Дорогие друзья!
Сегодня мы празднуем День космонавтики. И по традиции отыскали для вас интереснейший факт из истории покорения космоса.
Слышали ли вы что-нибудь об операции «Скрепка»? В ходе этой операции в 1945 году в США из разгромленного Третьего рейха были вывезены и легализованы немецкие учёные.
Американцам достались главные технические разработки Пенемюнде — ракетного центра нацистской Германии. Но главное — на них стал работать талантливый немецкий конструктор Вернер фон Браун.
Правда, первые годы в США для группы фон Брауна были не самыми веселыми. Американцы обращались с немцами крайне пренебрежительно, ограничивали их в средствах. Группе фон Брауна позволили работать только над ракетами малой дальности.
В 1955 году Вернер фон Браун получил американское гражданство. Он рвался к работам над спутником, но они были доверены конструкторской группе ВМФ США.
Американцев было можно понять — еще не хватало, чтобы первенство в космосе им обеспечил какой-то бывший эсэсовец. Но когда проект ВМФ провалился, а 4 октября 1957 года с орбиты начал подавать сигналы первый советский спутник, все моральные сомнения были отодвинуты на второй план — Вернер фон Браун получил карт-бланш.
Первые годы покорения космоса можно смело назвать дуэлью между Сергеем Королевым и Вернером фон Брауном. Фон Браун работал с напряжением всех сил, надеясь первым вывести в космос человека.
5 мая 1961 года ракета «Редстоун» позволила американцу Алану Шепарду совершить первый суборбитальный полет. Но немец проиграл — 12 апреля 1961 года Сергей Королев на «Востоке» уже отправил Юрия Гагарина в полноценный орбитальный полет.
Президент США Джон Кеннеди провозгласил, что в ответ Америка должна первой достигнуть Луны. На эту программу Вернер фон Браун получил невероятные средства.
В 1969 году разработанная Вернером фон Брауном ракета «Сатурн-5» доставила к Луне корабль «Аполлон», и американец Нил Армстронг первым ступил на поверхность спутника Земли.
Вы не поверите, но и здесь не обошлось без русских.
В 1969 году, после благополучного завершения американского космического проекта, фон Браун шокировал мир сенсационным заявлением: «Моим учителем является русский инженер Цимлянский, которому я очень благодарен и признателен за полученные от него знания».
Фон Браун утверждал, что корабль «Аполлон» назван в честь инженера Аполлона Аркадьевича Цимлянского, который был известен тем, что построил опытный образец боевого лазера еще в начале 1920-х годов. Именно он является прототипом инженера Гарина, героя известного романа Алексея Толстого, стремящегося с помощью Гиперболоида захватить мир.
Цимлянский был гениальным ученым и конструктором, но в 1930-е годы уехал из СССР в Германию и там стал наставником молодого Вернера фон Брауна.
Вот такая космически удивительная история!
Советуем почитать:
Джеффри Клугер «Аполлон-8». Захватывающая история первого полёта к Луне»
В августе 1968 г. НАСА приняло смелое решение: запустить первый обитаемый космический корабль к Луне. Всего год назад три астронавта погибли в пожаре во время испытаний, и с тех пор программа «Аполлон» терпела одну неудачу за другой. Но когда Фрэнка Бормана вызвали на секретную встречу и предложили его экипажу опасную миссию, он без колебаний согласился. Эта книга – первая подробная история «Аполлона-8»…
Джеми Доран «Гагарин: человек и легенда»
Рассказывая о жизни и трагической гибели Первого космонавта, Джеми Доран, продюсер Би-би-си, и Пирс Бизони, известный научный журналист, автор нескольких книг, посвященных истории науки, рассказывают о том, как рождался советский космический проект. На страницах книги оживают образы блестящих конструкторов, членов первого отряда космонавтов и многих других выдающихся людей, стоявших у истоков советской космонавтики. Авторы пишут и о том, как воспринимала тогда, в начале 1960-х годов, успехи Советского Союза мировая общественность и прежде всего — США, наши самые главные конкуренты в исследовании космического пространства. В работе над книгой Доран и Бизони использовали множество монографий, архивных материалов и личных свидетельств очевидцев тех событий.