Светлая гармония Прокофьева

      Комментарии к записи Светлая гармония Прокофьева отключены

Виртуальная музыкальная гостиная к 130-летию С. С. Прокофьева

23 апреля 2021 г. весь музыкальный мир отмечает 130-летие со дня рождения выдающегося русского композитора, пианиста, дирижёра и педагога Сергея Сергеевича Прокофьева.

Будущий музыкант родился в 1891 году в селе Сонцовка Екатеринославской губернии (ныне Донецкая обл. Украины), в семье учёного-агронома. Из троих детей, родившихся в семье Прокофьевых, выжил только один — Серёжа. Поздний и на редкость одарённый мальчик был горячо любим родителями и платил им такой же любовью. Все интересы семьи были посвящены воспитанию сына. Отец учил сына русскому языку, арифметике, географии, истории, ботанике, мать — иностранным языкам и музыке. 

В 6 лет Серёжа сочинил Марш в 4 руки. Первые пьесы, вальс, марш, рондо были записаны и переплетены в альбом, на котором золотом красовалось: «Сочинения Серёженьки Прокофьева».

В Сонцовке Серёжа проявил редкую наблюдательность и разнообразие интересов: театральные постановки, различные игры, сад, в котором сажались цветы, собаки, шахматы, увлечение железной дорогой и расписанием поездов, газета, которая издавалась для отца. Дни начинающего композитора проходили очень насыщенно. О его динамичности, стремительности, которая будет сопровождать Прокофьева всю жизнь, можно судить по письмам, в которых практически нет гласных, всё в сокращениях.

В 1902–1903 годах Прокофьев брал частные уроки у композитора Рейнгольда Глиэра. В 1904 г. он поступил в Петербургскую консерваторию. Вступительный экзамен прошёл блестяще. Приёмная комиссия, в которой были Глазунов и Римский-Корсаков, была восхищена абсолютным слухом, умением читать с листа, а также солидным грузом сочинений, которые принёс с собой тринадцатилетний композитор.

«Я вошёл, — рассказывал Прокофьев, — сгибаясь под тяжестью двух папок, в которых лежали 4 оперы, две сонаты, симфония и много фортепианных пьесок. «Это мне нравится!» — сказал Римский-Корсаков, который вёл экзамен».

Сергей Прокофьев был принят в класс гармонии Лядова, инструментовки Римского-Корсакова. Студент, «высокий подвижный мальчик», заметно выделялся своими знаниями, чем мгновенно завоевал уважение. Выработанная с детства черта — иметь обо всём собственное мнение,- с годами усиливалась, и Прокофьев снискал репутацию задиры. Резкость, озорство, упорное нежелание считаться с авторитетами не мешали ему выделяться в консерватории ярким талантом, любознательностью, мгновенной реакцией, изумительным чувством юмора. Его побаивались и любили.

Сергей с матерью с восхищением отдались власти столичного города. Они путешествовали по живописным местам, посещали дворцы, театры, увлекались шахматными турнирами.

В 1909 году Прокофьев закончил консерваторию как композитор, а через пять лет — как пианист (до 1917 года продолжая заниматься в ней по классу органа). Его наградили золотой медалью и премией имени А. Рубинштейна — великолепным роялем. В последующие годы Прокофьев много концертировал именно как пианист.

1 концерт для фортепиано с оркестром

Летом 1914 года Прокофьев получил подарок от матери — разрешение поехать в Лондон. Там молодой композитор познакомился с Фёдором Шаляпиным и Сергеем Дягилевым.


Дягилев, организатор «Русских сезонов» в Париже и Лондоне, открывал для Европы русское искусство. Он обожал Россию и всё русское до фанатизма. Антрепренёр предложил Прокофьеву создать спектакль на русские сюжеты. Так родился балет «Шут» по мотивам русской народной сказки из сборника Афанасьева.

Вернувшись в Россию, Сергей Прокофьев стал активно концертировать и приобрёл огромную популярность. Со всех сторон ему предлагали участие в концертах. Крупнейшие издательства печатали произведения композитора, соглашаясь на любые его условия.

В предреволюционные годы Прокофьев создал музыкальную сказку «Гадкий утёнок» по сказке Андерсена, жизнерадостную и остроумную «Классическую симфонию», оперу «Игрок», закончил цикл фортепианных пьес «Мимолётности». Название цикла подсказано строками из стихотворения Бальмонта: 

«В каждой мимолётности вижу я миры,
Полные изменчивой радужной игры».

«Мимолётности»

После революции 1917 года Прокофьев решил совершить большое концертное путешествие. Получив разрешение от наркома просвещения Луначарского, он выехал за границу в мае 1918 года. В последующие годы Прокофьев жил и гастролировал в Америке и Европе, несколько раз также выступал в СССР.

В 1921 г. в Америке состоялась триумфальная премьера оперы Сергея Прокофьева «Любовь к трём апельсинам» по сказке Карла Гоцци.

Марш из оперы «Любовь к трём апельсинам»

Затем композитор вместе с матерью уехал в Германию, где работал над новой оперой «Огненный ангел». Покой и пленительная природа южной Германии располагали к творчеству. Здесь, в Эттале, Сергей Сергеевич женился на молодой испанской певице Лине Кодина. Лина Ивановна, так звал её Прокофьев, в течение 18 лет делила с композитором его беспокойную жизнь, стала матерью двух его сыновей. Одарённая певица много выступала с исполнением вокальных произведений Прокофьева.

Через два года спокойная жизнь окончилась переездом семьи в шумный Париж. Здесь родился балет о строительстве новой жизни в России -«Стальной скок». На премьере Сергей Прокофьев познакомился с Равелем, Стравинским, Пикассо.

