Литературный час к 420-летию трагедии У. Шекспира «Гамлет»
Есть поэты, чьи имена стали не просто гордостью, а символами национальной культуры. Для русских это Пушкин, а для англичан – Шекспир.
Родился Уильям Шекспир в 1564 г. и умер в 1616 в один и тот же день – 23 апреля. Вскоре после того как ему исполнилось 20, он покинул родной Стрэтфорд-на-Эйвоне, с тем чтобы вернуться туда на покой за несколько лет до смерти.
Сейчас известны 37 шекспировских пьес, 154 сонета и 2 поэмы, но учёные полагают, что какая-то часть его наследия не дошла до нас. Ходят легенды, что не сам Шекспир написал произведения. На их авторство выдвигаются множество титулованных претендентов. Но все версии оказались на поверку не основательны. И нет никаких причин сомневаться в том, что «Гамлета» создал сын ремесленника и торговца, избравший для себя в Лондоне малопочтенное , по тогдашним представлениям, поприще актёра и сочинителя.
Отпущенные ему судьбой полвека пришлись на эпоху Возрождения. Идеи гуманистов завоёвывали всё новых приверженцев. Некоторым начинало казаться, что грядёт царство всеобщего благоденствия. Однако проницательному взору могучих умов Ренессанса вскоре явно открылось, сколь разительно отличается окружающая действительность от утопических представлений об идеальном общественном устройстве.
Гуманистический идеал «очеловеченного человека» вступил в разлад с бесчеловечностью эпохи.
«Век расшатался…» Драматическая двойственность времени, в которое он жил, не могла не сказаться на творчестве столь чуткого художника, как Шекспир. Наглядный тому пример – «Гамлет», где передано мироощущение лучшего из сынов «расшатанного века» и запечатлена трагедия не отдельного человека, а человечности и человечества.
Давно установлено, что для этой, как и для большинства других пьес, Шекспир не придумал оригинального сюжета. Он восходит к древней скандинавской саге. Более того, за несколько лет до постановки шекспировского «Гамлета» на лондонской сцене уже шла трагедия о принце датском, приписываемая Томасу Киду.
Достаточно заурядную драму мести, традиционный сюжет об узурпации власти Шекспир наполнил обширным философским содержанием и наделил главного героя «бездной души».
Проблемы, затронутые в пьесе
Проблематика, освещённая в «Гамлете», очень широка. Здесь темы любви и ненависти, смысла жизни и назначения человека в этом мире, сила и слабость, право на месть и убийство.
Одна из главных – проблема выбора, с которой сталкивается главный герой. В его душе много неуверенности, он в одиночестве долго размышляет и анализирует всё происходящее в его жизни. Рядом с Гамлетом нет никого, кто смог бы помочь ему принять решение. Поэтому он руководствуется лишь собственными моральными установками и личным опытом. Сознание его разделяется на две половины. В одной живёт философ и гуманист, а в другой — человек, который понял суть прогнившего мира.
Его ключевой монолог «Быть или не быть» отражает всю боль в душе героя, трагедию мысли. Эта невероятная внутренняя борьба изматывает Гамлета, навязывает ему думы о самоубийстве, но его останавливает нежелание совершать ещё один грех. Гамлета всё больше волнует тема смерти и её тайна. Что там дальше? Вечная тьма или продолжение страданий, которые он терпит при жизни?
«Такого героя до Шекспира в мировом искусстве не было, и редко кому после Шекспира удалось с такой же художественной силой и проникновенностью создать образ мыслителя. „Гамлет“ — философская трагедия…» (А. Аникст, шекспировед)
Смысл драмы
Основная идея трагедии заключается в поиске смысла бытия. Шекспир показывает человека образованного, вечно ищущего, обладающего глубоким чувством эмпатии ко всему, что его окружает. Но жизнь вынуждает героя столкнуться с истинным злом в различных проявлениях. Гамлет осознает его, пытается разгадать, как именно оно возникло и почему. Его потрясает факт того, что одно место может так быстро превратиться в ад на Земле. И акт его мести заключается в том, чтобы уничтожить зло, проникшее в мир.
Основополагающей в трагедии становится мысль о том, что за всеми королевскими неурядицами стоит великий перелом всей европейской культуры. И на острие этого перелома возникает Гамлет – новый тип героя. Вместе со смертью всех главных персонажей рушится веками сложившаяся система миропонимания.
В 2021 г. исполняется 420 лет с момента создания У. Шекспиром трагедии «Гамлет». Подсчитано, что в пьесе 4042 строки, а её словарный запас составляет 29551 слово. Таким образом, «Гамлет» — самая объёмная пьеса драматурга.
Премьера самой известной в истории драматургии пьесы состоялась в 1601 году в лондонском театре «Глобус», и одну из ролей в ней исполнил сам автор — Уильям Шекспир. С тех пор пьеса была поставлена бесчисленное количество раз на разных сценах мира, и роль Гамлета на все времена стала заветной мечтой каждого актера.
«Гамлета» давно разобрали на цитаты. Даже те, кто не прочёл ни единого стиха Шекспира, не видел его пьес, цитируют, порой сами того не подозревая, великого поэта, так как огромное количество его строк стали крылатыми. Например, «Быть или не быть, вот в чём вопрос», «Подгнило что-то в Датском королевстве», «Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам», «О женщины, вам имя – вероломство!» и т. д. Выражения эти бытуют в различных вариантах, т. к. существует свыше 30 русских переводов трагедии.
Благодаря напряжённому сюжету, острым политическим и любовным коллизиям трагедия остаётся популярной вот уже несколько столетий. Каждое поколение находит в ней проблемы, присущие его эпохе. Неизменно привлекает внимание и философская составляющая произведения – глубокие размышления о жизни и смерти. Она подталкивает каждого читателя к своим выводам.
«Гамлет» не драма бесхарактерности, но драма долга и самоотречения… волею случая Гамлет избирается в судьи своего времени и в слуги более отдалённого. «Гамлет» — драма высокого жребия…» (Б. Пастернак)
Викторина
Рекомендуем послушать:
Рекомендуем прочитать:
Акройд, Питер. Шекспир. Биография.
Книга о Шекспире – человеке, который столь сильно повлиял на английский язык и мировую литературу, о котором достоверно известно немногое. Большая часть свидетельств – косвенные, а рассказы о нём – из третьих уст. Питер Акройд отвечает на главный вопрос: как смог сын перчаточника, провинциальный паренёк без университетского образования, создать без малого 40 пьес, которые не сходят с театральных подмостков всего мира вот уже несколько веков. Автор в очередной раз делает невозможное: воссоздаёт время и эпоху Шекспира и погружает читателя в мир театра XVI века.
Мероприятие подготовила: Чуприкова А.В.