Час нравственности к Дню дружбы
Ежегодно 30 июля во всём мире отмечается Международный день дружбы, который был утверждён резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН в 2011 году.
Инициатива проведения Международного дня дружбы исходила от Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).
Основной идеей праздника является признание актуальности и важности дружбы как проявления благородного чувства, общего для всех людей.
Перед миром стоит большое количество вызовов и угроз, которые подрывают международную безопасность, социальные устои, создают препятствия для развития, разделяют людей и общества. Для того чтобы успешно этому противостоять, необходимо искоренить причины их возникновения. Добиться этого можно путём проявления солидарности, которая может выражаться во многих формах. В первую очередь, это дружба: она сближает людей, приводит к согласию и создаёт нормальные условия для их существования.
По данным ВЦИОМ, у 64% российских граждан есть друзья другой национальности. Причём среди 18-24-летних эта доля составляет 76%. У 52% россиян есть друзья другого вероисповедания.
Великие мыслители прошлого утверждали, что жизнь без дружбы — ничто, а исключить её из жизни — всё равно, что лишить мир солнечного света, что дружба ценится наравне с мудростью и превосходит талант. У каждого из нас — семи с половиной миллиардов людей на планете — имеются тёплые воспоминания, связанные с этим чувством. Дружбу во все времена почитали величайшим нравственным мерилом и ценностью. Примеры искренней душевной привязанности можно найти в любую историческую эпоху, она украшала жизни государственных деятелей и военачальников, писателей и артистов. Нередко дружба между двумя известными личностями, как, например, Екатериной Великой и княгиней Дашковой, способствовала развитию огромной страны, служила во благо целого народа.
Сегодня мы хотим рассказать вам о дружбе знаменитостей.
Иван Бунин и Александр Куприн
Они познакомились в Одессе, когда обоим было по 29 лет. Узнав, что на даче знакомых остановился писатель Куприн, Иван Алексеевич пошёл знакомиться — и они тут же нашли общий язык. Тем летом они болтали ночи напролёт, гуляя вдоль берега моря, и Бунин уговаривал своего нового товарища вновь начать писать и публиковаться в журналах.
— Да меня же никуда не примут, — возражал тот.
— Но ведь вы уже печатались! — не унимался будущий автор «Тёмных аллей».
— Да, а теперь, чувствую, напишу такую ерунду, что не примут.
Бунину всё-таки удалось заставить Александра Ивановича взяться за перо. Когда рассказ был готов, он сам поехал с ним в редакцию «Одесских новостей», потому что Куприн боялся. Тот случай Бунин вспоминал в мемуарах: «Мне удалось тут же схватить для него двадцать пять рублей авансом. Он ждал меня на улице и, когда я выскочил к нему из редакции с двадцатипятирублёвкой, глазам своим не поверил от счастья, потом побежал покупать себе „штиблеты“, потом на лихаче помчал меня в приморский ресторан „Аркадию“ угощать жареной скумбрией и белым бессарабским вином… Сколько раз, сколько лет и какой бешеной скороговоркой кричал он мне во хмелю впоследствии:
— Никогда не прощу тебе, как ты смел мне благодетельствовать, обувать меня, нищего, босого!».
Эта дружба продолжалась десятилетия. Однажды обоих писателей номинировали на Пушкинскую премию, им пришлось делить денежный приз. В письме другу Куприн пошутил: «Я на тебя не сержусь за то, что ты свистнул у меня полтысячи». Бунин в ответ написал: «Радуюсь тому, что судьба связала моё имя с твоим».
Они продолжили общаться и после эмиграции в Париж, где поселились в одном доме. Куприн потихоньку спивался, а вскоре тяжело заболел. В 1938 году Бунин вспоминал: «Года три тому назад, приехав с юга, я как-то встретил его на улице и внутренне ахнул: и следа не осталось от прежнего Куприна! Он шёл мелкими, жалкими шажками, плёлся такой худенький, слабенький, что, казалось, первый порыв ветра сдует его с ног, не сразу узнал меня, потом обнял с такой трогательной нежностью, с такой грустной кротостью, что у меня слёзы навернулись на глаза. Как-то я получил от него открытку в две-три строчки, — такие крупные, дрожащие каракули и с такими нелепыми пропусками букв, точно их выводил ребёнок… Всё это и было причиной того, что за последние два года я не видел его ни разу, ни разу не навестил его: да простит мне бог — не в силах был видеть его в таком состоянии».
Пётр Чайковский и Антон Чехов
Их объединила эпоха, хотя они родились с разницей в 20 лет. Интерес композитора к молодому писателю оказался настолько большим, что в апреле 1887 года Чайковский написал Чехову письмо, поводом послужил рассказ «Миряне», опубликованный в газете «Новое время». Профессор Московской консерватории Николай Кашкин признавался: «П. И. всегда много читал… Рассказ… был прочитан два раза сряду, потому что чрезвычайно понравился нам обоим, а Пётр Ильич не успокоился до тех пор, пока не написал А. П. Чехову письмо, хотя он его лично не знал и нигде до того времени не встречал». 20 апреля Чайковский отправил письмо Чехову на адрес редакции газеты, в котором высказал «свою радость обрести такой свежий и самобытный талант». Письмо композитора Чехов не получил.