В недолгие часы отдыха после напряжённого творческого труда Прокофьев радушно встречал гостей. У него бывали Ч. Чаплин, Ф. Шаляпин, шахматисты Алёхин, Капабланка. Появилось новое увлечение — автомобиль. Композитор совершил поездки по Франции, Швейцарии.

Однако со временем у Сергея Прокофьева возникла ностальгия по родине. «Я должен снова вжиться в атмосферу родной земли. Я должен снова видеть настоящие зимы и весну, вспыхивающую мгновенно. В ушах моих должна звучать русская речь, я должен говорить с людьми моей плоти и крови, чтобы они вернули мне то, чего мне здесь недостает: свои песни, мои песни. Здесь я лишаюсь сил. Мне грозит опасность погибнуть от академизма. Да, друг мой, я возвращаюсь…», — говорил он своему парижскому другу Сержу Морё.

В Советском Союзе музыка Прокофьева завоёвывала всё большее признание. На родину он вернулся в 1936 году вместе с женой и сыновьями.

В 1936 г. Сергей Прокофьев написал для Центрального детского театра симфоническую сказку «Петя и волк», получившую широкую известность. В эти и последующие годы композитор создал балеты «Ромео и Джульетта» (1935) и «Золушка» (1944), а также написал музыку к кинофильмам «Поручик Киже» (1934), «Александр Невский» (1938) и «Иван Грозный» (1945).

Вальс из балета «Золушка»

Летом 1941 г., после начала Великой Отечественной войны, Прокофьев был эвакуирован на Северный Кавказ, где на основе темы из кабардинского музыкального фольклора написал Второй струнный концерт. В том же году композитор начал работу над оперой «Война и мир» по роману Льва Толстого, написание которой растянулось на 12 лет.

В годы войны Прокофьев тяжело болел. Врачи разрешили ему работать не более 20 минут в день. Но, невзирая на запреты, композитор продолжал писать музыку.

В 1948 г. Сергей Прокофьев, наряду с некоторыми другими советскими композиторами, подвергся партийной критике за «формалистический и антинародный» характер творчества и симпатии к «упадочному» искусству Запада. После этого композитор создал оперу «Повесть о настоящем человеке» (1948) по одноименному произведению Бориса Полевого, балет «Сказ о каменном цветке» (1950) и др.

Всего Сергей Прокофьев написал 9 опер, 7 балетов, 7 симфоний, 8 инструментальных концертов, более 30 симфонических сюит и вокально-симфонических произведений, 15 сонат, ряд пьес и романсов, музыку к театральным постановкам и кинофильмам.

Фрагмент балета «Ромео и Джульетта»

В 1947 г. композитор был удостоен звания народного артиста РСФСР. Сергей Прокофьев шесть раз становился лауреатом Сталинских премий, награждён орденом Трудового Красного Знамени. В 1957 г. ему посмертно присуждена Ленинская премия. Произведения Прокофьева вошли в Золотой фонд русского искусства. Считается, что в прошлом столетии именно Прокофьев изменил музыкальный язык. « Кардинальным достоинством (или, если хотите, недостатком) моей жизни всегда были поиски оригинального, своего музыкального языка…», — говорил Сергей Прокофьев и стал истинным новатором в музыке своего времени. Его новаторство не всегда принималось современниками, однако получило высочайшую оценку спустя поколения.

Сергей Сергеевич Прокофьев скончался 5 марта 1953 г. в московской коммунальной квартире. Поскольку композитор умер в один день с Иосифом Сталиным, его похороны на Новодевичьем кладбище остались почти незамеченными.

Это любопытно:

  1. Сергей Прокофьев был талантливым писателем. «Литературное наследие композитора, безусловно, достойно издания отдельным собранием… Прокофьев-писатель на протяжении всей жизни бросал вызов Прокофьеву-музыканту; иными словами, буквы и запятые удавались ему не хуже, чем ноты и паузы». (Наталия Савкина).
  2. Симфоническую сказку «Петя и волк» Прокофьев написал за 4 дня. «Каждый персонаж сказки имел свой лейтмотив, поручаемый одному и тому же инструменту: утку изображает гобой, дедушку — фагот и т. д. Перед началом исполнения инструменты показывали детям и играли на них темы: за время исполнения дети слышали темы многократно и выучивались распознавать тембр инструментов — в этом и педагогический смысл сказки…». (С Прокофьев)
  3. «Петю и волка» в 1946 году экранизировал Уолт Дисней. Партитуру ещё не опубликованного произведения мультмагнату передал сам композитор при личной встрече. В итоге мультфильм вошёл в золотую коллекцию студии.
  4. В 2008 году короткометражка «Петя и волк» интернациональной команды из Польши, Норвегии и Британии получила «Оскар» Американской киноакадемии за лучший анимационный короткометражный мультфильм. Мультипликаторы обошлись без слов — только картинка и музыка в исполнении Лондонского симфонического оркестра.

Рекомендуем прочитать:

Прокофьев, С. С. Автобиография

Знаменитая, давно уже ставшая библиографической редкостью «Автобиография» Сергея Прокофьева возвращается к отечественному читателю обновлённой — в ней раскрыты все купюры, осуществлённые в предыдущих изданиях советского периода.
В «Автобиографии» подробно описаны детские и юношеские годы композитора, а дальнейшее повествование продолжено автором в другой книге — легендарных Дневниках. Вместе они составляют своеобразную «дилогию», по своим литературным качествам вполне способную соперничать с музыкальным творчеством великого мастера.

Мероприятие подготовила: Чуприкова А.В.