыпной песчаной косе между зданием Рыбинской ГЭС и судоходным шлюзом №12, в городе Рыбинске Ярославской области.

Торжественное открытие этого монумента состоялось летом 1953 года. Монумент Рыбинского гидроузла украсил парадные ворота реки Волги и воплотил образ великой реки, которая благодаря каналу имени Москвы с 1937 года питает водой столицу и обеспечивает судоходство по всей Центральной России.

Авторами монумента стали скульпторы Сергей Шапошников и Вера Малашкина, а также архитектор Н.В. Донских. Постамент выполнен из гранита, а скульптура, высота которой составляет 12 метров, выполнена из железобетона. Вместе с постаментом высота композиции составляет 28 метров.

Изначально на этом месте планировалась совсем другая работа, поскольку при строительстве Рыбинского гидроузла предполагалось, что на площадке перед средней шлюзовой башней со стороны водохранилища будет размещена скульптурная композиция Веры Мухиной «Рабочий и колхозница», созданная в 1937 году.

Таким образом, известный каждому в СССР памятник должен был вовсе не встречать посещающих ВДНХ москвичей и гостей столицы, а приветствовать заходящие в Рыбинск суда.

Поскольку строительные работы на Рыбинском гидроузле в то время ещё не были завершены, монумент установили на временный постамент возле ВДНХ в Москве, а так как в нашей стране нет ничего более постоянного, чем временное решение, «Рабочий и колхозница», созданные изначально для советского павильона на Всемирной выставке в Париже 1937 года, получившие восторженные отклики Пабло Пикассо и названные французской прессой «величайшим произведением скульптуры ХХ века», «получили московскую прописку» и об их установке в Рыбинске при последующей сдаче гидроузла речь уже не заходила.

После окончании строительных работ на Рыбинской ГЭС было принято решение о создании нового монумента. И в 1953 году на постамент взошла величественная женщина в простом платье, с тугими косами, с открытым лицом и решительным рисунком губ, которая вглядывается вдаль и олицетворяет собой великую русскую реку и трудовой подвиг строителей гидроузла. Одна рука женщины направлена в сторону Рыбинского моря, приветствуя проходящие мимо корабли, а другая рука сжимает свиток чертежей с планом ГОЭЛРО. Внизу располагается парящий буревестник.