Петр Ильич не случайно обратил внимание на молодого писателя. Друг композитора, Герман Ларош, утверждал: «Литература занимала в его жизни место гораздо больше, чем у обыкновенного образованного человека: она была после музыки главным и существенным его интересом; <…> он сам был в значительной мере рождён литератором…». Таким же живым интересом для Антона Павловича всегда была музыка, и любовь к ней зародилась у Чехова ещё в юности, одновременно с увлечением литературой и театром. Именно музыка, литература и увлечённость театром наполняли атмосферу, в которой созрели таланты писателя и композитора.
Знакомство Чехова и Чайковского состоялось 14 декабря 1888 года за завтраком у брата композитора. Встреча произвела на Чехова ошеломляющее впечатление. «Он хороший человек и не похож на полубога», — напишет Чехов после этой встречи.
История имела продолжение: менее чем через год, в октябре 1889 года, Чехов сообщил Чайковскому: «В этом месяце я собираюсь начать печатать новую книжку своих рассказов <…> разрешите мне посвятить эту книжку Вам». Речь шла о сборнике «Хмурые люди». Через пару дней, композитор был в гостях у Чеховых. «Вчера у меня был П. И. Чайковский, что мне очень польстило: во-первых, большой человек, во-вторых, я ужасно люблю его музыку, особенно «Онегина». Хотим писать либретто», — делился Антон Павлович новостями с редактором и издателем «Нового времени» Алексеем Сувориным.
Младший брат писателя, Михаил Чехов, опубликовал свои воспоминания об этом визите Чайковского в своей книге «Вокруг Чехова»: « Он пришёл к нам запросто. <…> Затем они разговаривали о музыке и о литературе. Я помню, как оба они обсуждали содержание будущего либретто для оперы «Бэла», которую собирался сочинить Чайковский. Он хотел, чтобы это либретто написал для него по Лермонтову брат Антон… «Только, знаете ли, Антон Павлович, — сказал Чайковский, - чтобы не было процессий с маршами. Откровенно говоря, не люблю я маршей». Он ушёл от нас, — и то обаяние, которое мы уже испытывали от него на себе, от этого посещения стало ещё больше».
Чехов тщательно готовил книгу к печати, весной 1890 года сборник рассказов «Хмурые люди» вышел в свет. На первой странице – слова автора «Посвящается Петру Ильичу Чайковскому». Композитор очень гордился этим посвящением и думал о совместной творческой работе в будущем. Однако эти планы не осуществились. Сначала были гастроли и поездки, а осенью 1893 года – внезапная кончина Чайковского.
Чехов до конца своих дней оставался горячим поклонником творчества Чайковского и использовал его музыкальные образы для создания более точных духовных и душевных характеристик своих героев.
Марк Твен и Хелен Келлер
Хелен Келлер, писательница и политическая активистка, стала национальной героиней и вдохновением для многих — всё благодаря тому, что сумела преодолеть трудности, связанные с глухотой и слепотой. Слуха и зрения Хелен лишилась в детстве, переболев скарлатиной. Вынужденная осваивать навыки общения с помощью специального педагога, Келлер в дальнейшем положила историю своей жизни в основу пьесы «Сотворившая чудо», которая была неоднократно экранизирована в США и приобрела невероятную популярность.
Благодаря Хелен Келлер был совершён прорыв в обучении слепоглухих, а сама она построила политическую карьеру, написала книгу о собственной жизни и стала настоящей легендой Америки. Примечательно, что на протяжении многих лет её другом и помощником был знаменитый автор «Приключений Тома Сойера» — Марк Твен.
Дружба эта была удивительной хотя бы потому, что писатель был на 45 лет старше Хелен. Когда они впервые встретились в 1894 году, Келлер было лишь 14 лет, а Марку Твену — уже за 50. Однако Хелен очень напоминала писателю его младшую дочь — именно поэтому они так привязались друг к другу и дружили на протяжении 16 лет, вплоть до смерти писателя.
Марк Твен говорил: «В XIX веке было два великих человека — Наполеон и Хелен Келлер».
Келлер впоследствии утверждала, что Твен отличался потрясающим интуитивным чутьём — он словно знал, каково быть слепым, и в его обществе она никогда не чувствовала себя неловко или беспомощно. В то же время Твен был очень понимающим, любил делиться разными историями и позволял Хелен читать по губам, дотрагиваясь до него и, таким образом, понимая смысл сказанного.
Твен встал на защиту Келлер после досадного случая: девушку обвинили в плагиате после того, как она (по её словам, ошибочно) прислала чужой рассказ на публикацию в школьном журнале. В результате этой истории Хелен была вынуждена покинуть школу Перкинса для слепых, несмотря на то, что врачи подтверждали: в силу её физических особенностей, она могла принять чужое творчество за собственное.
В 1900 году Марк Твен представил Хелен богатому промышленнику Генри Роджерсу, который согласился оплатить обучение девушки в колледже Рэдклиффа. Это знакомство, организованное заботливым писателем, оказало неоценимое влияние на всю дальнейшую жизнь Келлер. В 1904 году она закончила колледж и стала первым слепоглухим человеком в мире, получившим степень бакалавра.
А теперь немного о дружбе животных.
Рекомендуем посмотреть:
Рекомендуем прочитать:
Флэгг, Ф. Жареные зелёные помидоры в кафе «Полустанок»
Знаменитый роман известной американской писательницы Ф. Флэгг рассказывает о дружбе женщин, живших в ХХ веке и в наше время. Тонко проникая в психологию героев, автор неожиданным образом переплетает их судьбы, полные драматических событий и житейских забот, любви и ненависти, побед и поражений. По роману в 1991 году был снят фильм, имевший огромный успех во всём мире.
Мероприятие подготовила: Чуприкова А.В.